Разрешение конфликтных ситуаций среди младших школьников

Разрешение конфликтных ситуаций

среди младших школьников

 

Айгуль ГАЛЯВЕТДИНОВА

учитель начальных классов

многопрофильной гимназии №189 «Заман»»

г.Казани

 

В последнее время мы, педагоги, все чаще становимся свидетелями, как ученики начальных классов вступают в конфликтные ситуации со своими сверстниками.  Каждый ребенок, приходящий в новый коллектив, ищет себя. Кто-то из детей начинает стремиться к лидерству, а кто-то иначе, замыкается в себе и таким образом – это приводит его к низкой успеваемости.  Нежелание идти в школу является тревожными симптом. Из практики мы видим, что ученикам начальной школы легче восстановить психику, поэтому чем раньше мы решим этот конфликт и эту проблему, тем больше успех нас ожидает.

Конфликты – неотъемлемая часть нашей жизни. Мы, первые учителя, должны и обязаны создать дружескую команду и приятную атмосферу в классе, ведь именно от этого и будет зависеть «Погода» в классном коллективе.

Для решения этой проблемы я разработала данную программу. Она  состоит из  10 внеурочных занятий, с целью развития у детей навыков и умений разрешения конфликтов, формирования дружеских отношений сверстниками.

В своей программе я использовала различные формы: групповые, индивидуальные и фронтальные. В данной ниже таблице представлено тематическое содержание программы по предупреждению конфликтных ситуаций среди младших школьников.

С первого по седьмое занятие я решила использовать игры. Почему именно игры вы спросите? Потому что ведущей деятельностью в дошкольном возраст является – игра, а в младше школьном  – учеба, и чтобы этот переход не был резким. Мы должны использовать игровые технология на разных этапах обучения и воспитания.

Оставшиеся три занятия я посвятила просмотру известного мультфильма «Возвращение блудного попугая». Таким образом дети могут познакомиться с понятием «конфликт», его основными характеристиками, типами, стадиями и препятствиями для разрешения конфликтных ситуаций. Далее совместно с учениками необходимо разработать схему анализа конфликтной ситуации на примере сюжета мультфильма.

Программа по предупреждению конфликтных ситуаций среди учеников начальных классов

Тема занятия Продолжительность (мин)
Занятие 1: Игровые практики 45 мин
1 Приветствие. Знакомство поближе 5 мин
2 Игра «Дружок, привет» 12 мин
3 Игра «Детские секреты» 10 мин
4 Задание «Салют» 15 мин
5 Ритуал прощания 3 мин
Занятие 2: Практики игрового взаимодействия 45 мин
1 Приветствие 2 мин
2 Задание «Найди то, с чем схожи» 10 мин
3 Игра «Болото и звери» 15 мин
4 Релакс «Клубочек» 15 мин
5 Ритуал прощания 3 мин
Занятие 3: Игровые практики 40 мин
1 Приветствие 2 мин
2 Игра «Ассоциации» 10 мин
3 Игра «Правда или ложь?» 10 мин
4 Упражнение «Пойми меня» 10 мин
5 Ритуал прощания 8 мин
Занятие 4: Культурные практики 40 мин
1 Приветствие 3 мин
2 Игра «Разведчики» 10 мин
3 Игра «Почтальон» 15 мин
4 Игра «Я и ты» 10 мин
5 Прощание 2 мин
Занятие 5: Практики самопознания 40 мин
1 Ритуал приветствия 2 мин
2 «Боди-арт» 17 мин
3 Инсценировка «Театр ведет к светлому» 18 мин
4 Прощание 3 мин
Занятие 6: Игровые практики для поведения 45 мин
1 Привет, друг 2 мин
2 Игра «Помоги другу» 15 мин
3 Инсценировка «Любимый теремок» 15 мин
4 Интерактивная беседа «Эстафета уважения» 10 мин
5 Прощание 3 мин
Занятие7: Практики взаимодействия ребенка с социумом 40 мин
1 Привет, друг 3 мин
2 Игра «Лодань» 10 мин
3 Игровое упражнение «На вкус и цвет» 15 мин
4 Игра «Шарики» 10 мин
5 Прощание 3 мин
Занятие 8: Просмотр мультфильма «Возвращение блудного попугая» (1 выпуск) 40 мин
1 Привет, друг 3 мин
2 Просмотр мультфильма 15 мин
3 Обсуждение просмотренного 15 мин
4 Подведение итогов. Прощание 7 мин
Занятие 9: Просмотр мультфильма «Возвращение блудного попугая» (2 выпуск) 30 мин
1 Ритуал приветствия 3 мин
2 Просмотр мультфильма 15 мин
3 Обсуждение просмотренного 15 мин
4 Подведение итогов. Прощание 7 мин
Занятие 10: Кинолекторий «Возвращение блудного попугая» (4 выпуск) 40 мин
1 Ритуал приветствия 3 мин
2 Просмотр мультфильма 15 мин
3 Обсуждение просмотренного 15 мин
4 Анализ конфликтной ситуации на примере сюжета мультфильма. Прощание 7 мин

После разработки данной программы и использования ее в своей практике, я могу с уверенностью сказать, что эти занятия положительно скажутся на психологическом, психическом, физическом и эмоциональном развитии детей.