Развитие быстроты реакции и координационных способностей на уроках плавания в рамках реализации ФГОС НОО
Николай ШМЫКОВ,
учитель физической культуры высшей квалификационной категории гимназии №93 г. Казани
Миндания ШМЫКОВА,
учитель физической культуры I квалификационной категории гимназии №180 г. Казани
Плавание, в общем понимании этого слова, является непотопляемость в воде и способность находиться на поверхности воды в плавучем состоянии без специальных удерживающих средств в течении некоторого времени.
В отличие от других видов физических упражнений, плавание имеет свои характерные особенности. Во-первых, пловец выполняет движения в условиях водной среды, в которой тело находится во взвешенном состоянии, то есть не имеет твердой опоры, и относительная невесомость тела. Иными словами, вес тела человека уравновешивается подъёмной силой воды, тем самым разгружает опорную систему человека и способствует правильному физическому развитию.
Как считают многие специалисты, плавать можно научиться в любом возрасте. Однако, быстрее всех осваивают технику плавания дети. Именно этот вид спорта наиболее соответствует детскому возрасту, так как они обладают лучшей плавучестью, чем взрослые, за счет меньшего удельного веса. Кости у детей содержат меньше солей кальция и фосфора, богаты органическими соединениями и элементами, имеют большой процент хрящей, чем кости взрослых. Все это делает их более легкими.
Главной задачей физического воспитания, которая может быть частично решена с помощью занятий плаванием в образовательных учреждениях, является закаливание, повышение сопротивляемости детского организма к воздействию условий внешней среды, формирование рациональной осанки и жизненно важных двигательных умений и навыков.
Кроль на груди (вольный стиль) — стиль плавания на животе (животом вниз), при котором руки совершают гребки попеременно, а ноги совершают попеременное поднятие/опускание, оставаясь при этом под развёрнутым углом к корпусу.
Методическая разработка урока для 3 класса
Цель: Совершенствование техники плавания кролем на груди.
Задачи урока:
- Совершенствовать работу ног в плавании кроль на груди;
- Закрепить согласование работы рук и ног в плавании кроль на груди;
- Способствовать развитию быстроты реакции и координационных способностей;
- Воспитать у обучающихся трудолюбие, настойчивость, ответственность за выполняемую деятельность.
Планируемые результаты:
Предметные: иметь углубленные представления о технике плавания кролем на груди; организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность при совершенствовании техники плавания кролем на груди;
Личностные: Развитие мотивов учебной деятельности; Умение обобщать, анализировать, творчески применять полученные знания на самостоятельных занятиях физической культурой; Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни;
Метапредметные: Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, определять общие цели и пути их достижения; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; осуществлять взаимоконтроль в совместной деятельности; конструктивно решать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Формы работы: самостоятельная, работа в группах, фронтальная, индивидуальная
Инвентарь и оборудование: плавательные доски, тонущие игрушки для плавания (ныряния).
Ход урока (Технологическая карта)
№ | Этапы урока | Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | I. Организационный этап | 1) Построение, приветствие, расчет по порядку, отметить присутствующих и отсутствующих.
2)Определение темы урока.
|
1) Проверяет
готовность обучающихся к уроку. Подает команды: «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!». «По порядку рассчитайсь!» Приветствует учащихся: «Здравствуйте ребята!»
2)Совместно с детьми определяют тему урока; создает эмоциональный настрой на урок. |
1) Со звонком, выстраиваются по росту в одну шеренгу. Принимают стойку: пятки вместе, носки врозь, руки вдоль туловища. По команде «Равняйсь!» поворачивают голову в сторону направляющего. По команде «Смирно!» — стоят смирно.
Рассчитываются по порядку. Замыкающий, делает шаг вперед, говорит: «Расчет окончен!», встает на место. Громко отвечают: «Здраст!» 2)Определяют тему урока совместно с учителем. |
2 | II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | 1) Формирование цели и задач урока.
2) Перестроение в 2 шеренги для проведения ОРУ и имитационных упражнений. |
1) Определяет цель урока. Подводит учеников для формирования собственных задач исходя из поставленной цели.
2) Создает условия для рабочей установки на урок. |
1) Исходя из поставленной учителем цели, учащиеся сами для себя формируют задачи урока. Эмоционально настраиваются на работу. Предлагают интересные варианты построения.
2) Принимают установку на урок. |
3 | III. Актуализация знаний | 1) Повторение правил поведения на воде.
2) ОРУ на месте. 1. И.п. – ст. ноги врозь, руки к плечам 1-4 – круговые движения руками вперед; 5-8 – круговые движения руками назад. Повторить 2 раза. 2. И.п. – о.с., руки в замок 1-4 – волна руками перед грудью. Повторить 2 раза. 3. И.п. – ст. ноги врозь 1-8 — круговые движения руками вперед; 9-16 — круговые движения руками назад. Повторить 1 раз
3) Имитационные упражнения: 1) И.п. – о.с., руки вверх 1-3 – имитация техники движений ногами; 4- имитация гребка правой в И.п. руки вверх; 5-7 — имитация техники движений ногами; 8- имитация гребка левой в И.п. руки вверх; Повторить 2 раза. 2) И.п. – о.с., руки вверх, наклон туловища вперед 1-3 – имитация техники движений ногами; 4- имитация гребка правой в И.п. руки вверх; 5-7 — имитация техники движений ногами; 8- имитация гребка левой в И.п. руки вверх; Повторить 2 раза. |
1) Оценивает степень понимания вопроса.
2) Во время выполнения общеразвивающих и имитационных упражнений указывает на ошибки, исправляет по ходу выполнения.
3) Объясняет технику выполнения упражнения. Наглядно демонстрирует упражнения. Далее осуществляет контроль. |
1) Вспоминают, анализируют и озвучивают усвоенные правила.
2) Выполняют ОРУ по команде учителя. Учащиеся осуществляют самоконтроль за правильностью выполнения упражнений.
3) Запоминают и по команде пытаются воспроизвести имитационные упражнения. Под правую руку делают вдох, под левую выдох. |
4 | IV. Обобщение и систематизация знаний
|
1) Вход в воду.
Упражнения в воде: 1. Упражнение на дыхание: 10 выдохов в воду 2. Упражнение «Стрела». Повторить 2 раза. 3. Упражнение «Торпеда». Повторить 2 раза. 4. Упражнение на восстановление дыхания: 10 продолжительных выдохов в воду. 5. Выполнение техники движения рук и ног в плавании кролем на груди у бортика, под счет. 6. Выполнение техники движения рук и ног в плавании кролем на груди с подвижной опорой. Повторить 4 раза.
2) Эстафета на совершенствование техники согласования рук и ног способом кроль на груди. 3) Игра на развитие координационных способностей «Подводники». 4) Упражнения на восстановление дыхания 5) Упражнение на расслабление «Звездочка».
|
Дает установку.
Обеспечивает мотивацию выполнения. Помогает учащимся корректировать и исправлять ошибки. Осуществляет индивидуальный контроль. Напоминает про правильную технику дыхания (вдох- через рот, выдох через нос – долгий и продолжительный); ноги в коленях не захлестывают, рабочее движение начинается от бедра, вслед за бедром включаются голень и стопа. Перед началом каждой игры, эстафеты, упражнений на восстановление, собирает детей перед собой, объясняет правила.
|
1) Вход в воду осуществляется по лестницам, спиной к воде. Распределяются вдоль бортика, так чтобы не мешать друг другу (интервал 50 см). 1. По команде учителя повторяют правильное дыхание в воде.
2. Руки и ноги максимально вытягивают. Выполняют упражнение на задержке дыхания. 3. Движения стопами мелкие и частые. 4.Выполняют самостоятельно. Вдох ртом, долгий и продолжительный выдох носом в воде. 5. Выполняют под счет учителя. Дыхание осуществляется произвольно. 6. Выполняют по сигналу. Осуществляют самоконтроль. Дыхание произвольное. 2) Плывут эстафету изученным способом, закрепляя навыки согласования работы рук и ног с дыханием. 3) По команде учителя ныряют за игрушками и приносят «к своему бортику». Цель игры собрать как можно больше игрушек. 4) Выполняют выдохи в воду. 5) Упражнение «Звездочка» выполняют на задержанном вдохе, ложатся на живот или спину, руки вверх, по команде учителя разводят руки и ноги в стороны. |
5 | V. Подведение итогов. Рефлексия | 1) Подведение итогов урока:
— оценка степени решения задач.
2) Выявление мнений учащихся о результативности их деятельности.
|
1) Оценивает результаты освоения деятельности учащихся, отличившихся, отстающих. Выявляет типичные ошибки и рассказывает способы их устранения. Побуждает к высказыванию своего мнения.
2) Создает условия для осмысления и оценивания своей деятельности, акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке |
1) Получают информацию о результатах своей деятельности. Задают вопросы. Показывают и рассказывают, что у них получается, что нет. Отвечают на вопросы учителя.
Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
2) Выстраивают свою траекторию обучения, оценивают свою работу. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. (Что понравилось? Что было сложно выполнить, что нет? И т.д.)
|
6 | VI. Информация о домашнем задании | 1) Общее построение.
2) Домашнее задание: * Подготовить комплекс упражнений для мышц верхнего плечевого пояса. * Выполнить 2*10раз отжимания от пола. 3) Прощание |
1) Подает команды: «Выйти из воды»,
«В одну шеренгу становись!».
2) Задает задания для закрепления теоретических знаний и практических умений.
3) Подает команды: «Равняйсь!», «Смирно!». Урок окочен «До свидания!»
|
1) После команды учителя, быстро плывут к лестницам. Выходят из воды, держась за лестницу. Выстраиваются в одну шеренгу как в начале урока перед учителем.
2) Принимают учебное задание. Принимают цели, содержание и способы выполнения задания.
3) По команде «Равняйсь!» поворачивают голову в сторону направляющего. По команде «Смирно!» — стоят смирно. В ответ учителю вместе громко говорят: «Дос!» |