Развитие иноязычной коммуникативной компетенции в процессе внедрения смешанного обучения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности
№ 196
Айгуль АХМАДИЕВА,
учитель английского языка высшей квалификационной категории гимназии №1 им. Р.Фахретдина г. Альметьевска
Новые реалии ставят перед педагогическим сообществом вопросы о возможности обучать как в оффлайн, так и онлайн режиме. В своей деятельности опираюсь на разработанную методическую систему, которая позволяет внедрять смешанное обучение.
Цель методической системы: обеспечить развитие иноязычной коммуникативной компетенции учащихся в рамках смешанного обучения.
Задачи:
– учащиеся должны овладеть речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной компетенциями в урочной и внеурочной деятельности;
– создавать условия для персонализации обучения учащихся на уроках и во внеурочной деятельность;
– подбирать и разрабатывать оффлайн и онлайн программы и курсы;
– формировать субъектную позицию учащегося в процессе получения знаний и оценочной деятельности
Содержание системы
Смысловой частью данной системы является развитие иноязычной коммуникативной компетенции, точнее комплексное развитие речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной компетенции учащихся на уроках и во внеурочной время.
Структурной частью выступает намерение организовать обучение так, чтобы оно совмещало обучение с участием учителя оффлайн и онлайн обучение как с участием учителя, так и без его сопровождения.
Формы обучения:
Система предполагает наличие различных формы обучения:
– оффлайн урок в школе, видеоурок на онлайн курсе, онлайн-урок через ЗУМ, Майкрософт Тимс, Гуглмит;
– часть урока – оффлайн, другая часть урока – онлайн;
– либо одна группа класса обучается оффлайн, другая группа класса – онлайн. Такая форма применяется во время зимних холодов или, когда ученик по уважительной причине не может прийти в школу, но состояние здоровья позволяет учиться.
Такая же закономерность прослеживается и во внеурочной деятельности: кружки, факультативы, спецкурсы могут быть оффлайн или онлайн.
Формы организации деятельности учащихся: индивидуальные, парные, групповые, фронтальные. Но смешанное обучение предполагает элементы самостоятельного контроля учеником образовательного маршрута, времени, места и темпа обучения, а также интеграцию опыта обучения с учителем и онлайн. Поэтому в каждом классе учащиеся делятся на группы. Например, в 11 классе учащиеся, кто сдает ЕГЭ занимаются по индивидуальному плану, который предполагает изучение программного материала в ускоренном темпе и посвящение одного час в неделю работе в онлайн курсе «ЕГЭ-21 –АЯ», который создан для них в Гугл класс или же выполняют задания на портале Решу ЕГЭ. Также работают учащиеся, которые готовятся к олимпиадам. Они осваивают материал олимпиадных заданий и материал онлайн-курса «Язык и культура» Данный курс создан на сервисе Гугл-класс.
Коммуникативная технология и технология сотрудничества позволяют включать учащихся в познание окружающего мира и изучаемого предмета. В начале урока учащиеся получают задание, связанное с их реальной жизнью, например, девятиклассникам при изучении темы «Знаменательные даты» предлагается составить план празднования их шестнадцатилетия. В течение урока они выполняют данное задание, и в тоже время находят лексику необходимую для этой ситуации, задают учителю вопросы о грамматических структурах. Учитель выступает консультантом. В конце урока проводится презентация плана дня рождения, затем учитель останавливается на языковых аспектах, затронутых в процессе выполнения задания, и подводит учащихся к осознанию, повторить тот или иной материал, что и становиться домашним заданием, либо же отправной точкой для следующего урока.
Проектная технология. Учащиеся создают презентации в Гугл документах, что позволяет интегрировать опыта обучения с учителем онлайн. У нас есть целый банк проектов, который можно найти по ссылке https://docs.google.com/document/d/1BmOKI7eXm9zCCSFwaGCI09q0RrtZPw74l716PBRbnuI/edit. Также я работаю с учащимися над проектами исследовательского характера, срок выполнения которых – один учебный год.
Дистанционные технологии. С учащимися начальных классов используем онлайн платформу Учи.ру для внеурочной деятельности и для отработки грамматических структур на уроке с использованием интерактивной доски. В конце каждой четверти подводим итоги, кто смог проделать большее количество заданий, награждаем призами. Платформа не только обучает детей английскому языку, но и помогает формировать регулятивные УУД, а именно учиться выполнять задания регулярно и понемногу. Для учащихся 3 класса созданы видео уроки, которые они могут посмотреть через видеохостинг ютуб. Уроки входят в отдельный плейлист на моем канале «Amazeng». Для учащихся средней и старшей школы использую веб-сервис Гугл класс. У каждого класса есть свой кабинет, где учащиеся получают задания. Гугл класс упрощает создание, распространение и оценку заданий безбумажным способом. Позволяет расширить границы смешанного обучения. В гугл классе учащиеся выполняют тесты, пишут диктанты, знакомятся с дополнительным материалом, получают обратную связь для своих работ.
С учащимися, готовящимися к олимпиадам и сдающими ОГЭ и ЕГЭ, проводим летние и весенние онлайн марафоны, используем для этого мессенджер ватс ап. У детей есть возможность работать дома в веб версии ватс ап. В течение 5 – 10 дней учащиеся ежедневно получают задание из ЕГЭ, выполняют его в течение дня, присылают мне ответы, получают ответы и проводят самопроверку. Затем в конце дня я даю обратную связь по результатам всего класса, отвечаю на вопросы учеников.
Для изучения и отработки лексических единиц использую онлайн карточки платформы Quizlet. Карточки к речевым ситуациям уроков по словам, для отработки вопросов второго задания устной части ЕГЭ, запоминания текстов составляю и я сама, и учащися. Они обеспечивают интервальное повторение, поэтому материал запоминается на долго. Также материал на карточках можно использовать не только онлайн, но и сделать распечатки, все это предусмотрено самим сервисом.
Средства обучение. Технические средства обучения: компьютеры, ноутбуки, проектор, цифровой фотоаппарат, цифровая видеокамера. Различные источники информации: учебно-наглядные пособия, различная литература, сеть Интернет.
Система подобранных и разработанных печатных и онлайн материалов: курсы, платформы, порталы, программы, мобильные приложения.
Сайт учителя является маршрутным листом для организации своей учебной деятельности. Так, во время дистанционного обучения была создана отдельная страница, которая помогала учащимся и их родителям сориентироваться в онлайн-сервисах и получить быстрый доступ к ним https://amazeng5.wixsite.com/mysite/distancionnoe-obuchenie.
В результате учащиеся адаптируются к формированию иноязычной компетенции через смешанное обучение. Отмечают, что обучение стало индивидуально-ориентированным, есть возможность сделать задания в своем темпе, чаще предлагается выбор речевых ситуаций, интересных ученику, писать диктанты через систему карточек квизлет интереснее. Отмечу большую мотивированность учащихся, так как в учебу вовлекаются гаджеты и приложения, которые вызывают у них интерес и в реальной жизни. Функцию контроля часто выполняет программа, поэтому учащиеся узнают отметку за задание почти моментально и сразу анализируют ошибки.
В смешанном обучении сайт учителя очень важен, так как он является маршрутным листом для учащихся. Данный элемент моей методической системы используют учителя городских и сельских школ Альметьевска. Я была их наставником в 2019/2020 учебном году, когда реализовывала свой собственный проект как победитель республиканского гранта профессионального роста «Учитель-наставник». Целью моего проекта было научить коллег, как создать свой персональный учительский сайт. В течение учебного года я проводила мастерские, снимала видео ролики и размещала их на своем ютуб канале. У проекта «Сайт каждому учителю» есть свой сайт, который я создала, есть. Адрес сайта проекта – https://teacherssite3.wixsite.com/mysite .
16 учителей создали свои сайты, которые являются актуальными, они используют их в своей педагогической деятельности. Также совместно с Управлением образования Альметьевского муниципального района был проведен муниципальный конкурс «Лучший сайт учителя». Большинство победителей и призеров конкурса стали участники данного проекта.
Плейлист, состоящий из 16 видеороликов, размещен на видеохостинге ютуб https://www.youtube.com/watch?v=jA8J33ccq9U&list=PLhcdzGEMWUl0jwi4BGdxNzgyOhwSE-81M.