Реализация обучения в сотрудничестве  в условиях обновлённых ФГОС на уроках математики

 Реализация обучения в сотрудничестве в условиях обновлённых ФГОС на уроках математики

Фирдауса  САЙФУТДИНОВА,   учитель математики  лицея №2 имени академика К.А.Валиева. г.Мамадыш       

Обновлённые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед учителями новые задачи, в том числе внедрение методов обучения в сотрудничестве. В этой статье я хочу рассказать, как можно организовать обучение математики в форме сотрудничества, чтобы сделать его более эффективным и интересным для учащихся.
Обучение в сотрудничестве – это метод, при котором учащиеся работают вместе в маленьких группах или парах, чтобы достичь общих учебных целей. Такой подход помогает развивать не только знания по предмету, но и навыки работы в команде, общения и критического мышления.
Согласно обновлённым ФГОС, основное внимание уделяется формированию ключевых компетенций у школьников. Обучение в сотрудничестве помогает развивать:
– коммуникативные навыки (учащиеся учатся выражать свои мысли и слушать других);
– критическое мышление (работая в группе, дети могут обсуждать разные подходы к решению задач, что способствует более глубокому пониманию);
– умение работать в команде (эта компетенция важна не только в школе, но и в будущем, когда они окажутся на рабочем месте).
Исходя из своего опыта работы, хочу поделиться несколькими советами для организации уроков математики в формате сотрудничества:
– создание групп (разделите класс на небольшие группы по 3 – 5 человек, стремитесь создавать разные группы для различных заданий, чтобы ученики могли работать с разными партнёрами в поисках необходимой информации и составления плана для его решения);
– использование различной методики (применяйте на уроках разные виды деятельности: решение задач, проекты, игры, дискуссии, различные конкурсы);

– разработка заданий (задачи должны быть достаточно сложными, чтобы учащиеся не могли решить их индивидуально, но в то же время доступными для их уровня знаний. Это поможет им понять важность командной работы);
– рефлексия (после выполнения задания дайте возможность группам обсуждать свои подходы и выводы. Это научит их критически осмысливать результаты своей работы и вырабатывать собственное мнение);
– поддержка учителя (учитель должен активно наблюдать за работой групп, подсказывая и направляя их в нужном направлении. Важно задавать уточняющие вопросы, чтобы ученики думали глубже и анализировали свои решения).
На уроке по теме «Проценты» учитель может предложить группам решить задачи на проценты, которые помогут учащимся работать с информацией, выделять и отбирать главное, выстраивать собственные пути решения и обосновывать их, работать в парах и в группах, развить свои точки зрения, убеждения и желания в поисковой творческой деятельности. После этого каждая команда презентует своё решение классу. Затем все учащиеся могут обсудить, какие методы оказались более эффективными и почему.
Приведу примеры задач для групп учащихся:
1. Задача «Юный экономист»
Алексей решил всерьёз заняться экономией в своей семье. Изучив счета за прошлые годы, Алексей увидел, что его семья стабильно тратит в год 14000 рублей на лечение зубов. Изучив эту тему подробнее, Алексей выяснил, что обычная зубная щётка плохо помогает в защите от кариеса, нужно специальное устройство – водный ирригатор, вымывающий струёй воды остатки пищи, скопившиеся между зубами. Алексей заказал такой ирригатор на китайском сайте за $12. Деньги были списаны с карты по курсу 72,21 рублей за доллар. Доставка составила ещё 25% от стоимости ирригатора в рублевом эквиваленте. Во сколько обошлась доставка? (ответ запишите, предварительно округлить до ближайшего целого числа, кратного 10). Сколько денег заплатил Алексей за ирригатор с учётом доставки? (ответ запишите, предварительно округлить до ближайшего целого числа). После того, как семья начала пользоваться ирригатором, счета за лечение зубов за год снизились сразу на 50%. Сколько денег в результате помог сэкономить Алексей своей семье в этом году?
2. Задача «Бухгалтер»
Профессия бухгалтера остаётся востребованной в России и в мире уже многие десятки лет. Это связано с тем, что почти любая даже некоммерческая организация проводит финансовые операции, о которых нужно отчитываться перед государственными службами. Кроме того, с самого возникновения бухгалтерское дело было направлено на рационализацию деятельности организации, упорядочивание её. Еще в Средневековье счетовод или бухгалтер должен был решать задачи правильного расходования средств, чтобы планировать дальнейшую финансовую деятельность, выплаты всем наемным работникам.Помогите бухгалтеру рассчитать заработную плату сотруднику фирмы, если ставка сотрудника – 13 500 рублей. Доплата за совмещение обязанностей – 60%. Доплата за командировку 10%. Премия 45% от начисленной суммы. Кроме того, каждый месяц сотрудник платит государству НДФЛ –13 % от зарплаты. Работодатель выступает налоговым агентом и платит налоги за работника. Какова заработная плата сотрудника? Какую сумму получит сотрудник?
3. Задача «Эколог»
Изучение и применение полезных свойств  растений уходит в глубокую древность. XVII век был временем усиленного сбора сведений о полезных растениях. А что вы знаете о домашних растениях и цветах? Есть ли от них какая-то польза? Конечно, растения и цветы не только создают уют и украшают наши квартиры, но и очищают воздух.Выберите любой цветок и выполните вычисления. Вы узнаете, на сколько процентов снижается количество микробов в комнате от летучих фитонцидов комнатных растений. Какой из этих цветков подходит для снижения количества микробов в комнате?

Туя: Какой процент составляет число 335 от 500?
Хризантема: Какой процент составляет число 33 от 50?
Аспарагус: Какой процент составляет число 1,9 от 5?
Бегония или герань: Какой процент составляет число 0,86 от 2?

Обучение в сотрудничестве – это мощный инструмент, который позволяет углубить знания учащихся и развить важные навыки. В условиях обновлённых ФГОС использование данного подхода в преподавании математики становится особенно актуальным. Учителя, внедряя методы сотрудничества, создают динамичную и увлекательную образовательную среду, что, в свою очередь, помогает детям лучше усваивать материал и готовит их к будущей жизни в обществе.