Развиваем творчество через театрализованную деятельность

(Мастер-класс для молодых педагогов)

Гелуся ДАВЫДОВА,

старший воспитатель детского сада №62 «Весняночка» г. Наб. Челны

Цель: повышение  профессиональной компетентности молодых педагогов в развитии творческих способностей дошкольников  через театрализованную деятельность.

Задачи:

– создать благоприятную психологическую атмосферу в процессе совместных театрализованных упражнений, познакомить с методами работы ДОУ в данном направлении;

– заинтересовать молодых педагогов театральной деятельностью, побудить использовать в своей работе театрализованные игры;

– стимулировать к поиску выразительных средств для создания образа, используя движение, мимику, жест, выразительность интонаций;

– формировать навыки импровизации, умение посредствам образной выразительности определять эмоциональное состояние персонажей и выражать своё;

– обучить участников мастер-класса конкретным навыкам проведения театрализованных игр средствами двигательной активности с использованием инновационных подходов.

Оборудование: компьютер  и проектор для показа презентаций, столы и стулья для педагогов.

Раздаточный материал: карточки одинакового размера с изображением различных предметов и животных; пиктограммы.

Участники: начинающие педагоги ДОУ.

Ожидаемые результаты:

– педагоги выразительно читают стихи, сказки, заинтересовывая своим чтением детей;

– молодые педагоги в системе используют в работе с детьми дошкольного возраста театрализованные игры;

– обучают детей выразительным средствам для создания образа, используя движение, мимику, жест, выразительность интонаций;

– привлекают детей к участию в конкурсах чтецов, театрализованных постановок внутри детского сада, впоследствии – в конкурсах городского и регионального уровней.

Ход мероприятия

  1. I. Вводная часть

Воспитатель. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами пришли поговорить об очень важной проблеме – о развитии театральных способностей наших детей!

Приведу слова великих людей, с работами которых, надеюсь, вы встречались во времена своей учебы:

Николай Гоголь: «Театр – это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра».

Франсуа-Мари Вольтер: «Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге».

Александр Герцен: «Театр – высшая инстанция для решения жизненных вопросов».

Да, действительно, театр – один из самых доступных видов деятельности, который позволяет решать многие проблемы педагогики и психологии, связанные с нравственным и художественным воспитанием, развитием воображения, самостоятельности, инициативности и. т.д.

Среди разнообразных форм обучения и воспитания детей в дошкольном возрасте особое место занимают театрализованные игры, т.к. игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.

Театрализованные игры способствуют развитию фантазии, памяти, воображения, учат сопереживанию. Через мимику, жесты ребенок передает эмоциональное состояние героя, обогащается словарный запас ребенка, формируется звуковая культура речи, навыки связной, диалоговой речи. Театрализованная игра дает возможность спрятаться за маску, костюм, решить какую-то проблемную ситуацию, а также является средством сохранения эмоционального здоровья ребенка.

Театрализованные игры – это очень сложный и важный вид деятельности. Сегодня мы будем мало обращаться  к теоретической части,  больше будем заниматься практикой.

  1. II. Основная часть

Воспитатель. Но для начала хочу провести небольшой блиц-опрос:

  1. Чем отличаются театрализованные игры от других игр? (Наличием сюжета, основанного на литературных или фольклорных материалах.)
  2. Какие виды театрализованных игр вы знаете? Дайте определение. (Игра-драматизация, режиссерская игра.)

Игры-драматизации: основанные на самостоятельных действиях ребёнка, где он играет сам или использует предметы, но основными средствами выразительности при этом являются мимика, пантомимика и жесты.

Режиссёрские игры: игры, где ребёнок не принимает прямого участия, но создаёт сценические действия и ведёт игрушечного персонажа, действуя за него. Основным средством выразительности здесь выступает интонация.

  1. Назовите виды режиссерских игр.

Настольный театр игрушек. Игра предполагает использование игрушек и поделок. Главное условие — устойчивость на поверхности и отсутствие помех при передвижении.

Настольный театр картинок. В качестве персонажей и декораций в этой игре используются картинки и рисунки. Действия героев ограничены, а настроения передаются исключительно интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, создавая эффект сюрприза.

Стенд-книжка. Сюжет изображается с помощью иллюстраций, которые сменяют друг друга: ведущий переворачивает листы стенд-книжки, показывая действия героев и события.

Фланелеграф. Действия игры происходят на экране из фланелевой ткани. Персонажи-картинки крепятся к нему с помощью приклеенных на обратной стороне кусочков бархатной или наждачной бумаги или ткани.

Теневой театр. Для игры используется экран из полупрозрачной бумаги или тонкой белой ткани, а также свет лампы за ним. Герои игры – плоскостные (желательно чёрные) персонажи, которые отбрасывают тени, а также пальцы рук.

  1. Назовите виды игр-драматизаций.

Пальчиковые. В игре участвуют куклы, которые дети надевают на пальцы и управляют ими. По движению сюжета ребёнок действует одним или несколькими персонажами-пальцами, произнося текст. Допускаются свободные действия за ширмой.

С куклами бибабо. Действие игры происходит на ширме. Дети надевают на руку куклы и становятся водящими, проговаривая текст за персонажа. На усмотрение воспитателя допускается свободное передвижение дошкольников.

Импровизация. Этот вид игры-драматизации предполагает использование кукол и самостоятельную игру детей. Главное отличие от других – разработка сюжета по ходу действия.

Самостоятельная игра. Предполагается, что ребёнок, облачившись по возможности в маску, накидку и т. п., играет за персонажа самостоятельно, без кукол и прочего.

  1. Что является основой режиссерской игры? (Интонация и мимика; развитие речи, в частности, развитие диалогической речи. Диалогическая речь играет ведущую роль в процессе речевого развития дошкольников.)
  2. Что является основой игры-драматизации? (Интонация, мимика, жесты, пантомимика. Прежде чем приступить к игре, необходимо совершенствовать театрально-игровые навыки. Они совершенствуются ежедневно в разных режимных моментах или занятиях.)

Моделирование ситуации

Воспитатель. Молодцы, уважаемые педагоги! С этим заданием мы справились. А сейчас будем учиться переключаться с одного действия на другое, менять и переключать мимику и жесты: поиграем, превратившись сами в наших дошколят, и выполним задания.

Попрошу выйти всех в центр зала. Вы – дети, и выполняете все мои указания.

(Дети передвигаются по залу, изображая котят, мягкими пружинящими шагами. Когда воспитатель произносит «Дождь!», все садятся на корточки и сжимаются в комок, при этом напрягая мышцы. Сейчас котенку холодно и мокро! После фразы «Солнышко!» «котята» встают и стряхивают «воду» с каждой части тела. Тепло и сухо! (педагоги изображают все сказанное.)

– Я подойду, и возьму этого котенка на руки. (Складываю ладони перед собой.) Посмотрите, какой котенок маленький. Он совсем слабый и беспомощный. Я каждому из вас дам его подержать, а вы его погладьте, приласкайте, только осторожно и скажите ему добрые слова. (Передаю воображаемого котенка.)

– Остаемся в кругу. Нужно изобразить, как телевизор работает, а потом выключился.

– Изобразить большой самолет, а после – мягкую пушистую подушку.

Ассоциации

Воспитатель. У меня стопка картинок. Здесь изображено много различных предметов. Я передаю стопку, вы, не глядя и не выбирая, берете одну картинку, даете характеристику данному предмету двумя словами, например, медведь – бурый, косолапый. Впоследствии, можно давать характеристику из трех – пяти слов, в зависимости от возраста детей. (После таких игр детям легче передать тот или иной образ.

В основе любой актерской игры лежат эмоции, поэтому их необходимо изучать и развивать. Необходимо иметь набор пиктограмм, предварительно изучив их с детьми. Дети выбирают нужные карточки, называют эмоцию, изображают.)

Воспитатель. Изобразите только эмоцией те выражения, которые я называю:

– Что чувствует мишка, которого покусали пчелы?

– Как ты себя чувствуешь, когда другие ласково обращаются к тебе, улыбаются, говорят приятные слова?

– Что чувствует мальчик, который сломал свою любимую игрушку?

– Что чувствует девочка, которая увидела на улице больную кошку?

– Что чувствует мама, когда дети дарят ей букет цветов?

– Что чувствует зайчик, когда за ним гонится лиса?

– Как чувствует себя мальчик, который потерялся?

– Как чувствует себя мальчик, которого угостили чем-нибудь вкусненьким?

– Что чувствует мальчик, которому не удается застегнуть пуговицу?

– Как чувствует себя девочка, которая увидела, что другие дети разрушили сделанный ею домик из песка?

Учимся передавать эмоции мимикой и жестами

Воспитатель. А сейчас будем учиться изображать сказанные выражения с помощью мимики и жестов:

– едят лимон;

– сердитого дедушку;

– трогают грязную бумажку;

– встретили хорошего знакомого;

– обиделись;

– удивились;

– испугались забияку;

– показывают, как кошка выпрашивает колбасу (собака);

– получают подарок.

Далее переходим к более сложному: будем разыгрывать этюды на развитие эмоции. Сейчас можно присесть на стулья, а я приглашаю по одному педагогу на каждый этюд. Те, кого я пригласила, внимательно слушают, и изображают все, что будет сказано мной.

Баба-Яга (этюд на выражение гнева). Баба-Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтобы потом съесть девочку, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки и нет — сбежала. Рассердилась Баба-Яга, что без ужина осталась. Бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.

Лисичка подслушивает (этюд на выражение интереса). Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят.

Соленый чай (этюд на выражение отвращения). Девочка во время еды разговаривала по телефону. Она налила в чашку чая и, не глядя, по ошибке вместо сахара насыпала две ложки соли. Помешала и сделала первый глоток. До чего же противный вкус!

Работа над интонацией

В процессе подготовки детей к постановке сценки, нужно их учить с разной интонацией произносить привычные слова. Сейчас и мы с вами поучимся этому. Отвечает тот педагог, к которому я обращусь.

– «Здравствуйте» – проговорить радостно, приветливо, небрежно, угрюмо;

– «До свидания» – с сожалением, с огорчением или надеждой на скорую встречу;

– «Спасибо» – уверенно, нежно, нетерпеливо, обиженно;

– «Извините» – неохотно, с раскаянием.

Далее усложняем задание. Попрощаемся как Карлсон, Баба Яга, Терминатор, Принцесса  и т.д.

Используя чистоговорки, развиваем интонацию. Проговорите чистоговорку «Гу-гу-гу! Я игрушки берегу!» удивленно, сердито, равнодушно, радостно.

Перед постановкой сценок, можно провести творческую беседу – это диалог, активирующий творческое сознание детей. Нужно точно представлять, то, что потом будем проигрывать. К примеру, решили поставить сценку по сказке «Теремок»: Сколько этажей? Какого цвета? Сколько комнат? и т.д.

А сейчас каждый подумает, какие вопросы будет задавать по сказке «Заюшкина избушка».

III. Заключительная часть

Воспитатель. Педагогу необходимо помнить, что важную роль в организации театрализованной деятельности играет воспитатель, умело направляющий этот процесс. Педагог должен не только выразительно декламировать или рассказывать что-либо, уметь смотреть и видеть, слушать и слышать, но и владеть основами актёрского и режиссёрского мастерства. Это способствует повышению творческого потенциала самого воспитателя и помогает совершенствовать театрализованную деятельность дошкольников.

Хочу поблагодарить всех участников нашего мастер – класса за творчество, инициативу, открытость, желание узнать новое и принимать участие в коллективных мероприятиях. Надеемся, что мастер – класс был для вас полезен, и вы будете использовать полученные знания в работе в детьми вашей группы.