Разбор задач повышенной сложности по теме «Электростатика»
Марат ЗАРИПОВ,
учитель физики лицея №18 им М.В.Ломоносова г. Зеленодольска
Конденсатор – неотъемлемая часть любого, сложного электрического прибора. Почему нам так важно изучать и модернизировать конденсатор?
Уже многие зарубежные страны, в т.ч. и Российская Федерация, пытаются усилить основное свойство этого элемента – увеличить емкость, электрическое напряжение не увеличивая габариты элемента. Проводятся ряд сложных опытов с разными материалами (носителями) и электролитами. Обычные электролитические конденсаторы обладают хорошей электроемкостью порядка 4000мкФ, но это недостаточно, для больших и емких систем необходима емкость порядка 1000Ф и более. Вспомним формулу , где С – электроемкость (Ф), U – электрическое напряжение (В). А – работа электрического поля (Дж). Чем больше емкость, тем больше работы может осуществить электрический механизм. Внедрение конденсаторов большой емкости – «ионисторов», приведет к технической революции, как в машиностроении, так и в мобильных устройствах. Давайте, предположим, что сотовый телефон, вместо емкости в 5000 mAh сможет выдавать емкость порядка 40 раз больше, отсюда, время работы может увеличиться до 2 недель и более. Еще один плюс конденсатора по сравнения с обычной литий- ионной батарей – время зарядки, она приблизительно в 20 раз меньше. В нашей стране есть университеты, которые готовят специалистов по этому направлению, разрабатывают и совершенствуют данное нововведение.
Как у любого предмета и у конденсатора есть свои минусы, чтобы разобраться в них, пожалуйста, посмотрите на основание шляпки электролитического конденсатора (рис 1). Вы увидите знак виде лучей, расходящихся в разные стороны. Эти насечки необходимы для смягчения, погашения и направленного действия ударной волны. Конденсаторы взрываются и с очень большой силой, достаточной, для получения серьезных травм.
Рис 1
Для того, чтобы внедрять свои креативные предложения, для модернизации конденсаторов, необходимо пройти аттестацию и поступить в вуз. Мы рассмотрим проблемную задачу на тему «конденсатор», который недавно были опубликован на экзаменах по физике.
Проблема заключается в строении конденсатора, при напряжении более допустимого, конденсатор может быть «пробит», в результате которого, получается короткое замыкание, сопротивление, как и емкость конденсатора, приближается к нулю. Обкладки конденсатора могут не выдержать большого значения напряженности электрического поля и разрушаться. В итоге, сопротивление конденсатора станет бесконечным, а емкость – равной нулю. Решение задачи будет зависеть от двух слов в предложении: «конденсатор пробит», «конденсатор разрушен».
Рассмотрим задачу 1, которая была на ЕГЭ-2023.
Условие задачи. К разъёму «А» подают отрицательный потенциал в (-100В), а на разъем «В» потенциал в 200 В. Емкость конденсатора С1=20 мкФ, С2=30 мкФ, С3= 40мкФ, учитывая, что диод в данной схеме с идеальными техническими параметрами, определите на сколько измениться емкость системы, если в процессе опыта произойдет пробой конденсатора С2 (см. рис 2).
Рис 2
Дано: | СИ | Решение |
=-100В
=100В С1=20мкФ С2=30мкФ С3=40мкФ |
=40*10 -6Ф =30*10 -6Ф |
Начнем решать задачу с функциональной особенности работы диода.
Потенциал точек (А и К) одинаковы, так как соединительные провода обладают нулевым сопротивлением, контакт М ближе находится к разъему В, отсюда следует, что потенциал в точке К меньше потенциала М, следовательно, диод имеет обратное подключение и позиционируется, как элемент с высоким электрическим сопротивлением и не может пропускать ток и разряжать электроемкость . В результате выше сказанного, можно утверждать, что диод не влияет на электроемкость схемы. Конденсаторы С1 и С2 соединены последовательно, поэтому применяем формулу , , *Ф Конденсаторы С12 и С3 становятся параллельными, поэтому их емкости складываются С123=С12+С3 С123=(12+40)*10-6Ф=52мкФ. Рассмотрим случай пробоя:
Рис3 В этом случае емкость конденсатора и его сопротивление станут равным нулю. Схема примет вид (рис3), диод не будет влиять на работу схемы. Соединение конденсаторов параллельное С13 =С1 +С3, С13=(20+40)*10-6=60мкФ С13-С123; (60-52)*10-6=8мкФ Ответ: Соб=8мкФ
|
Соб-? |
Рассмотрим задачу 2.
Условие задачи. К разъёму «А» подают отрицательный потенциал в (-100В, а на разъем «В» потенциал в 200В. Емкость конденсатора С1=20мкФ, С2=30мкФ, С3=40мкФ, Определить на сколько измениться емкость системы, если в процессе опыта произойдет разрушение конденсатора С2 (см рис 1)? Учесть, что диод в данной схеме с идеальными техническими параметрами.
Дано: | СИ | Решение |
=-100В
=100В С1=20мкФ С2=30мкФ С3=40мкФ |
=40*10 -6Ф =30*10 -6Ф |
Первая часть решения похожа на задачу №1.
Конденсаторы С1 и С2 соединены последовательно, поэтому С123=(12+40)*10-6Ф=52мкФ. Рассмотрим случай разрушения. При разрушении конденсатора С2, ток по ветви АКМВ не будет течь и следовательно подзаряжать конденсатор С1, то есть он будет выпадать из расчетов, а следовательно останется только конденсатор С3. С3-С123; (40-52)*10-6=-12мкФ Ответ: Соб=-12мкФ.Это означает, что общая емкость уменьшиться. |
Соб-? |
На этих примерах, очень хорошо видно, что от замены одного слова «пробой» или «разрушение» будет влиять на метод и исход решения задачи, в некоторых случаях про это свойство конденсаторов упускают при объяснении материала.