Реализация программ наставничества «Первые дни ребенка в школе», «Пробные уроки», «Преддипломная практика»

Любовь ТОКАРЕВА,

заместитель директора по учебной работе гимназии №22 г. Нижнекамска 

Гульназ ХАСАНОВА,

учитель начальных классов, руководитель методического объединения гимназии №22 г. Нижнекамска

Чтобы подготовить квалифицированные кадры, способные на должном уровне овладеть своей профессией, необходимо настраивать систему психологического мышления студентов на умение получать знания, осваивать профессию учителя. Поскольку образовательная система должна служить на благо обществу, государству и  самому студенту, который на базе знаний, полученных в педагогическом колледже, сможет получить достойное рабочее место и стать профессионалом.

С Нижнекамским педагогическим колледжем нашу гимназию связывает многолетнее плодотворное сотрудничество по реализации программ наставничества: «Первые дни ребенка в школе», «Пробные уроки», «Преддипломная практика»». Прежде всего с глубоким уважением хотим назвать имена методистов педагогического колледжа, с кем мы работаем многое годы: Зульфия Габдулловна Исаева, Надежда Григорьевна Маркова, Ольга Ивановна Ларина, Рамзия Закиевна Рогова, Юлия Евгеньевна Проснева, Оксана Владимировна Макушева, Тамара Владимировна Войцеховская, Олег Альбертович Хамидуллин, Аделина Артуровна Борщева, директор музея образования Альмира Назимовна Садикова —

Для работы со студентами педагогического колледжа по программам наставничества определены задачи:

– формировать у молодого учителя потребности в непрерывном образовании;

– помогать учителю творчески внедрять идеи в учебно-воспитательный процесс;

– способствовать формированию у педагога индивидуального стиля творческой деятельности;

– создать условия для развития инициативы и рефлексивных навыков;

– привить интерес к педагогической деятельности;

– ускорить процесс профессионального становления и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности;

– раскрыть роль специалиста-педагога в системе работы с учениками и родителями. стимулировать учебно-познавательную деятельность школьников, используя личностно-ориентированные технологии;

– использовать разнообразные формы и приемы организации учебной деятельности;

– осваивать новое содержание образования, образовательных стандартов нового поколения;

– совершенствовать деятельность по организации контроля и оценки качества преподавания предметов.

Работа программ наставничества велась по следующим направлениям:

– оказание помощи в осуществлении качественного планирования (в течение года): разработаны рабочие программы и календарно-тематическое планирование по предметам, оказывалась методическая помощь при разработке конспектов пробных уроков, уроков математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира, уроков развивающего цикла;

– оказание помощи по организации качественной работы со школьной документацией (в течение года): проводились консультации и контроль выполнения требований по работе с ученическими тетрадями, а именно объем работы на уроке, объем домашней работы, соблюдение требований по ведению тетрадей, разнообразие видов работ, работа по развитию навыков чистописания. Кроме этого проводились консультации и контроль выполнения требований по ведению электронного журнала, консультации по теме «Анализ прохождения программы»;

– организация деятельности по повышению качества преподавания. С целью оказания помощи в освоении и внедрении современных технологий было организовано взаимопосещение уроков молодого специалиста и учителя, методистов.

Также были даны консультации по разработке дидактического и наглядно-демонстрационного материала к урокам, по организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке, по приёмам развития речи, техники чтения и вычислительных навыков младших школьников.

Также была оказана помощь в организации работы с родителями (посещение родительского собрания, ответы на вопросы родителей по особенностям организации домашней работы с учащимися, по подготовке к выполнению Всероссийских проверочных работ и др.)

Контроль качества усвоения обучающимися программного материала (в соответствии с планом работы школы). Проведены диагностические работы и составлены их анализы, проведены беседы-консультации по нормам оценивания контрольных работ.

Трудоустройство студентов НПК:

– фактический выпуск в 2022/2023 учебном  году – 177 чел.;

– всего трудоустроено – 151 чел. (85,3%);

– трудоустройство выпускников по полученной специальности в 2023 году – 124 чел. (70%).

Диагностика профессиональных затруднений (в течение учебного года).

Также были организованы беседы и индивидуальные консультации по вопросам:

– ведение школьной документации;

– постановка задач урока;

– составление рабочих программ, календарно-тематического планирования;

– соблюдение на уроке санитарно-гигиенических требований к обучению школьников;

– самоанализ урока;

– методические требования к современному уроку;

– ошибки начинающего педагога;

– полезные сайты.

Хочется отметить, что именно в ходе практики начинается формирование практиканта как учителя, практика вскрывает успехи и недочеты теоретической подготовки студента и его психологической готовности к работе в школе с детьми. Здесь нужна помощь школы, учителей, методистов. В этом году среди студентов, которые у нас проходят практику был проведен опрос на их готовность работать в школе на их страхи и ожидания.

Анкета состояла из 16 вопросов, прямых и косвенных, которые раскрывали реальную картину готовности студентов педколледжа прийти после его окончания работать в школу.

Это были прямые вопросы, на которые большинство студентов ответили да, я приду работать в школу.

1 Хотите ли расти в профессии педагог? 27 0
2 Умеете ли поощрить добрым словом поступки и действия учащихся на практике? 27 0
4 Умеете ли поддержать учащегося в трудную минуту? 27 0
9 Любите ли вы смотреть, читать статьи, сайты по педагогике? 24 3
10 Хотите лит вы дальнейшем получать высшее педагогическое образование? 22 5
11 Хотите ли вы внедрять идей в образовательный процесс учащихся? 24 3
13 Хотите ли вы в дальнейшем работать с детьми? 26 1
13 Хотите ли вы в дальнейшем работать с детьми? 26 1

Были косвенные вопросы, которые показали риски, при которых основная масса студентов или боится, или неуверенна в своей успешности в педагогической деятельности. А такие студенты после практики в школе в основном убеждают себя не приходить в школу или уходят из школы после 1 – 2 лет работы.

5 Как вы относитесь к ведению школьной документации? 19 8
6 Боитесь ли вы ошибок как начинающий педагог? 18 9
7 Когда я прихожу с практики домой, то некоторое время (часа 2 – 3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался. 13 14
12 Хотите ли вы в дальнейшем стать известным педагогом? 14 13
14 У вас часто возникают тревожные ожидания, связанные с практикой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо. 11 16
15 Мне кажется, что эмоционально я не могу дать учащимся того, что требует профессиональный долг. 4 23

 

Здесь может помочь только совместная работа методистов НПК и учителей начальных классов. Благодаря сотрудничеству учителей начальных классов нашей школы и преподавателей педагогического колледжа, студенты продолжают совершенствовать необходимые педагогические умения и навыки, готовясь к самостоятельной профессионально-педагогической деятельности.

Считаем, именно, педагогическая практика является средой приобщения будущего учителя к профессиональной деятельности, существенно влияющая на его профессиональное становление и способствующая формированию профессиональных компетенций специалиста.

Студенты НПК под чутким руководством методистов и учителей начальных классов проходят в стенах нашей гимназии различные практики.

Это:

– «Первые дни ребёнка в школе»;

– «Пробные уроки»;

– «Летняя практика»;

– «Преддипломная практика».

Педагогическая практика студентов «Первые дни ребенка в школе». Где студенты не только наблюдают уроки наших учителей, знакомятся с документацией школы, но и проводят мероприятия «Посвящение в первоклассники», «Посвящение в первоклассники», выступление студентов НПК.

Во время практик: «Пробные уроки», «Преддипломная практика», «Летняя практика» студенты проводят свои полноценные уроки и мероприятия. Детям очень нравятся уроки студентов-практикантов. Они активно и с интересом работают на уроках и ждут их с нетерпением. Учащиеся любят студентов-спортсменов на летней практике во время пришкольного лагеря, не отходят от них, им интересны их зарядка и спортивные мероприятия.

 

Сотрудничество с НПК даёт свои результаты. Наши студенты-практиканты, которые проходили у нас практику, видя дружелюбную обстановку в коллективе, учителей начальных классов и администрацию, которые готовы прийти на помощь по любому вопросу,  приходят к нам на работу.

Так в этом году в нашем педагогическом коллективе пополнение, к нам пришли 2 молодых специалиста. Это – Ксения Дмитриевна Советникова стала учителем в 1 «Г» классе и Виктория Сергеевна Рыцева – в 1 А классе.

 

Советникова Ксения Дмитриевна                                   Рыцева Виктория Сергеевна

Чтобы наши молодые специалисты стали полноценными учителями нашей гимназии на долгие годы и убрать страхи молодого педагога, к каждому молодому педагогу были прикреплены опытные учителя, с большим стажем работы.