Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению
(Урок русского языка в 11 классе)
Рузалия ХАКИМОВА,
учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Большеатнинской средней школы Атнинского района
Цель урока: актуализация и систематизация знаний, получение нового знания по теме урока.
Цели деятельности учителя:
– обучение комплексному анализу текста;
– привитие навыков написания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ.
Задачи:
воспитательные:
– стремление к речевому совершенствованию;
– желание участвовать в творческом созидательном процессе;
– стремление понимать красоту природы родного края;
образовательные:
– формулировать основную проблему текста и комментировать ее;
– определять позицию автора и отражать ее в сочинении;
– излагать собственное мнение по проблеме с привлечением нескольких (2) аргументов;
развивающие: развивать личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД: культуру речи обучающихся, аналитическое мышление, орфографическую и пунктуационную зоркость, способность к самоанализу.
Тип урока: урок развития речи.
Методы обучения: словесный, проблемный, демонстрационный, исследовательский.
Формы организации учебной деятельности школьников: индивидуальная, коллективная, групповая, парная.
Виды деятельности учащихся: исследование (анализ текста), выступление (презентация), слушание, говорение, письмо, работа с информацией и ее сопоставление, наблюдение над языком текста, анализ текста.
Оборудование: текст Ю.Бондарева « Оружие», раздаточный материал; компьютер, мультимедийный проектор, экран; презентация; словарь С.И.Ожегова.
Планируемые результаты урока:
– обучающиеся закрепляют умение написания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ;
– совершенствуют навыки в определении проблемы, подборе и оформлении комментария, аргументов;
– формируют комплекс речевых умений.
Эпиграф к уроку. «Самое страшное, что несет с собой война человечеству, — это смерть самого человека».
(А.Дюна)
Ход урока
- I. Организационный момент
II Проверка домашнего задания
http://school—collection.edu.ru
III. Вызов интереса
Учитель. Сегодня у нас урок развития речи. Мы будем готовиться к сочинению – рассуждению. Проведем комплексный анализ текста рассказа « Оружие», выполним задания. К концу урока вы должны будете сформулировать проблемы, которые автор поставил в тексте, высказать, согласны или не согласны с точкой зрения автора, а свой ответ аргументировать, опираясь на жизненный и читательский опыт.
- IV. Знакомство с текстом
Учитель. На уроках русской литературы мы познакомились с романом Бондарева « Горячий снег», написанным в 1969 году. Сборник «Мгновение» содержит очерки, созданные писателем в 70 – 80 годы. С высоты прожитых лет писатель говорит о проблемах, волнующих его. Сегодня мы знакомимся с одним из очерков. (Выразительное чтение текста учителем.)
Оружие
(1)Когда-то, очень давно на фронте я любил рассматривать трофейное оружие.
(2)Гладко отшлифованный металл офицерских парабеллумов отливал вороненой чернотой, рукоятка как бы сама просилась в объятия ладони, спусковая скоба требовала погладить ее, просунуть указательный палец к твердой упругости спускового крючка (?) во всем готовом к убийству механизме была чужая томящая красота, какая-то тупая сила призыва к власти над другим человеком, к угрозе и подавлению.
(3)Браунинги и маленькие «вальтеры» поражали своей игрушечной миниатюрностью ,пленительным перламутром рукояток — в этих пистолетах все было аккуратно выточено, все сияло женственной нежностью, и была ласковая смертельная красота в прохладных крошечных пульках.
(4)И как гармонично сконструирован был немецкий «шмайсер» совершенный по своей форме автомат сколько человеческого таланта было вложено в эстетическую стройность линий и изгибов, манящих покорностью и словно бы ждущих прикосновения к себе.
(5)Тогда я много не понимал и думал: наше оружие грубее немецкого, и лишь подсознательно чувствовал некую противоестественность и в утонченной красоте орудия смерти, оформленного как дорогая игрушка руками самих людей, смертных, недолговечных.
(6)Теперь же, проходя по залам музеев, увешанных оружием всех времен — саблями, кинжалами, секирами, пистолетами, – видя роскошную инкрустацию оружейных лож, золото, сверкающее в рукоятках мечей, я с тошнотным чувством сопротивления спрашиваю себя: «Почему люди, подверженные, как и все на земле, ранней или поздней смерти, делали и делают оружие красивым, даже изящным, подобным предметам искуcства? Если какой-нибудь смысл в том, что железная красота убивает самую высшую красоту творения – человеческую жизнь?». (по Бондареву)
- V. Формирование проблемы текста
Учитель. О чём этот текст? (Об оружии, какое оно. Не случайно в тексте так много военных терминов. Об отношении автора к оружию в разные периоды жизни. Начинается со словами «когда-то, очень давно…» Заканчивается «теперь же…»)
– Говоря о чём текст, что мы определили? (Тему.) Верно, она отражена в заглав.
– Обратимся к первому абзацу. (Слайд 4) Запишите первое предложение. Какие знаки препинания вы поставили, почему? (Автор прибегает к уточнению, так как функция уточняющих членов – раскрыть глубже смысл «когда-то».)
– Как сказать по-другому «на фронте»? (На войне, во время войны.) Это авторский знак, можно прочитать и без уточнения. Но здесь он принципиально важно. И мы докажем, далее работая с текстом. Как можно озаглавить эту часть? Какое слово ключевое? (Любил рассматривать оружие – любовался оружием.)
– Рассмотрим второй абзац. Прочитайте его. Расставьте знаки препинания в карточках.
– Какие чувства выражает автор? (Восторг, удовольствие.)
– Какие слова помогают понять это? Обратимся к толковому словарю (Объятия, красота.)
– Сколько в этих словах нежности, тепла. Да это восторг и любование. Но сохраняется ли это чувство до конца абзаца? (Нет, появляется чувство тревоги, настороженности.)
– Какие слова помогают понять это? (Механизм убийства, угроза и подавление, тупая сила.)
– В каком значении употреблено слово « тупая» сила, подберите подходящий по смыслу синоним? (Переносное значение: бессмысленная сила.)
– Какой литературный прием использует автор? Для чего? (Эпитет. Он придает речи особую выразительность.)
– Определите вид предложения. (Это бессоюзное сложное предложение, в нем две смысловые части.)
– Выполните задание.
– Как объяснить постановку тире во втором предложении?
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения
поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.
2) Содержание первой части бессоюзного сложного предложения противопоставляется содержанию второй части.
3) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит в себе сравнение с тем, о чём говорится в первой части.
– Прочитайте третий абзац. Какие ассоциации вызывает у вас такие слова: миниатюрный, пленительный, женственная нежность, ласковая красота? О ком или о чем можно так сказать? (О жизни, о природе.)
– А о чем говорит автор? (Об оружии.)
– Какие слова являются ключевыми в понимании смысла этого абзаца?
(Смертельная красота.)
– Понятие красоты не несет в себе смерть. Эти понятия не совместимы. Какой прием использует автор? Для чего? (Лексическая несочетаемость – оксюморон. Усиливает эмоциональное восприятие.)
– Красота может быть ласковой? Ещё какой? Подберите синоним. (Нежная.)
– А у автора она «смертельная. Какое слово в этом предложении усиливает этот алогизм? (Пульки.)
– Выполните задание.
1-й вариант. Сделайте морфемный анализ слова пульки, назовите способ его образования.
2-й вариант. Из предложения 3 выпишите словосочетание со связью примыкание.
– Обратимся к четвертому абзацу. (Слайд 6) Внимательно прочитайте текст, расставьте знаки препинания. Какие части речи преобладают, почему? (Причастие и прилагательные, они усиливают образность, способствуют эмоциональному воздействию.)
– Как можно озаглавить абзац? (Человеческий талант.)
– Почему говоря об оружейных мастерах, мы гордимся, восторгаемся плодами их труда, ведь они делают орудие смерти? Защита проекта
5-й абзац. В предыдущем абзаце преобладали причастия и прилагательные. Обратите внимание, почему здесь изменился морфологический строй речи. Появились глаголы «не понимал, думал, чувствовал». Выполните задание и ответьте почему? (В предыдущих – описание, а в пятом абзаце – размышления, рассуждения.)
– Бондарев пишет о «утонченной красоте», но подсознательно чувствует некую противоестественность. Какой прием использует автор? (Скрытая антитеза.)
– Как озаглавим эту часть? (Чувствовал противоестественность.)
– Выполните задание. Какой тип речи представлен в 5-м предложении?
- Повествование и описание.
- Повествование.
- Описание.
- Рассуждение.
- VI. Изложение авторской позиции
Учитель. Выразительно прочитайте текст. В нем много непонятных слов. Обратимся к словарю.
– Еще раз прочитайте последнее предложение. Что можно сказать об авторе и его жизненной позиции. Сразу ли автор пришел к такому пониманию? (Нет.)
– Вернемся к началу текста. Почему важно уточнение? (Изменились отношение, взгляды автора. Давно – любовался, теперь же испытывает тошнотное чувство сопротивления. Давно – бравада, неосознанность, непонимание; Теперь же – тошнотное чувство, открытая физиология.)
– Вернемся к началу текста. Почему важно уточнение: тогда и сейчас. В самом начале урока мы отметили метафорический эпитет и подобрали синоним: тупая сила – бессмысленная. И вот в последнем абзаце автор уже с высоты прожитых лет обращается к этому опять: « Есть ли какой-нибудь смысл . Какова же идея произведения? (Автор пытается заставить каждого задуматься о ценности человеческой жизни, вернее, о её бесценности.) (книжная выставка с произведениями автора о войне.)
– Как автор акцентирует на этом наше внимание, какой прием для этого использует? (Эпифора (концовка), повтор вопросов: «Почему люди…» и « Есть ли какой-нибудь смысл…»)
– Как автор показывает бессмысленность, анти человечность войны? Найдите грамматическую основу последнего предложения. (Красота убивает.)
– Но ведь красота убивать не может! Тем более, что железная красота убивает (что?) – красоту… Взаимоуничтожение. Какая красота? « Железная». А какую красоту убивает? – «Высшую». В какой форме стоит прилагательное? (Простая превосходная степень.)
– Сформулируйте проблемы, которые автор поднял в тексте, выскажите, согласны или не согласны с точкой зрения автора, аргументируйте свой ответ, опираясь на жизненный и читательский опыт.
VII. Рефлексия
Учитель. Всмотритесь в эти кадры, и пусть это никогда не повторится.
– Вернемся к эпиграфу нашего урока, прочитайте его.
Заключительное слово учителя. Семья – прежде всего, это мир и любовь, покой и благоденствие. И вам, сегодня здесь сидящим мальчикам, хочу сказать: «Вы – будущие президенты, генералы и просто отцы семейства, какое бы оружие у вас в руках не оказалось, будь это автомат, ручка шариковая или скальпель хирурга, пусть оно служит только добру и во имя человека. (Исполняется песня «Солнечный круг».)
VIII. Домашнее задание
- Написать сочинение-рассуждение по тексту.
- Найти в сборнике Ю.Бондарева « Мгновения» понравившийся рассказ и придумать к нему вопросы.