Развитие познавательной активности обучающихся в условиях диалога культур
Фарида ХАДИЕВА,
учитель русского языка и литературы Васильевской средней школы №3 Зеленодольского района
В нашей Васильевской средней школе № 3 в основном обучаются дети-татары. Как и в любой другой школе ребята изучают татарский, русский и иностранные языки. Выдающийся педагог Инесса Бим считала, что иностранный язык играет особую роль в воспитании человека, и нужно «использовать весь воспитательный потенциал иностранного языка как межпредметной дисциплины, способствующей приобщению учащихся к мировой культуре и тем самым к лучшему осознанию своей собственной культуры».
Эти слова можно отнести к изучению как английского, так и татарского и русского языков как средства общения, поскольку знание языка позволяет лучше узнать культуру народа и способствует взаимопониманию между народами, поддержанию добрых отношений между ними. Перспективной формой работы с обучающимися является совершенствование знаний языка и применение его на других уроках, т.е. использование межпредметных связей. В условиях диалога культур учителя русского, татарского и английского языков работают сообща. Мы ставим такие задачи:
– приобщение к ценностям родной, общечеловеческой, мировой культуры;
– развитие способностей к межличностному и межкультурному общению;
– изучение языков, культур, традиций других народов;
– воспитание любви к родному краю;
– привитие гуманистических навыков поведения.
Какие же формы и виды внеклассной и внеурочной деятельности наиболее эффективны и соответствуют интересам детей? Это применение активных форм, интерактивных методов обучения, поисковых, исследовательских, эвристических бесед, внутрипредметной и межпредметной интеграции, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, проведение уроков в нетрадиционной форме.
Почему так важно привлекать обучающихся к исследовательской деятельности в различных областях науки и культуры? Исследовательская научно-познавательная деятельность повышает интерес к учебе, позволяет ученикам заниматься любимым предметом и раскрывать творческий потенциал, является стимулом для развития творческих и интеллектуальных способностей, познавательной активности и самостоятельности. Участие в научно-практических конференциях, конкурсах дает ребятам возможность проверить свои знания и силы, встретиться с целеустремленными, увлеченными сверстниками, научиться чему-то новому, вдохновиться на дальнейшие занятия языком и наукой. Многие проекты стали традиционными в нашей школе, а учителя татарского, русского и английского языков являются научными руководителями обучающихся в этих проектах. Нам удалось создать атмосферу сотрудничества. Мы помогаем друг другу, консультируемся, учим детей работать в команде. Результатом активной научно-исследовательской и поисковой деятельности является участие школьников в научно-практических конференциях (НПК) различного уровня, начиная со школьного. Назовем такие, как республиканские НПК им. Каюма Насыри, «Нобелевские надежды-КНИТУ», «Вперед – в прошлое», «Юный лингвист», Всероссийский конкурс на лучшее сочинение о своей культуре на русском языке, Джалиловские чтения и др. Наши обучающиеся стали победителями и призерами в этих конференциях. Ребята имеют возможность раскрыть свои таланты во всем многообразии.
Краеведение – одна из традиционных и эффективных форм работы в процессе обучения языку. Изучение культуры, истории, литературы родного края, имеет очень большую ценность. Ребята находят информацию о выдающихся людях, деятелях науки и культуры, достопримечательностях, традициях и обычаях народов нашей многонациональной Родины. Это позволяет любому человеку достойно представить нашу республику при общении с представителями других культур. Исследовательская работа в этом направлении расширяет навыки самостоятельной работы по совершенствованию английского, татарского, а также русского языков, вызывает желание изучать культуру других народов. Подготовка и участие в конкурсах юных краеведов позволяет развить навыки исследовательской деятельности, ответственное отношение к делу, навыки коммуникации, навыки публичного выступления. Совместной работой наших ребят стал календарь «Край родной навек любимый!»
Одной из форм работы является перевод. Обучающиеся переводят произведения татарских писателей на русский и английский языки. В процессе работы над произведением ребенок учится чувствовать красоту языка, понимать обращение автора, интерпретировать его средствами другого языка. Этот неспешный и кропотливый труд развивает ребенка как интеллектуально, так и нравственно. Ученик является активным участником научного диалога с преподавателями трех дисциплин – учителями татарского, русского и английского языков. Также ребята готовят презентации, посвященные жизни и творчеству этих писателей. Самым важным результатом этой работы, самым весомым достижением мы считаем то, что эта работа помогает юным переводчикам определиться в выборе профессии. Пятеро выпускников школы выбрали лингвистику как свою будущую профессию. Исмагилова Линара окончила КФУ по специальности английский язык в начальной школе, Уразова Таманно окончила КФУ, факультет «Востоковедение», ее младшая сестра Шахзода учится в КФУ на факультете «Лингвистика», Загидуллина Алсу учится на факультете татарской журналистики, Габдиева Алина закончила пединститут по специальности учитель татарского языка, Минуллина Даяна учится в КФУ на факультете международных отношений.
Недавно в школе прошел муниципальный семинар «Реализация метапредметного подхода в преподавании предметов гуманитарного цикла». Учителя подготовили и провели интегрированные уроки на татарском и русском, английском и татарском языках.
В школе ежегодно проводятся фестиваль Дружбы народов, встречи с известными татарскими и русскими писателями, актерами. Традиционно проводим Джалиловские чтения. К этим мероприятиям ученики очень тщательно готовятся: учат стихотворения на разных языках, пишут статьи, ставят сценки. К нам приезжали известный татарский писатель, поэт, литературный критик Галимзян Гильманов, заслуженный артист РТ, актер татарского театра им. Г. Камала Фанис Зиганша, заслуженная артистка РФ и РТ Наиля Гараева, известный актер театра и кино Олег Фазылзянов, артисты театра Г.Кариева и др. Это были теплые и интересные встречи. Знаменитости рассказывали о своей работе, смешных случаях из творческой жизни, а ребята выступали перед ними со своими спектаклями и наработками. Две девочки из нашей школы Замалутдинова Алина и Салаватова Эльза закончили театральное училище.
Каждый ребенок талантлив по-своему. Задача учителей увидеть в нем эту искорку, увлечь своим предметом, помочь раскрыть способности, научить его учиться, направить его активность в нужное русло. Это непросто, но необходимо для того, чтобы наши ученики смогли реализовать себя в жизни.