РАЗВИТИЕ ПЛАВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ТАТАРСТАНА НА ПРИМЕРЕ МБОУ «ГИМНАЗИЯ № 179 – ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ

РАЗВИТИЕ ПЛАВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ТАТАРСТАНА НА ПРИМЕРЕ МБОУ «ГИМНАЗИЯ № 179 – ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ

 

Луиза ИЛАЛУТДИНОВА,

учитель физической культуры МАОУ «Многопрофильный лицей № 11» г.Казани

 

Актуальность. Огромное количество проводимых в Республике Татарстан турниров по плаванию помогают развивать данный вид спорта. В Казани группы по оздоровительному плаванию в общеобразовательных и частных спортивных школах переполнены. Интерес к данному виду спорта после проведения Универсиады в Казани в 2013 году значительно вырос.

За последние 10 лет в Республике Татарстан открылись бассейны в Мамадыше, Пестрецах, Апастове, Верхнем Услоне, Камских Полянах, Тюлячах, поселке Круглое Поле. В крупных городах Татарстана открывают школы с бассейнами, проводится программа Всеобуч по плаванию. В республике работает более 250 бассейнов [1]. Строительство бассейнов и развитие плавания как вида спорта ведется по поручению президента республики – Рустама Минниханова. Татарстан становится привлекательным для спортсменов и тренеров в связи с открытием в 2011 году Поволжского государственного университета физической культуры, спорта и туризма.

В Казани проводятся Чемпионаты и Первенства города, Республики, Чемпионаты России, Международные турниры. В 2022 году исполнилось 100 лет движению спортивного плавания в Татарстане [2]. Плавание активно развивается в общеобразовательных учреждениях.

Цель: исследовать развитие спортивного плавания в общеобразовательных учреждениях Татарстана на примере МБОУ «Гимназия № 179 –центр образования» г.Казани.

Содержание физического воспитания в школе регламентировано программой. Программа по предмету «Физическая культура» включает плавание как базовый компонент, обязательную ее часть, позволяющую успешно решать задачи физического воспитания учащихся общеобразовательной школы. Упражнения в плавании наряду с другими средствами способствуют формированию прочного фундамента двигательной активности человека. Это особенно значимо с точки зрения закономерностей возрастного развития ребенка. Несмотря на ограниченное количество часов отводимых на обучение, при правильной организации и эффективном использовании различных средств и методов обучения можно решать поставленные задачи.

Одной из первых школ с бассейном, построенных в Казани, была МБОУ «Гимназия № 179- центр образования» Ново-Савиновского района г.Казани [3]. Бассейн длиной 25 метров разделен на 6 дорожек со стартовыми тумбами. В бассейне гимназии есть весь необходимый инвентарь для обучения плаванию – поддерживающие пояса для начинающих учеников, плавательные доски и колобашки, лопатки для развития мощности гребка, ласты, тормоза для спортивного совершенствования, нудлы и мячи для игр на воде.

В бассейне проводятся уроки по плаванию в рамках предмета «Физическая культура». 40 классов еженедельно посещают уроки по плаванию (1 урок в неделю у каждого класса) на протяжении всего учебного года (ориентировочно 1300 учащихся). По программе гимназии плавание является третьим обязательным уроком физической культуры с 3 по 8 классы. С 2015 по 2021 год на уроки по плаванию ходили все параллели с 3 по 11 классы.

Уроки плавания включают в себя теоретическую часть и практическую. Теория, как правило, дается в начале учебного года. Учащиеся начинают обучение плаванию с подготовительных упражнений для освоения с водой. Освоение с водой происходит одновременно с изучением простейших упражнений, являющихся элементами техники спортивного плавания. Особое внимание уделяется упражнениям в скольжениях, которые содействуют выработке равновесия, горизонтального положения тела, наиболее обтекаемого при плавании, тренируют умение напрягать тело и тянуться вперед в направлении движения, увеличивая длину скольжения, освоению техники движений рук и ног кролем на груди и на спине и дыханию. Из существующих четырех спортивных способов плавания (кроль на груди, кроль на спине, брасс и баттерфляй) при обучении маленьких детей используют два способа — кроль на груди и спине. Программа ориентирована на плавательную подготовку учащихся школы.

В процессе обучения выбирают и применяют те средства и методы, с помощью которых можно быстрее и эффективнее решить поставленные задачи. К предстоящей учебной работе учитель психологически подготавливает учеников, учитывая их интересы и запросы, стимулируя и мотивируя их деятельность. Урок состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной.

Также в бассейне гимназии в свободное от уроков время работает секция оздоровительного и спортивно-оздоровительного плавания, которая является очень популярной среди учеников. Секцию посещают около 200 любителей плавания. Тренер сформировал сборную команду гимназии по плаванию, которая тренируется по спортивной программе, готовится и выступает на соревнованиях различного уровня – районного, городского, республиканского, всероссийского.

Команда гимназии № 179 является многократным победителем Спартакиады учащихся общеобразовательных учреждений города Казани по плаванию, с 2018 по 2024 год. В 2018 году был организован открытый урок по плаванию на Международной конференции, посвященной 65-летию Сети Ассоциированных школ ЮНЕСКО в рамках Казанского Форума по Межкультурному Диалогу.

Спортсмены команды являются победителями и призерами Чемпионатов и Первенств города Казани, Республики Татарстан, Чемпионатов и Первенств Приволжского Федерального округа, Всероссийских соревнований по плаванию и могут составить равную конкуренцию ученикам специализированных спортивных школ.

В бассейне гимназии ежегодно организуются соревнования по плаванию «Новогодний спринт», на которых ученики могут выступить на дистанциях 25 м вольным стилем для 1,2 классов, 50 и 100 м всеми стилями для 3-11 классов по возрастным категориям; эстафеты между командами классов в рамках «Недели спорта»; непрерывная эстафета по плаванию в честь Дня Победы в Великой Отечественной войне, в которой принимают участие все желающие ученики, а также учителя, и длится эстафета несколько часов; личное Первенство гимназии, по результатам которой формируется состав команды для выступления на Спартакиаде школьников. Ученики старших классов обучаются и участвуют в судействе на общешкольных соревнованиях по плаванию на различных позициях.

За 9 лет работы в гимназии № 179 подготовлено множество спортсменов-разрядников, кандидатов в мастера спорта, Мастеров спорта России, членов сборной Республики Татарстан.

Результаты исследования. В результате проделанного исследования было выявлено, что подготовка спортсменов-пловцов в рамках общеобразовательных учреждений с бассейнами в Республике Татарстан начало свое развитие. В результате мониторинга протоколов соревнований по плаванию различного уровня [4,5] был сделан вывод, что единственной общеобразовательной школой Республики Татарстан, которая готовит спортсменов-пловцов, выступающих на различных соревнованиях и выполняющих спортивные разряды и звания, является МБОУ «Гимназия № 179 – центр образования» г.Казани.

 

Список используемой литературы

  1. «Казань постепенно становится своеобразной Меккой плавания» [Электронный ресурс]/ -Режим доступа: https://minsport.tatarstan.ru/index.htm/news/1320994.htm , свободный.
  2. Республика Татарстан сегодня отпраздновала 100-летие развития плавания [Электронный ресурс]/ -Режим доступа: https://kazan.bezformata.com/listnews/100-letie-razvitiya-plavaniya/112089764/, свободный.
  3. В Казани за 10 лет построили 14 школ и 5 учебных корпусов для 19 тысяч детей [Электронный ресурс]/ -Режим доступа: https://kzn.ru/meriya/press-tsentr/novosti/za-10-let-v-kazani-postroili-14-shkol-i-5-uchebnykh-korpusov-dlya-19-tysyach-detey/, свободный.
  4. Протоколы соревнований / — Режим доступа: https://swim-rt.ru/, свободный.
  5. Календарь соревнований/ -Режим доступас: https://russwimming.ru/competitions/, свободный.