Развитие внимания у детей младшего школьного возраста посредством подвижных игр
№ 104
Ольга ЗИНОВЬЕВА,
учитель физической культуры высшей квалификационной категории гимназии № 96 г. Казани
«Внимание — есть тa дверь, которую не может миновать ни одно слово ученья, иначе оно не попaдет в душу ребенка»
К.Д.Ушинский
Внимание – наверное, самая важная сторонa познавaтельной деятельности ребенка. Совершенствовать это качество столь же важно, как и учить письму, счету, чтению, ведь весь процесс обучения строиться на внимании.
Именно в младшем школьном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие свойств и всех видов внимания, повышается его объем, возрастает его распределение. Оно становится стабильным и постоянным. Однако без четко организованной развивающей и воспитывающей работы, сознательно складывающиеся процессы внимания не достигают нужной для должного развития детей степени, обеспечивающей своевременность психического развития. Внимание в повседневной жизни выполняет много функций – тормозит лишние и активизирует необходимые психологические и физиологические процессы. Еще одной функцией внимания является оказание содействия целенаправленному, организованному отбору поступающей информации в соответствии с жизненными потребностями личности. Развитием внимания заниматься необходимо с самого раннего возраста. Научно установлено, что ведущей деятельностью ребенка является игровая деятельность. Следовательно, развивать внимание у детей рационально посредством игровой деятельности.
В детской психологии и педагогике наблюдается особое значение подвижных игр и заданий, включающих интеллектуальную и двигательную активность для развития внимания и запоминания, т. е. таких игр, которые требуют от ребенка переключения и сосредоточенности. Присутствие сюжета в игре позволяет заинтересовать детей к предлагаемым двигательным действиям, поручениям и задачам. Это однозначно положительно скажеться на мотивации к обучению и поспособствует верному их выполнению. Внимательное выполнение правил игры развивает у учеников собранность, умение распоряжаться и управлять своими двигательными действиями, а также ловкость, координацию в пространстве, быстроту реакции. Часто на практике педагоги сталкиваются с серьезными трудностями в связи с методически неграмотной подбором игр и упражнений, создания педагогических ситуаций, способствующих развитию свойств внимания. К свойствам внимания относится устойчивость внимания, концентрация, сосредоточенность, распределение, переключаемость и объем объектов. Внимание бывает произвольным, т. е. преднамеренным, и непроизвольным, т. е. сенсорным, моторным. Подвижные игры и игровые упражнения на развитие внимания необходимо включать в повседневную жизнедеятельность ребенка. Игры необходимо проводить ежедневно, использовать их в комплексах утренней гимнастки, в перерывах между проведением занятий, динамических часах. Однако нельзя забывать и о том, что родители должны играть со своими детьми всегда и везде.
При подборе подвижных игр и игровых заданий, нужно учитывать, что методическая направленность воздействий зависит от позиции и убеждения взрослого в общении с детьми, т.е. как он организует и создаст их игровое поведение, в частности:
– развитие объема внимания стимулирует объединение предметов по смыслу;
– расширение круга объектов внимания оказывать содействие развитию сосредоточенности внимания;
– развитию распределения внимания содействует одновременное выполнение несколько действий или ведение наблюдения одновременно за несколькими процессами или объектами;
– на устойчивость внимания значительное влияние оказывает интерес, а однообразное содержание игр его снижает;
– переключение внимания развивается в играх предполагающих перенос сознания с одного объекта на другой.
При проведении подвижных игр и различных игровых заданий, следует учесть следующие педагогические обстоятельства:
1. Наиболее полная реализация принципу, взгляда переноса формирующихся двигательных умений и навыков ребенка в игровую ситуацию. Согласно этим позициям, действия в игре должны отвечать и соответствовать умениям ребенка. Это рассчитывает предварительное постижение ребенком движений, входящих в качестве важного компонента в состав игровых действий.
2. Применение художественного слова при организации и проведении игры.
3. Совместная действия взрослого и ребенка, стимулирует атмосферу добра, радости и веселья. Принятие взрослым и ребенком игровых убеждений взгляда заключается в шутливом и добром разыгрывании различных моментов и ситуаций с выдумкой и фантазией. В результате у детей вырабатывается и формируется способность находить внезапные и неожиданные веселые выходы из самых различных ситуаций, как в жизни, так и в подвижной игре, шутливые варианты и способы их обыгрывания.
Совместная деятельность взрослого и ребенка предполагает:
– совместное выполнение взрослым как равноправного участника, различных вариантов осуществления подвижной игры или задания, наполнения их многообразным содержанием;
– обсуждение проблем, ситуаций возникающих в игре;
– подключение взаимной оценки и трактовки действий участников игры;
– общение взрослого и детей по содержанию, развитию сюжета подвижной игры;
– проявления заинтересованности в результатах игры детей.
4. Формирование у детей в процессе проведения подвижных игр и упражнений, представлений об окружающем мире; о животных, сказочных и реальных персонажей игр.
5. Воплощение личностного подхода при проведении подвижной игры, который проявляет в выборе игры, сложности игрового сюжета, используемых двигательных действий, распределении ролей и т. п.
6. Использование эмоционально-образной методики проведения подвижной игры, оказание содействия формированию у ребят позитивно-эмоционального отношения к игровым образам, фигурам воспроизводящим окружающую действительность, чувство сопереживания и решительного коллективного участия в игровых действиях. Эмоционально-образная методика руководства (инструкции) подвижной игрой или упражнениями, располагает ознакомление ребят с ее содержанием, игровыми действиями персонажей и правилами, короткий эмоционально-образный рассказ, рассказ сюжета игры, характеристику и действия игровых персонажей, формирование версий игры, планирование сюрпризных моментов.
Подведем итог:
– работа по развитию внимания будет эффективной, если она систематическая;
– претворяется каждый день, а не используется эпизодически.
Таким образом, проведенная работa показалa, что дети стали более внимательны, выдержанны при проведении подвижных игр. Стали замечать ошибки у сверстников, объясняли правила игры.