Работа с одарёнными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса
Работа с одарёнными детьми – одно из приоритетных
направлений современного образовательного процесса
Римма Имаева,
учитель начальных классов
гимназии №8 г. Казани
Аннотация.
В данной статье рассматриваются работы с одаренными детьми, обладающими особыми способностями и талантами в различных областях. Условия для их развития часто требуют уникального подхода, и одним из приоритетных способов является применение дифференцированного обучения.
Ключевые слова ; индивидуальные образовательные планы, читательские конференции, использование гибких методов обучения. Внимание на важности создания поддерживающей образовательной среды, где одаренные дети могут развивать свои таланты и креативность.
Практические примеры внедрения дифференцированного обучения в образовательных учреждениях. В заключение подчеркивается необходимость дальнейших исследований и развития стратегии работы с одаренными детьми для максимизации их потенциала и обеспечения гармоничного развития.
В настоящее время школа, так же, как и все образование в целом, повернулась к личности ученика и пытается создать все условия для становления его как субъекта жизни. Основной целью своей деятельности я считаю, получение детьми прочных знаний, умений, навыков по предмету, умение их применять на практике. Я всегда стараюсь к более высокому уровню результативности в своей работе.
Успешное обучение возможно только в том случае, если учителю удается пробудить интерес к изучаемому предмету и не только пробудить, но и систематически поддерживать его. Все начинается с урока. Мотивация к изучению предмета и желание заниматься им дополнительно появляется чаще всего именно на уроке.
Модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие личности, ее познавательных и созидательных способностей. Приоритетность языка в обучении и воспитании школе бесспорна..
Одним из приоритетных направлений преподавания русского языка является работа с одаренными детьми. Наиболее эффективным средством развития, выявления способностей и интересов учащихся, самым массовым интеллектуальным соревнованием на сегодняшний день являются предметные олимпиады. Они способствуют не только выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, но и подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности. Олимпиада по предмету – это естественное продолжение развития знаний, умений и навыков, закладываемых на уроке, но при большей самостоятельности учащихся. С другой стороны, добровольность участия и отсутствие оценок связывает олимпиаду с внеклассной работой, при этом в ней есть момент соревновательности, углубление знаний по предмету, совершенствование умений и развитие навыков. Олимпиада по учебной дисциплине – это определение специальной способности, проявляющейся во владении содержанием образования в части конкретной учебной дисциплины. С точки зрения педагогов, олимпиада – это эксперимент, в рамках которого одаренные дети помогают педагогам проанализировать свою деятельность в работе по усвоению информации учащимися по общеобразовательному предмету. С точки зрения одаренных детей, олимпиада – это возможность продемонстрировать наличие имеющихся у них способов работы с неизвестной им информацией, позволяет почувствовать собственную значимость. Принимая участие в олимпиадах разного уровня, и имея результативные данные, учащиеся мотивированы на достижение больших результатов, поэтому необходимо отметить мотивационную составляющую, которая складывается из следующего: ребята находят на олимпиадах много новых друзей, круг общения ребят меняется, общение среди равных сверстников или выше по уровню развития обогащает и развивает. Происходит развитие интереса, учащиеся занимаются своим любимым делом, а также происходит усиление творческой самостоятельности. На олимпиадах ребята получают не только предметные знания, но и социальный опыт. Те, кто доходит до олимпиад высокого уровня, могут оценить себя, сравнивать себя со сверстниками, и если они завоёвывают призовые места, то такая оценка результатов для них очень важна. За всеми этими малыми и большими победами кроется необыкновенный труд и упорство учащегося, неиссякаемый интерес и стремление к совершенству.
Цель олимпиад: способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и явно одаренных детей. Данная цель может быть реализована посредством следующих задач:
- развитие познавательной активности учащихся;
- формирование интереса к углубленному изучению предмета;
- развитие самостоятельного, поискового, исследовательского мышления;
- формирование творческой активности учащихся;
- развитие у учащихся логического мышления, способности к нахождению аналогий;
- содействие профессиональному самоопределению учащихся.
Этапы работы с одаренными детьми при подготовке к олимпиадам.
- Диагностический. Выявление одаренных и заинтересованных детей. Основной формой организации учебного процесса в школах остается урок. Наряду с урочной деятельностью, способствует выявлению и развитию одаренных учащихся различные формы работы: предметные недели, исследовательская деятельность.
- Практический. Необходимым условием подготовки учащихся к предметным олимпиадам является наличие учебной информации, расширяющей и углубляющей знания по предмету. Поэтому начинать надо с чтения различных книг по предмету. В настоящее время, наряду с книгами все большую роль играет Интернет.
Проблемы при подготовке к олимпиадам:
Недостаточно разработан вопрос участия и подготовки к олимпиадам школьников младшего и среднего звена, хотя в последнее время наблюдается тенденция снижения возраста участников.
Олимпиады проводятся очень рано, когда даже программный материал не пройден, не систематизирован, мало времени на подготовку.
Не всегда есть возможность увеличить количество часов для работы с одаренными детьми.
Недостаточный уровень компетентности и креативности самих учителей, осуществляющих подготовку к олимпиадам. Учителя осуществляют подготовку учащихся к олимпиадам, опираясь на свой собственный опыт, взгляды, т.е., как правило, работа ведется на эмпирическом уровне без должной теоретической основы. На мой взгляд, для успешного развития способностей одаренных детей обязательным условием является подготовка педагогических кадров. Сам учитель должен быть непременно талантливым, способным к творческой деятельности, профессионально грамотным, интеллигентным, умелым организатором, психологом, владеющим передовыми педагогическими технологиями.
На своих уроках использую дифференцированные задания, индивидуальные формы работы, направленные на повышение мотивации к изучению татарского языка. В работе с одаренными детьми использую следующие формы: предметные недели, олимпиады, конкурсы, провожу индивидуальные занятия с одаренными детьми. В качестве материала для занятий использую олимпиадные задания прошлых лет, а так же теоретический и практический материал, собранный из самых различных источников: словарей, учебников, учебных пособий, журнальных публикаций, текстов художественной литературы.
Одно из проявлений системного подхода к работе с одаренными детьми – ежегодное участие учащихся в предметных олимпиадах различного уровня. Подготовка к олимпиадам школьников предполагает знание не только программного материала. Подготовка к олимпиадам школьников предполагает:
- работу над идейно-эстетическим смыслом, жанром, композицией, сюжетом художественных произведений;
- воспитание любви к человеку – труженику и к родному краю; подробную работу над интересными фактами биографии поэта и отражением ее в поэтическом творчестве;
- работу над особенностями стиля писателей, изучение творчества писателей-юбиляров, писателей-современников.
- использование игрового материала: КВН, викторины, конкурсы.
- костюмированные и драматические представления после изучения того или иного произведения;
- читательские конференции, которые обогащаются конкурсами, элементами диспута, видеоматериалом и грамзаписями;
- использование тестов (интернет-ресурсы)
Выявление, обучение и развитие одаренных детей – дело хлопотное и кропотливое. Только имея системный подход к данной проблеме можно добиваться хороших результатов.
Я считаю, что данная тема неисчерпаема, можно много говорить о каждой форме работы с одаренными детьми. Работа с одаренными детьми ставит перед учителем задачи, решение которых требует творческой активности, напряжения всех сил, проявления его индивидуальности. Учитель, развивая творческий потенциал школьников, тем самым развивает свои творческие способности, находит все новые формы работы, которые расширяют интеллектуальные возможности его учеников.
Список литературы
- Методические подходы к работе с одаренными детьми К.Н. Уразова, Е.А. Гилева; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2011. – 60с.
- Новые стандарты расширяют возможности для работы с одаренными детьми.