Равенства и неравенства с числами: чтение и составление
(Урок математики в 3 классе)
Эндже ГАЙФУЛЛИНА,
учитель начальных классов средней школы №6 г. Арска
Тип урока: открытие новых знаний.
Технология: технология развития критического мышления, игровая технология.
Цели:
– расширить знания учащихся о равенствах и неравенствах;
– познакомить с понятием верных и неверных равенств и неравенств.
Дидактическая задача: организовать совместную, самостоятельную деятельность учащихся по изучению нового материала.
Задачи урока:
предметные:
– познакомить с признаками равенства и неравенства; расширить представления учащихся о равенствах и неравенствах;
– познакомить с понятием верного и неверного равенства и неравенства;
– формирование вычислительных навыков.
Метапредметные:
познавательные:
– способствовать развитию внимания, памяти, мышления;
– развитие умения извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;
– овладение приемами отбора и систематизации материала, умениями сопоставлять и сравнивать, преобразовывать информацию;
регулятивные:
– развитие зрительного восприятия;
– продолжить работу над формированием действий самоконтроля и самооценки учащихся;
коммуникативные:
– развитие взаимодействия детей в парах;
– воспитывать взаимопомощь;
личностные: повышение учебной мотивации учащихся путем использования на уроке интерактивной школьной доски.
Ход урока
- I. Самоопределение к деятельности. Организационный момент
Учитель. Прозвенел и смолк звонок, начинается урок. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, передайте частичку своего хорошего настроения другому. Поздоровайтесь с нашими гостями. А теперь садимся.
Сегодняшний урок мне бы хотелось начать с народной пословицы «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости».
– Как вы понимаете эти слова? (Мудрость – это знания, которые мы открываем каждый день.)
– Скажите, какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке сделать для себя маленькое открытие? (Усидчивость, внимание, мышление, активность.)
– Пусть урок принесёт нам всем радость познания. Итак, за дело!
Математика – царица наук. В её царстве много княжеств, и сегодня мы посетим одно из них.
Устный счет
– Название княжества вы узнаете, когда найдете значения этих выражений и расставите в порядке возрастания. (Высказывание)
(15+5):4
18:6:3 (72-64)•0 600-200 56:7+1 40-7 |
С
Ы В А К В |
38-30
3•3•9 30+40 199+1 900-1 300+400 |
И
З А Ы Е И |
- II. Введение в тему урока
– Вас встречает княжна Высказывание.
– Давайте вспомним, что такое высказывание? (Утверждение.)
– Каким может быть высказывание? (Верным или неверным.)
III. Постановка проблемы. Работа в парах
– Посмотрите в конвертах, с какими высказываниями мы будем сегодня работать? (С математическими высказываниями.)
– В конверте лежат разрезанные карточки с числовыми равенствами и неравенствами. Что к ним относится – вам поможет определить задание княжны Высказывание.
– Я думаю, вы справитесь с этой проблемой, если подумаете сообща в паре. (Распечатать учителю карточки.)
7 • 9 = 63
95>75 20 + 8 = 27 |
6<10
12–9=3 8•4 > 48 |
18:3=9
7+5<10 200+6–45•2 |
– Найдите лишнюю карточку, покажите. (200+6–45•2), (Затем показываю я.)
– Почему она лишняя? (Выражение.)
– Является ли выражение законченным утверждением? (Нет, не является, т.к. оно не доведено до логического завершения.)
– Разложите оставшиеся карточки на группы. (Равенства и неравенства.)
7 • 9 = 63 95>75
20 + 8 = 27 6<10
12-9=3 8•4 > 48
18:3=9 7+5<10
- IV. Открытие нового знания
– Как можно назвать записи в 1-й группе? (Равенства.) Почему? (Высказывание со знаком=)
– Назовите верные равенства.
– Как по-другому назвать верные равенства? (Истинные.)
– А неверные? (Ложные.)
– Назовите записи 2-й группы. (Неравенства.) Почему? (Высказывание со знаками сравненияю.) (Появляется с темой урока.)
Вывод темы и задач урока
– Математика постоянно учит нас доказывать истинность или ложность наших высказываний в жизни…
– Какую тему мы начинаем изучать?
– Чему будем учиться на уроке? (Должны узнать, что такое равенство и неравенство и научиться определять их истинность и ложность.)
- V. Закрепление нового знания
– Давайте откроем наши тетради, запишем число, классная работа, пропишем цифры 21, 45 и запишем тему нашего урока. После записи темы, мы записываем небольшую памятку в тетрадь.
«Числовые равенства и неравенства»
⇓ ⇓
7*9 = 63 90 > 89
истинные и ложные
⇓ ⇓
8*5=40 8*6=50
15>10 52<32
Физкультминутка
Нам за партой не сидится,
Разминаем поясницу.
Корпус кружим влево, вправо –
Получается на славу!
Головой туда – сюда,
И ногами раз, два.
Хорошо мы отдохнули
И к учёбе вновь вернулись!
Проверка истинности равенств и неравенств
– Посмотрите внимательно наследующее задание, выпишите себе в тетрадь истинные равенства и неравенства. На слайде и в конверте с заданиями у детей.
(47–38)•5=40
(30+2)–20<10
6•4+2•7=38
9•2–4>20
750+250=1000
Запись высказываний в виде верных равенств
Последнее испытание княжны Высказывание – записать каждое высказывание в виде верного равенства.
13 больше 7 на 6 13–7=6
4 меньше 12 на 8 12–4=8
12 больше 4 в 3 раза 12:4=3
4 меньше 20 в 5 раз 20:4=5
– На следующем уроке вы попробуете уже вывести свойства верных равенств.
- VI. Итог урока. Рефлексия
– На уроке мы открыли…
– Мы учились… (Только ли на уроках математики нужно отличать верные высказывания от ложных?)
– На уроке мне было…….
«Дерево чувств»
– Посмотрите, у Княжны растёт яблоня, но на ней нет плодов, у вас на парте лежат яблочки зеленого и красного цвета. Если вам было всё понятно, повесим с вами на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.