Развитие творческих поэтических способностей учащихся средствами иностранного языка
Элеонора КУЗНЕЦОВА,
учитель иностранного языка средней школы № 169 г. Казани
В данной статье я рассматриваю формы и представляю эффективный опыт работы с поэтически одаренными учащимися, начиная с выразительного исполнения стихов, поэтического перевода современных стихотворений и создания собственных стихотворений на английском языке по образцам стихосложения.
Основными целями работы с одаренными детьми можно назвать:
– стимулирование познавательной активности учащихся в изучении родного и иностранного языков;
– выведение учащихся на высокоинтеллектуальный творческий уровень образовательного пространства;
– подтверждение способностей учащихся к освоению отдельных предметов на творческом уровне.
За двадцатипятилетний период преподавания английского и французского языков мне посчастливилось встретиться с несколькими ребятами, имеющими творческие поэтические способности. Должна признаться, что это большое удовольствие работать с такими детьми. Работа педагога в данном случае должна быть ориентирована на создание благоприятных условий для формирования, развития и совершенствования у школьников интереса к творческой и поэтической деятельности и способностей к изучению языков, ранней допрофессиональной ориентации учащихся через развитие способностей к изучению языков и к сочинению стихотворений, популяризации изучения родного и иностранного языков, реализации творческих способностей учащихся.
Для эффективной организации работы с поэтически одаренными детьми мною используются следующие формы:
– исполнение классических англоязычных стихов;
– перевод современных англоязычных стихов;
– создание собственных стихов на английском языке по предложенным образцам поэзии.
Первый этап работы предусматривает, что учащиеся заранее получают задание самостоятельно прочитать предложенное им стихотворение, перевести его, обдумать его содержание и подготовиться к выразительному чтению.
Следующий этап начинается с подбора учителем с учетом возрастных особенностей учащихся поэтических произведений современных английских или американских авторов, которые будут соответствовать требованиям языковой доступности, оригинальности и смысловой насыщенности. Например, ученица Терентьева Надежда начала проявлять свои творческие поэтические способности в 7 классе, когда выполнила поэтический перевод стихотворения из учебника «New Millennium English». В 8 классе я мотивировала ее на участие во Всероссийском конкурсе поэтов-переводчиков «Волшебник слова», где она заняла 8 место и после чего была внесена в городскую базу одаренных детей г. Казани. Далее она успешно участвовала в городских поэтических конкурсах, где не только читала стихи на английском языке, но и представляла свои переводы.
Заключительным этапом работы с данной категорией учащихся может стать работа по созданию собственных стихов на английском языке. Свою работу мы обычно начинаем с ознакомления с образцами стихосложения, например:
– pictures and words poem;
– word cinquain;
– tanka;
– haiku;
– acrostic;
– questions and answers poem;
— wishes/dreams poem;
– lies poem;
– simile/metaphor poem.
Далее в своей статье я представлю результаты исследовательской работы с примерами стихотворений своей ученицы.
Word cinquain – это японская форма стихосложения, состоящая из пяти строк. Каждая строка выполняет определенную коммуникативную задачу с использованием ограниченного количества слов, например,
1-я строка: одно или два слова, называющие предмет или явление;
2-я строка: два или три слова, которые описывают предмет или явление;
3-я строка: три или четыре слова, которые выражают действие;
4-я строка: четыре или пять слов, выражающие личное отношение;
5-я строка: одно или два слова, перефразирующие первую строку.
My walkman
Full of music
Plays, entertains, helps.
I’m so bored without it
A joy.
Tanka – также японская форма стихосложения, которая содержит 31 слог в следующей последовательности:
1-я строка: 5 слогов;
2-я строка: 7 слогов;
3-я строка: 5 слогов;
4-я строка: 7 слогов;
5-я строка: 7 слогов.
Темой стиха может быть одна тема, например, руки, цвет, настроение или звуки.
Your beautiful eyes
They are two the most deep lakes
In which I am sunk
These lakes could be grey or green
These are my favourite colours.
Haiku – еще один образец японской поэзии, состоящий из трех строк, ограниченных определенным количеством слогов:
1-я строка: 5 слогов;
2-я строка: 7 слогов;
3-я строка: 5 слогов.
Будучи похожим на отдельный взгляд или ощущение, ‘haiku’ характеризуется тем, что между 2-й и 3-й строками мысль прерывается, создавая эффект динамизма и многогранности жизни даже в такой маленькой литературной форме.
The sun is so warm
It gives us a lot of fun
But it is huge loneliness.
Acrostic предлагает написать стихи о персонаже/предмете/феномене, в которых первая буква каждой строки была частью слова, записанного вертикально. Здесь можно предложить учащимся лист бумаги с данным образцом:
Practise writing poems
On this page
Everyone can do it
Making beautiful poetry
Simple!
Моя ученица написала стих в форме ‘acrostic’ о голосе:
Very deep,
Opens my soul.
It’s so hard to listen to it.
Covers my mind,
Echo in my head.
Wishes/Dreams Poem. Учащимся предлагается написать стих (необязательно рифмованный), в каждой строке которого они укажут, кем/чем они хотели бы быть и в каком месте.
I wish I were a cat on my bed.
I wish I were ca cloud in the sky.
I wish I were a wind in the field in autumn time.
I wish I were a doll in your room.
I wish I were a stone in the bottom of the sea.
Условием создания стихов Lies Poem является выполнение задания рассказать что-то нереальное о людях, вещах, явлениях используя воображение.
I’m so old and I save a very good time of my owner.
My house is an attic. It is made of cookies.
I live there with a big number of people.
My hobby is life.
I sleep in your heart.
My dress is made from sounds.
I have my beauty and your sympathy, but they are useless.
Being so communicative, I am so empty.
Simile/Metaphor poem
Эти образцы стихосложения построены на сравнении объектов. Чем оригинальнее будет сравнение, тем сильнее будет эффект от стиха. Если используется формат ‘simile poem’, в стихе присутствуют формальные признаки сравнения (as…as; like…). Метафорический стих звучит более убедительно и категорически благодаря именно их отсутствию. Любопытным становится также предложение сравнить один и тот же объект с чем-то хорошим и чем-то плохим.
Star
Warm as the Sun,
Cold as blue ice,
Beautiful as a flower,
Bright as your life.
Bright as the sound of million bells,
Far as freedom for a prisoner,
Far as the Rose for Little Prince.
Данная работа другой моей талантливой ученицы, Сайфуллиной Саиды была награждена специальным Дипломом «За творческий подход к исследованию» в Конкурсе научно-исследовательских и творческих работ «Нобелевские надежды КНИТУ» в 2022 году.
Список литературы
- Калинина Л.В. Предметная неделя английского языка в школе. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 173 с.
- Савина С.Н. Внеклассная работа по иностранным языкам в средней школе. – М.: Просвещение, 1991. – 125 с.
- www. britishcouncil.org/learnenglishkids