Рабочий лист ученика по теме «Подходы к измерению информации»

Мария ХЕВРОНИНА,

учитель информатики и математики средней школы № 84 г. Казани

 

Данный рабочий лист можно использовать на уроке информатики в 10 классе по теме «Подходы к измерению информации», а также для самостоятельного изучения темы. Работа ученика может быть оценена.

Рабочий лист ученика по теме «Подходы к измерению информации»

ФИО _________________________________

Работа с учебником (Босова Л.Л. Информатика. Базовый уровень. 10 класс. § 2 или презентация «Подходы к измерению информации» https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/3/eor10.php)

Таблица 1

Содержательный подход Алфавитный подход
Информация – это _________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Информация — ____________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Количество информации i, содержащееся в одном из N ______________________ результатов некоторого события, определяется из формулы: ________________

 

Информационный объем сообщения – это_________________________________________________________________________________________________

Объем сообщения ___, состоящего из ___ символов, вычисляется по формуле _______-, где i – информационный вес символа в битах, связанный с мощностью используемого алфавита ___ соотношением ______________

Метод половинного деления:

___________________________________________________________________________________________________________________________________

Алгоритм вычисления информационного объема сообщения:

1)________________________________

2)________________________________

3)_______________________________

 

 

Единицы измерения информации

Наименьшая единица измерения информации _______.

1 байт = ____________

1 Кбайт = ___________________________________________________

1 Мбайт = ___________________________________________________

1 Гбайт = ____________________________________________________

1 Т байт = ____________________________________________________

Решение задач

  1. Поле для игры в крестики-нолики содержит 64 клетки. Первый игрок ставит крестик в любую клетку. Какое количество информации получит второй игрок при первом ходе первого игрока?
Дано: N = Решение.
i — ?

 

  1. После реализации одного из возможных событий получили количество информации, равное 10 бит. Какое количество возможных событий было первоначально?
Дано: i = Решение.
N — ?

 

  1. Дано множество карточек с географическими названиями (Рис.1):

Рис.1

Придумайте сообщение, информационный объем которого равен 1 биту.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В школе 750 учащихся. Коды учащихся записаны в школьной информационной системе с помощью минимального количества бит. Каков информационный объем в байтах сообщения о кодах 180 учащихся начальных классов?
Дано:

 

 

Решение.
I — ?  

 

 

 

  1. При регистрации в компьютерной системе каждому пользователю выдаётся пароль, состоящий из 6 символов и содержащий только символы из шестибуквенного набора А, В, С, D, E, F. Для хранения сведений о каждом пользователе отведено одинаковое и минимально возможное целое число байт. При этом используют посимвольное кодирование паролей и все символы кодируются одинаковым и минимально возможным количеством бит. Определите объём памяти в байтах, необходимый для хранения сведений о 120 пользователях.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. При кодировании ID-номера используется посимвольное кодирование. Алфавит содержит 26 букв латинского алфавита и цифры 0…9. Сколько символов можно добавить к алфавиту без увеличения информационного объема необходимого для хранения 100 номеров?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________