Работа с текстом. «Красавица русских лесов»
Работа с текстом. «Красавица русских лесов»
Людмила Елистратова,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
средней общеобразовательной школы
поселка МЮД Аксубаевского района
Цель: Дать понятие о красоте и пользе березы. Воспитывать чувство бережного отношения к окружающей среде, разумно использовать ее богатства.
Задачи:
Изучить научно-популярную, справочную и художественную литературу о берёзе.
привлечь внимание к одному из символов нашей Родины – берёзе;
показать не только её красоту, но и пользу, широкое применение;
развивать логическое мышление, воображение, фантазию, умение видеть прекрасное;
совершенствовать навыки выразительного чтения, прививать интерес к чтению.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
— Здравствуйте, ребята.
Наше занятие начнем с прослушивания песни.
Звучит запись песни «Уголок России» (сл. Е. Шевелевой, муз. В. Шаинского). музыка без слов
2.Вводная беседа.
— В России растёт много деревьев, но одно из них считают самым красивым. Еще с давних времен об этом дереве слагали песни, стихи. Она вдохновляла русских поэтов и художников на создание прекрасных произведений.
— О каком дереве пойдет речь? Вы узнаете, отгадав загадку.
Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане. (Береза)
Клейкие почки,
Зеленые листочки.
С белой корой
Стоит под горой. (Береза)
Верно. Молодцы.
-Послушайте запись песни в исполнении …
Звучит запись песни в исполнении Л. Лещенко «Берёза белая»
(сл. Л. Овсянниковой, муз. В. Шаинского).
Учитель: Берёза… Русская берёза… Белая берёзка… Русская красавица… Ею можно любоваться бесконечно. И трудно сказать, когда она бывает красивее: весной или летом, зимой или осенью? Русской берёзке одинаково к лицу и алмазный зимний убор, и золотая парча осени… А как удивительно хороша берёза весной в зелёном наряде! Свет, излучаемый ею, способен обогреть озябшую душу. Вот почему нет для россиян более любимого и прекрасного дерева, чем берёзка. Сколько песен о ней сложено. Сколько стихов написано! И всё, кажется, мало! У каждого русского человека находятся для этой красавицы свои задушевные, порой неожиданные слова.
-Кто – нибудь вспомнит стихотворение про березу и расскажет? (лит. чт. «Белая береза»)
- Подготовка к чтению.
При чтении текста встретятся нам такие слова:
Обживает, объясняется, изготавливают, растолковывается, готовить, разъясняется, заселяет.
— Поставьте ударение над словами. (Ученики выходят по одному к доске, ставят ударение.)
-Назовите синоним к слову обживает. (заселяет)
-Какое образующее слово будет для слова изготавливают. (готовить)
-Прочитайте синонимы для слова объясняется. (Разъясняется, растолковывается.)
-Сейчас прочитаем вместе. (Хоровое чтение)
Молодцы, ребята!
- Работа с текстом.
-Ребята, перед вами на парте текст Н.Юрцевича. Внимательно прослушайте и подумайте, как можно озаглавить текст Юрцевича.
Красавицей русских лесов называют люди березу. А кто может усомниться в этом? Стройная, с тонкими поникшими ветвями и нарядной листвой, она всегда вызывает восхищение и радость. С давних пор служила береза символом красоты.
Но не одной красотой славна наша береза. Многие знают, что она еще и чудо-сеялка. Ежегодно береза засевает огромные просторы миллионами мелких семян. В короткий срок появляются всходы.
Береза – это растение-пионер, потому что оно активно обживает новые места.
Интересно, что ствол березы даже на солнце остается холодным. Чудо это объясняется просто, если вспомнить, что белый цвет хорошо отражает солнечные лучи.
А что можно сказать о пользе березы?
Береза используется как декоративное растение при озеленении городов и сел. Из ее древесины изготавливают фанеру, мебель. Березовый сок хорошо утоляет жажду. Из сока березы готовят лекарства. Листья и кору березы с удовольствием едят козы и овцы.
1.Как можно озаглавить текст? (Ответы уч-ся)
-Ребята, мы с вами озаглавили текст. А теперь вы прочитайте текст, вполголоса, время пошло. 2 мин (Жужжащее чтение)
2.Можно ли назвать этот текст научно-познавательным?
3.Дополни предложения, опираясь на содержание текста.
а) Береза – это растение-пионер, потому что
б) Береза – это чудо-сеялка, потому что
4.Верно ли утверждение, что даже в самую жару, в самое пекло ствол березы остается всегда холодным?
5.Работа в парах.
Возьмите лист розового цвета, прочтите задание и посоветовавшись, обсудив в паре, запишите свои ответы.
Для выполнения задания 2 минуты.
Береза | Как используют |
растение |
|
древесина |
|
сок |
|
листья и кора |
|
|
|
Заслушиваю ответы учащихся. (с каждого ряда по одной паре)
Молодцы, ребята. Вы справились заданием.
Положите листочки на парту. Придвиньте текст. Продолжим работу по тексту.
- В какое время года береза считается красавицей леса?
- В чем заключается польза березы?
- Прочитай строки стихотворения о березе. Найди сравнение.
Хорошо и тепло,
Как зимой у печки.
И берёзы стоят,
Как большие свечки.
Молодцы!
- Перескажи текст.
6.Рефлексия.
Обратите внимание на доску. Перед нами ствол березы. Давайте её преобразим, украсим. Если вы получили знания, то прикрепите зеленые листочки. Если что – то нужно подучить, то листья жёлтого цвета.
(Учащиеся подходят и прикрепляют листья к стволу берёзы.)
Наша берёза преобразилась, а вы пополнили свои знания.
Вы, молодцы! Спасибо.