Работа со сказками и стихотворениями Габдуллы Тукая

№ 115

Гузаль ВАЛИУЛЛИНА,

учитель русского языка и литературы Ново Кинерской школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья Арского района

«…Гражданин не может состояться в человеке, оторванном от корневой системы своего народа. И потому всё воспитание молодых – от букваря до вузовской скамьи – надо пронизать действенной хозяйской привязанностью к Родине и её природе, ко всему, что составляет дедовское наследие, на чём лежит отпечаток мечты и золотых рук наших гениев.» (Л. Леонов)

Основной задачей учителя в образовательном процессе является не только сообщить знания, систематизировать, укреплять их, но также и уметь прививать знания на базе культурных ценностей, традиций родного края. Целью учителя словесности в республике Татарстан, я считаю, должно стать также и стимулирование желания молодого поколения помнить литературное наследие великих татарских поэтов, в том числе и Габдуллы Тукая. Как А.С. Пушкин является «Солнцем русской поэзии», таковым является и Габдулла Тукай в поэзии татарской. В содержание учебников, реализующих федеральный компонент образования в области русского языка, не включен региональный компонент. Тем не менее, уделение внимания ценностям родной культуры, связь учеников с великим наследием родной литературы – один из важных пунктов воспитания в современной школе. Как говорили великие люди своего времени, народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего. Ознакомление молодого обучающегося поколения с выдающимися личностями, событиями, сыгравшими огромную роль в становлении национальной культуры, и есть цель регионального компонента. Каждый учитель на своих уроках использует региональный компонент по-своему.

На уроках русского языка я применяю разнообразный дидактический материал для закрепления полученных на уроке знаний. Как региональный компонент я использую среди прочих заданий на уроке и задания с отрывками из сказок и стихотворений Габдуллы Тукая, переведенных на русский язык. Целью внедрения такого регионального компонента является узнавание татарского поэта по его произведениям, усвоение его сказок и стихотворений на русском языке, знание отрывков из сказок наизусть.

При закреплении темы «Имя существительное» среди различных видов заданий предлагаю учащимся карточки с отрывком из стихотворений Г. Тукая с заданиями, например, прочитать отрывок, определить падеж выделенных существительных:

Лес и поле оголила осень жёсткою рукой,

И уже зима выходит в белой шубе меховой.

Хлеб убрали, стало тихо и пустынно на полях,

Птицы южные вернулись зимовать в родных краях. («В школе»)

Указать падеж выделенных существительных, назвать автора и сказку:

Разумеется, что в этом удивительном лесу

Встретишь волка, и медведя, и коварную лису

… Много здесь тропинок тайных и сокровищ, говорят.

Много здесь зверей ужасных и чудовищ, говорят.

Много сказок и поверий ходит по родной земле

И о джинах, и о пери, и о страшных шурале. (сказка «Шурале»).

Закрепляя тему «Личные местоимения», разбираем отрывок из стихотворения Тукая «Родной язык» с заданием прочитать отрывок, найти личные местоимения, указать их лицо, число, падеж:

Родной язык — святой язык, отца и матери язык,

Как ты прекрасен! Целый мир в твоем богатстве я постиг!

Качая колыбель, тебя мне в песне открывала мать,

А сказки бабушки потом я научился понимать.

Родной язык, родной язык, с тобою смело шел я вдаль,

ты радость возвышал мою, ты просветлял мою печаль. («Родной язык»)

В отрывке из стихотворения «Родной земле» (перевод А.Ахматовой) учащимся предлагается поискать имена прилагательные, подчеркнуть их, перевести на родной язык:

Хоть юнцом с тобой расстался, преданный иной судьбе,

Заказанье, видишь, снова возвратился я к тебе.

Эти земли луговые, чувства издали маня,

Память мучая, вернули на родной простор меня.

Пусть несчастным сиротою в этом я возрос краю,

Пусть томили униженья юность горькую мою, —

Времена те миновали, птицей улетели прочь,

Дни былые вспоминаю, как с дурными снами ночь. («Родной земле»)

Сказка Г. Тукая «Шурале» богата глаголами:  в данном отрывке предлагается поискать глаголы в форме прошедшего времени, найти и подчеркнуть их, произвести разбор одного глагола по составу:

Из аула за дровами в лес отправился джигит. 

На арбе доехал быстро, сразу взялся за топор,
Тук да тук, деревья рубит, а кругом дремучий бор.

Можно дать учащимся задание указать наклонение выделенных глаголов в следующем отрывке из той же сказки:

Сжалься, сжалься надо мною! Отпусти меня, джигит!
Ни тебя, джигит, ни сына не обижу я вовек. 

— Ну-ка, пальцами своими, братец мой, пошевели,
Поиграй со мной в щекотку и меня развесели! 

Сказка «Шурале» изобилует обращениями, и во время изучения, закрепления темы «Обращение», учащимся можно предложить следующие отрывки как из сказки, так и из стихотворений Тукая:

О мой стих, воспоминаньем ты мне душу не волнуй!
Но постой, я замечтался… Вот бумага на столе…
Я ведь рассказать собрался о проделках Шурале.
Я сейчас начну, читатель, на меня ты не пеняй:
Всякий разум я теряю, только вспомню я  Кырлай. 

Ну-ка, пальцами своими, братец мой, пошевели,
Поиграй со мной в щекотку и меня развесели («Шурале»)

Я не трону вас, птицы, меня не пугайтесь, пичуги.

Я лишь пение ваше послушать хочу на досуге. («К птицам»)

В процессе работы над текстами отрывков обращаю внимание учеников на простоту языка автора, близость к фольклору, изображение природы в движении, сочетание романтизма и реализма, красочные эпитеты и сравнения, параллелизм состояния души и природы. Таким образом, систематическое использование отрывков из произведений Габдуллы Тукая на уроках русского языка в качестве дополнительного дидактического, проверочного материала, являет за собой, как было выше сказано, узнавание поэта по его произведениям, знание отрывков наизусть, постижение учащимися мелодичного языка Г. Тукая, татарского поэта, «Солнца татарской поэзии».