Развитие творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы
Фируза ХИСАМУТДИНОВА,
учитель русского языка и литературы средней школы № 169 г. Казани
Проблема развития творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы всегда волновала учителей.
Развить творческую активность учащихся можно разными способами. Одним из таких способов является обучение через воспитание культуры межнационального общения. На уроках русского языка этого можно достичь через использование текстов о культуре и традициях людей разных национальностей при написании диктантов, сочинений, изложений. А на уроках литературы нужно использовать основные средства организации образовательного процесса, способствующие формированию культуры межнациональных отношений. Это
– рефлексивная деятельность, включающая самоанализ и осмысление ценностей различных культур и личностей;
– упражнения, развивающие ценностные отношения к другим культурам (сопоставление и анализ культур);
– диалогическое общение;
– развивающие ситуации и имитационные игры (ролевая игра, обсуждение проблемных ситуаций и нравственных дилемм и т.д.);
– педагогическая помощь, способствующая развитию личности ребенка;
– социально значимая совместная деятельность педагогов и учащихся;
– проектная деятельность, направленная на укрепление межнациональных контактов.
На протяжении моей педагогической практики я исследовала данную тему. В результате пришла к выводу: чтобы каждый ученик мог гордиться традициями своего народа и уважать традиции других народов, следует обязательно включать в тематическое планирование по литературе произведения народов России, в том числе литературу Татарстана (татарский язык считается в Республике Татарстан вторым государственным языком). На уроках внеклассного чтения следует уделять внимание литературе тех народов, откуда прибыл ученик (в нашей школе учатся дети из бывшего СНГ, Сербии). Так как в классе обучаются дети разных национальностей, при изучении той или иной темы им следует давать индивидуальное задание: подготовить выступление не только о биографии, но и о традициях родного края данного поэта или писателя. Такой подход к теме дает возможность узнать много интересного о жизни разных народов. Важно, чтобы мы, учителя, не только проявляли компетентность в вышеперечисленных вопросах, но и использовали накопленные знания в учебной и внеклассной работе. Также на уроках литературы следует создавать такие ситуации, в которых учащиеся переживали бы чувство любви и гордости за свою родину, восхищались ее героической историей, выдающейся ролью в развитии мировой цивилизации. Данную задачу можно решать на уроках литературы по теме: «Произведения о Великой Отечественной войне».
Современный школьник должен понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других народов, найти своё место в жизни общества. Он не должен наносить вред и ущемлять права других людей. Для этого на уроках литературы следует знать и учитывать следующее:
– индивидуальные особенности каждого ребёнка;
– особенности воспитания ребёнка в семье;
– национальный состав коллектива учащихся;
– проблемы в отношениях между детьми и их причины;
– культурные особенности окружающей среды.
На уроках литературы можно использовать следующие педагогические приёмы обучения:
а) организация деятельности подростков в группе при помощи следующих приёмов:
– «Взаимопомощь». Деятельность детей организуется таким образом, чтобы успех дела зависел от помощи друг другу.
– «Покажи, что ты лучше». Педагог в разговоре старается выделить лучшие черты каждого из учащихся.
– «Стать мной». Ученики обмениваются ролями или функциями, которые получили при выполнении задания и др.;
б) организация диалоговой рефлексии:
– «Определённая тема». Учащиеся должны поддержать диалог по теме, которую предложил учитель.
– «Тема, которую ты бы выбрал». Выбор темы, вызывающей интерес;
в) использование художественной литературы, кинофильмов и т.д.:
– «Взаимопомощь». Детям предлагается вспомнить слова, которые говорят герои фильмов или художественных произведений людям разных национальностей.
– «Любимые увлечения твоих друзей». Ученикам предлагается догадаться, какие книги (песни, кинофильмы) любят их товарищи по классу.
– «Ты писатель. Как бы ты закончил своё произведение?»
Благодаря этим приёмам, учащиеся имеют возможность не только развить творческие способности, но и подготовиться к ЕГЭ по русскому языку и литературе (часть С). У них развивается речь, мышление, умение приводить примеры, делать выводы, давать советы.
Приведу пример использования одного из этих приёмов.
Приём «Стань мной»
Задание: ученики должны выучить слова того или иного персонажа.
Они подготовлены к ответу. Но одному из них даётся задание: представить себя в роли того героя, чьи фразы он заучил, затем в роли второго героя.
Обмен ролями – эффективная, но сложная в исполнении техника. Этот приём удаётся не всем детям. Одарённые учащиеся, использующие данный метод в обучении, откроют для себя удивительное: узнают много нового о внутреннем мире другого человека, смогут выражать свои мысли.
Использовать данный приём можно следующим образом: представим, что ученики выучили отрывок из пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума», в котором спорят Чацкий и Фамусов.
После подготовленного выступления один из учеников выполняет следующее задание:
1-й ученик. должен сесть на стул, который обозначает «Чацкого», представить на пустом стуле Фамусова (у доски два стула – один из них остаётся пустым);
2-й ученик должен постараться «почувствовать» позицию Фамусова, задать вопрос, который может прояснить его позицию и ситуацию в целом;
3-й ученик пересесть на стул Фамусова, войти в его роль и принять характерную для него позу. Условие: постараться в течение нескольких секунд прочувствовать собеседника, затем мысленно вспомнить свой вопрос и дать на него ответ, который первый придет в голову. Например: «Чацкий, вы рассуждаете неверно и своими советами только раздражаете других»;
4-й ученик возвращается на свой стул, представляет, как он, вновь в роли Чацкого, слушает ответ;
5-й ученик задаёт уточняющие вопросы до тех пор, пока не прояснится ситуация. Таких обменов ролями не должно превышать семи, чтобы за урок могли выступить несколько человек.
Можно применить этот приём при работе с детьми, которые часто конфликтуют.
Условие для таких учеников: сначала один из учеников садится на стул, а на другом стуле представляет того, с кем он спорит. Далее он выполняет вышеперечисленные задания.
Постоянное применение приёма «Стань мной» позволяет:
– понять причины разногласий в отношениях героев произведений, и, конечно же, подростков;
– принять точку зрения другого человека;
– улучшить отношения с окружающими.
Благодаря различным приёмам в преподавании литературы в школе, можно достичь полноценного развития творческих способностей одарённых учащихся.