Работа со слабоуспевающими обучающимися
№ 185
Юлия ЖУКОВА,
учитель начальных классов высшей квалификационной категории средней школы №135 г. Казани
Каждый учителю хочет, чтобы ученики его класса были с высоким уровнем знаний, учились на «хорошо» и «отлично», тогда и ты вместе с ними получаешь удовлетворение от работы, видишь результаты собственного труда. В нашей стране об одарённых детях заботиться государство, утверждая программу «Одарённые дети». Уверенно себя чувствуют обучающиеся, которые получают грамоты за призовые места в конкурсах, олимпиадах, конференциях. Но в классе всегда есть дети – обучающиеся с низкими реальными учебными возможностями, некоторые из них не обучаемые. О них никто не рассказывает, про них мы не узнаем в газетах, в социальных сетях. И оказывается, что слабоуспевающих детей больше, чем успешных в обучении. Эти дети хотят чувствовать то же, что и одаренный ребенок: похвалы, внимания, чувства уверенности в себе. Но в их жизни, к сожалению, происходит все наоборот. Задача учителя дать им это почувствовать. Среди неуспевающих мы знаем было много известных людей, которые испытывали в школе трудности с обучением и считались слабоуспевающими. Это подтверждает, что со слабоуспевающим обучающимся не всё так просто и однозначно, с ними можно и нужно работать, только нужно выполнять определенные действия. Принято считать, что слабоуспевающие обучающиеся — это дети, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или тех, у которых отсутствуют действенные мотивы к учению.
Для того, чтобы определить этапы работы со слабоуспевающим учеником, необходимо понять причину отставания обучающегося, определить уровень его знаний.
Категории учащихся, которые относятся к слабоуспевающим:
- Дети с ЗПР.
- Недостаточно развитые, не готовые для школы дети.
- Функционально не созревшие дети.
- Слабые дети.
- Постоянно отстающие дети.
- Нестандартные дети.
- Депривированные семьёй и школой дети.
Особенности слабоуспевающих учащихся:
– знания имеют низкий уровень, из-за этого уровень актуального развития низкий;
– отсутствие или слабый познавательный интерес;
– плохо сформированы самые простейшие организационные навыки;
– обучающиеся нуждаются в индивидуальном подходе;
– родители таким детям, как правило не помощники;
– дети, в основном, из асоциальных семей;
– частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях.
При работе с такими обучающимися учитель должен соблюдать некоторые правила: нельзя таким детям задавать неожиданные вопросы, ждать от них быстрый ответ, необходимо дать достаточно времени на обдумывание, лучше спрашивать их в письменной форме, большой по объему материал разбить на блоки и изучать постепенно, вопросы по новому материалу лучше не задавать, нужно дать время, чтобы обучающийся подготовил его дома и спросить только на следующий урок, чаще поощрять не только отметкой, но и в словесной форме, осторожно относиться к неудачам обучающегося, ведь н сам сильно переживает по этому поводу, не следует отвлекать такого обучающегося во время работы, лучше создать спокойную обстановку.
Все обучающиеся любят то, что хорошо понимают, что у них получается. Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже тем, то часто нарушает дисциплину в классе. Важно, чтобы слабоуспевающий ученик с помощью одноклассников, учителя он добивался первых успехов, и чтобы их заметили и отметили замечены и отмечены. Такие ученики должны видеть, что учитель радуется или огорчён за него.
При работе со слабоуспевающими я часто использую дифференцированный подход в обучении, его можно применять на любом этапе урока. Для такого вида работ можно использовать: обучающие таблицы, карточки-заданий, карточки- инструкции, плакаты, схемы и т.п. Домашние задания так же должны быть индивидуальные и разно уровневые.
В своей практике я так же активно применяю и такой метод как «ситуация успеха» сильным ученикам дать возможность выполнить трудное задание, а слабому – выполнить то задание, которое ему под силу.
Я считаю, что обязательно учителем должна проводиться большая работа с родителями. Провожу консультации для них в классе или по телефону, если возникают вопросы по изученному на уроке материалу. Родители должны контролировать, чтобы у слабоуспевающего ученика было как можно меньше пропусков занятий, если же обучающийся заболел, то провожу для него урок по ZOOM, при этом присутствие родителей на уроке только приветствуется, чтобы они смогли помочь ребёнку выполнить домашнее задание.
Таким образом, чтобы предотвратить неуспеваемость, нужно вовремя выявлять образовавшиеся пробелы в ЗУН обучающихся и организовать своевременную работу над этими пробелами, прививать детям на постоянной основе общеучебные умения и навыки, в классе строить работу так, чтобы у обучающегося развивать стойкий интерес и мотивацию к учебе.