Развитие коммуникативных навыков младших школьников посредством использования проектной деятельности

№ 146

Эндже ГИЛЬМУТДИНОВА,

учитель начальных классов, лицея №182 г. Казани

Развитие коммуникативных умений младших школьников чрезвычайно важно, так как то, насколько развиты данные умения влияет не только на результативности обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом.

Коммуникативные навыки – это совокупность умений, без которых невозможно плодотворное общение. Коммуникативные навыки очень важны для личностного развития вообще, так как определяют успешность взаимодействия с миром, окружающими людьми, самим собой.

Развитие и полное становление коммуникативных навыков у личности происходит именно в период младшего школьного возраста.

Проектная деятельность младших школьников ориентирована на практический, реальный результат, так как во время выполнения заданий строятся новые отношения между учениками и учителем, расширяется их образовательный кругозор, возрастает познавательный интерес, появляется возможность проявить свои организаторский способности, а так же он позволяет школьнику возможность экспериментировать, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного образования.

В начальной школе можно проводить проектную деятельность как в урочное, так и во внеурочное время. Например, можно провести следующие проекты:

1. Проект «Семь чудес света»

Целью данного проекта является развитие коммуникативной общительности, установление дружеских отношений между участниками подгруппы, развитие познавательного интереса, воспитание чувства коллективизма, развитие умения работать в парах, развитие речи младших школьников.

В процессе работы над проектом ожидается, что у младших школьников будут развиваться такие коммуникативные навыки, как:

– умение высказывать свое мнение, свои идеи, делится с другими своими мыслями;

– умение сотрудничать и идти на уступки, находить различные пути решения;

– повышение уровня доверия и эмоциональной открытости детей;

– развитие взаимопомощи;

– развитие умения согласованно работать в подгруппе.

А также развитие познавательного интереса к изучению окружающего мира, природы и нашей планеты.

Дети также могут разработать такие проекты, как:

– «Заповедники России»;

– «История развития книгопечатания»;

– «Города-герои» и т.п.

2. Проект «Зеленый мир нашего дома» на уроке окружающего мира

Цель данного проекта: расширение кругозора ученика, формирование знаний о растительном мире, об окружающей среде; развитие детско-родительских взаимоотношений.

Участники: родители, ученики.

Дети должны подготовить отчет в форме видео или презентации, плаката или иного творческого продукта по данной теме. Защитить ее на уроке в течение 2 – 3 мин.

Ожидаемые результаты по окончанию разработки данного проекта младшим школьником:

– развитие доверительных отношений между родителем и ребенком;

– развитие умения сотрудничать с родителями;

– развитие умения выражать свои мысли с достаточной полнотой и ясностью собеседнику;

– развитие умения слушать и обрабатывать, полученную от собеседника, информацию.

3. Проект «Никто не забыт, ничто не забыто…»

Цель исследования: расширить знания об истории города Казань в годы Великой Отечественной войны, о тружениках тыла.

Инструктаж по разработке проекта: каждый ребенок должен приготовить выступление на праздник в честь Дня Победы. Собранная информация предоставляется учителю для оценки, а на праздник дети могут выступить со стихотворением, песней, танцем, рассказом по теме проекта; или же дети могут предоставить плакаты по данной тематике.

Ожидается, что в ходе работы над проектом в детях возможно пробудить интерес к истории Великой Отечественной войны, сохранить память о героизме людей тех военных лет. А также, ожидается развитие таких коммуникативных навыков, как:

– умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

– владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

– определение способов деятельности, целей и задач.

Как мы видим, проектная деятельность развивает все коммуникативные навыки ребенка и позволяет развивать его творческие, интеллектуальные способности, а также мотивирует учиться!

Следовательно, использование проектной деятельности в урочное и внеурочное время в начальной школе – это современный, доступный и эффективный способ развития коммуникативных навыков учащихся, и не только. Ведь этот способ влияет на ребенка разносторонне и помогает выполнять все требования ФГОС НОО.

Литература

1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли: пособие для учителя /А.Г. Асмолов. – М.: Просвещение, 2016. – 215 с.

2. Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе /А.Б. Воронцов. –  М.: Просвещение, 2018. – 196 с.

3. Королева И.А. Развитие коммуникативных навыков у школьников / И.А. Королева. – М.: Педагогика, 2018. – 248 с.