Развитие ловкости учеников начальных классов на уроке физической культуры с помощью прикладных упражнений
Анатолий ШИШКИН,
учитель физической культуры Сокуровской средней школы Лаишевского района Г.Р. Державина Лаишевского района
Формирование и развитие умений и навыков учебной деятельности является одной из основных целей начального образования. В связи с этим педагоги должны так соотносить учебную нагрузку и индивидуальные особенности обучающихся, чтобы их здоровье было сохранно.
В современном мире значительно чаще стали встречаться ситуации, в которых нужно быть находчивым, концентрированным, внимательным, быстро реагировать на внезапно изменившуюся ситуацию. Совокупность этих качеств в физической культуре связывают с понятием «ловкость».
В младшем школьном возрасте закладываются основы движений, осваиваются новые упражнения, знания. Для того, чтобы развивать ловкость у учеников начальных классов, педагогам физической культуры необходимо регулярно обновлять и преобразовывать упражнения, изменять условия и обстановку их применения.
Самыми значительными средствами развития ловкости у школьников являются прикладные упражнения.
Ловкость представляет собой скорость овладения новыми движениями — с одной стороны, с другой — то, как быстро двигательная деятельность перестраиваетсяв соответствии с внезапно изменившимися условиямию
Развитие ловкости необходимо для детей начальных классов, так как этот возрастной период наиболее благоприятен для овладения новыми видами движений . Во время овладения новыми видами движений происходит развитие психических процессов (мышления, памяти, восприятия и представления). Высокий уровень ловкости позволяет более продуктивно взаимодействовать в спортивных играх, единоборствах.
Воспитание ловкости у учеников начальных классов должно идти за счет выполнения незнакомых новых движений, которые следует постоянно обновлять и изменять условия их выполнения. Пока упражнение не заучится ребенком, оно будет приносить эффект.
Прикладные упражнения представляют собой группу гимнастических упражнений, которые формируют навыки и умения взаимодействия с окружающим миром. К ним относят ходьбу, бег, упражнения в лазании, равновесии,метании и ловле, перелазании и преодолении препятствий, переползании, поднимании и переноске грузов, простые прыжки. Педагоги могут включать прикладные упражнения во все части занятия по физической культуре, а обучать основным упражнениям следует в основной части урока.
Проанализировав многие источники, было определено, что ловкость – это умение быстро, находчиво решать двигательные задачи. В начальной школе наиболее благоприятный период для развития ловкости. Прикладные упражнения, выполняемые на уроках физической культуры в школе, эффективно подходят для формирования и развития ловкости. И эти прикладные упражнения можно связать с материалом уроков, различными учебными темами. Также они способствуют успешному физическому развитию учеников.