Реализация национального образования в условиях детского сада
№ 121
Галима ШПУРОВА,
старший воспитатель I квалификационной категории детского сада № 107 г. Казани
Воспитание ребенка – многогранный труд, охватывающий множество сфер и областей. Особую значимость для многонациональной страны приобретает постоянная потребность общества в воспитании личности, способной к жизнедеятельности в современных полиэтнических условиях. Поликультурное образования предполагает отражение в его содержании специфических особенностей различных культур, их диалога и взаимодействие в историческом и современном контекстах. Базовым учреждением поликультурного образования является дошкольное учреждение, так как именно здесь общей основой воспитания и обучения является овладение татарской и русской речью, становление основ мировоззрения, национально-культурной и гражданской идентичности, духовно-нравственное развитие с принятием моральных норм и национальных ценностей.
Основная образовательная программа дошкольного образования разрабатывается на основе ФГОС и с учетом вариативных примерных основных образовательных программ.
В концепции дошкольного воспитания ставится задача – приобретение основ личностной культуры, её базиса, соответствующего общечеловеческим духовным ценностям. Формирование поликультурной личности определяют конкретные задачи поликультурного воспитания дошкольников:
– развитие представлений о развитии человечества, об образе жизни человека в древности;
– формирование у детей представлений о многообразии культур в России и мире, приобщение детей к культурному богатству русского народа через традиции и обычаи, игры, фольклор, воспитание позитивного отношения к различным культурам;
– привитие дошкольникам умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур;
– воспитание в детях патриотизма, толерантности, гуманности по отношению к другим культурам;
– воспитание уважения к личности и правам другого человека, общественных норм и правил поведения.
Система образования ориентирована на возрождение и удовлетворение национально-культурных запросов общества.
Основными целями регионального компонента являются:
– создание педагогических условий для успешной социализации личности в условиях региона, профессионального самоопределения и непрерывного образования;
– ориентация общего образования на реализацию социально-экономической стратегии развития региона;
– обеспечение единства образовательного пространства.
При определении педагогических условий реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования учитываются следующие положения:
– определение социального заказа на интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
– выявление специфики реализации национально-регионального компонента дошкольного образования;
– использование принципа культурализма в образовательном процессе дошкольных учреждений.
Научно-обоснованное содержание поликультурного воспитания включает в себя компоненты национальных культур: устное народное творчество, художественная литература, народная игрушка, национальная кукла, декоративно-прикладное искусство, живопись, музыка, этнические мини музей, игры, национальные кушанья.
Ознакомление дошкольников с национальными культурами реализуются через интеграцию образовательных областей ФГОС ДО «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Решение задач поликультурного воспитания происходит эффективнее, когда национальная культура естественно вплетается в жизнь группы детского сада, и осуществляется совместными усилиями всех педагогов и специалистов детского сада и родителей.
Развития представлений о истории и культуре, воспитание чувства любви к своей Родине, приобщение к прошлому и настоящему национальной культуре – основные цели для взаимодействия дошкольника с социумом.
Знакомство детей происходит через различные формы работы с народными играми, народным календарем, произведениями народно-прикладного искусства, фольклором, основами культуры, традициями, бытом, обычаями татарского и русского народов, что способствует развитию познавательных способностей у детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к культуре. Для этого в детском саду и группах создается специальная среда с целью приобщения детей к народной культуре, народному искусству.
Высшим показателем достижения личностью поликультурного развития является ее открытость другим культурам, ценностям и взглядам, любым иным различиям. Открытость предполагает активную позицию субъекта, когда уже не появляются сомнения по поводу культурных различий, нет негативных стереотипов и предубеждений.
Таким образом, становление поликультурной личности представляет собой непростой и последовательный ход приобретения внутренних качеств, которые находятся в непосредственной взаимосвязи.