Рабочая программа внеурочной деятельности в 6 – 7 классах «История Татарстана»
Ильсия ЯРУЛЛИНА,
учитель истории I квалификационной категории средней школы №11 г. Зеленодольска
Программа «История Татарстана» предназначена для организации внеурочной деятельности по интеллектуальному направлению в 6 – 7 классах, направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знанию. Школьники должны иметь мотивацию к обучению истории, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Ведь история – благодатный материал для развития у детей интереса к познанию мира.
Данная программа дополняет школьный курс истории Татарстана яркими страницами истории. Программа призвана привить интерес к истории края, а также дать навык самостоятельной работы с литературой и источниками.
Актуальность программы обусловлена тем, что позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами истории, которые выходят за рамки школьной программы, способствуют расширению и углублению знаний о данной науке.
Новизна программы по внеурочной деятельности по истории предполагает другой стиль общения учителя и учеников. Такая форма организации занятий способствует не назидательному изучению основ истории, а развивает у обучающихся интерес к истории и научно-познавательной деятельности.
Важным фактором реализации данной программы является стремление развивать у учащихся умения самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Так же программа помогает отрабатывать навык работы с проблемными, творческими, олимпиадными вопросами. Работа в команде даёт хороший опыт сотрудничества.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Учитель должен использовать игровые формы, потому что они помогают решать серьёзные учебные проблемы. Используя игру, учащиеся лучше запоминают сложный исторический материал, который облегчает им работу на уроке, формирует речевые компетенции. Интересные, занимательные, доступные и в то же время достаточно трудные вопросы исторических викторин и игр побуждают учащихся к значительным умственным усилиям.
В преподавании курса «История Татарстана» лежит проблемно – поисковый метод, обеспечивающий реализацию развивающих задач. При этом используются разнообразные формы обучения: учащиеся ведут наблюдения, выполняют практические работы, в том числе и исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги. Для решения задач курса важны экскурсии, встречи с ветеранами , организация посильной практической деятельности. Занятия могут проходить не только в классе, но и на улице и в музее.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда можно рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Творческие работы, используемые в системе работы , основаны на любознательности детей, которую педагог должен поддерживать и направлять. Данная практика поможет успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Сегодня ценность исторической науки в обществе возрастает. История учит детей таким общечеловеческим ценностям как уважение друг к другу, веротерпимость, справедливость, стремление помогать друг другу в беде.
Цели программы: сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала;
воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям края через изучение героического прошлого и настоящего Татарстана;
освоение знаний о важнейших событиях отечественной и всемирной истории их взаимосвязи и хронологической преемственности.
Задачи:
образовательные:
▪ способствовать формированию повышенного интереса учащихся к исторической науке;
- формировать коммуникативные навыки, которые способствуют развитию умению работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
- помочь понять, что история – это ключ к культуре любых эпох и цивилизаций;
- приобщать к ценностям мировой и национальной культуры;
развивающие:
▪ развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности обучающихся;
▪ развивать историческое мышление обучающихся на базе материала курса;
воспитательные:
- воспитывать у учащихся уважительное отношение к истории своего края;
- воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.
Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:
– системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю; обеспечение
преемственности обучения;
– научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;
– прочность знаний: завершение каждой темы итоговым занятием, которое должно закрепить полученные знания и навыки;
– доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;
– наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;
– деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем исамостоятельно;
– активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно.
Количество часов: программа рассчитана на 35 часов. Распределение занятий на теоретические и практические достаточно условно, при необходимости теоретические и практические занятия объединяются.
Режим занятий: продолжительность занятий – 45 минут.
Категория участников: данная программа предназначена для организации внеурочной деятельности с обучающимися 6 – 7-х классов основной школы.
Методы реализации программы: наглядный, словесный, практический.
Формы организации внеурочной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.
Теоретические занятия: беседы, сообщения, встречи-беседы с ветеранами войны и труда, людьми, делами которых можно гордиться; просмотр и обсуждение видеоматериала, экскурсии в музей.
Практические занятия: творческие конкурсы, коллективно-творческие дела, викторины, интеллектуально-познавательные игры, заочные путешествия,
сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания,
творческие проекты, презентации, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, ролевые игры, моделирующие ситуации нравственного выбора.
Отличительными особенностями программы являются:
– деятельностный подход к воспитанию и развитию обучающихся через участие в создании творческих проектов;
– возможности дифференцированного подхода к организации деятельности на занятиях;
– личностно-ориентированный подход.
Для успешной реализации программы необходимо:
– систематическое проведение предусмотренных занятий на протяжении всего учебного года;
– тщательный отбор учебного материала;
– заинтересованность педагога.
Планируемые езультаты
Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий.
Личностные УУД: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
Метапредметные УУД:
регулятивные:
– формирование ответственного отношения к учению;
– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
– формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
познавательные:
– способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
– умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
– готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
коммуникативные:
– готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
– владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.),
– использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
предметные:
– характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
– проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
– рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
– характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
– раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
– приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
– способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Ожидаемые результаты:
Занятия должны помочь учащимся:
– усвоить основные базовые знания по истории; её ключевые понятия; помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
– формировать творческое мышление;
– способствовать успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.
Планируемые результаты реализации программы
Планируемые результаты реализации программы «История Татарстана» ориентированы на достижение первого, второго и третьего уровней воспитательных результатов.
1-й уровень результатов – приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта (механизм: ученик – учитель).
приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности в современной жизни. (Механизм: ученик — учитель)
2-й уровень результатов – получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения (механизм: ученик – ученик)
3-й уровень результатов – получение обучающими опыта самостоятельного общественного действия. Школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде(механизм: ученик – социум).
Способы проверки ожидаемых результатов:
– педагогическое наблюдение, тестирование;
– выполнение творческих, проектных заданий.
Формы подведения итогов программы:
– открытые мероприятия;
– выставки творческих работ обучающихся;
– участие в конкурсах;
– создание презентаций;
– выступления с докладами и сообщениями по изучаемым темам;
– викторины, кроссворды, игры;
– инсценировки.
Календарно-тематическое планирование:
№ | Тема занятия | Воспитательный потенциал | Дата |
1 | Вводное занятие. Предания старины глубокой | Передача школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира
Создание благоприятных условия для просоциальной самореализации школьников, направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие Развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей Воспитание у школьников любви к своему краю, его истории, культуре, природе, на развитие самостоятельности и ответственности школьников, формирование у них навыков самообслуживающего труда. развитие у школьников ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых. развитие творческих способностей школьников, воспитание у них трудолюбия и уважительного отношения к физическому труду Раскрытие творческого, умственного и физического потенциала школьников, развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать в команде
|
7.09 |
2 | Наш край в древности. Древнейшие люди на берегах Камы и Волги | 14.09 | |
3 | Народность как историко-этническая категория. Первые государства татарского народа | 21.09 | |
4 | Хуннская держава в Азии | 28.09 | |
5 | Империя гуннов в Европе | 5.10 | |
6 | Тюркский каганат | 12.10 | |
7 | Великая Болгария | 19.10 | |
8 | Хазарский каганат: от могущества к гибели | 26.10 | |
9 | Рассказы о Волжской Булгарии, о предках татар. | 9.11 | |
10 | Города и аулы Волжской Булгарии | 9.11 | |
11 | Принятие ислама, наука и культура Волжской Булгарии | 16.11 | |
12 | Взаимоотношения с другими народами и странами | 23.11 | |
13 | Монгольские завоевания и образование Золотой Орды | 30.11 | |
14 | Золотая Орда периода расцвета | 7.12 | |
15 | Развитие культуры, просвещения и науки в Золотой Орде | 14.12 | |
16 | Распад Золотой Орды | 21.12 | |
17 | Татарские государства – наследники Золотой Орды. Казанское ханство | 11.01 | |
18 | Политическая история Казанского ханства | 18.01 | |
19 | Предание о городе Казани | 25.01 | |
20 | История Свияжского Успенского монастыря | 1.02 | |
21 | Раифский Богородицкий монастырь | 8.02 | |
22 | История Романовского моста | 15.02 | |
23 | Каюм Насыри – наш земляк | 22.02 | |
24 | Известные наши земляки | 1.03 | |
25 | История нашего города | 15.03 | |
26 | Зеленодольск в хронике истории | 22.03 | |
27 | Татарские художники и их картины о родном крае. | 5.04 | |
28 | Праздничное поведение. Традиции гостеприимства. | 12.04 | |
29 | Старинные игры и развлечения молодежи на праздниках. | 19.04 | |
30 | Родословие. Моя семья. Наши родные и близкие. | 26.04 | |
31 | Национальный татарский костюм и его особенности. Традиция и современность в культуре народных костюмов.. | 3.05 | |
32 | Традиционные праздники татар. Сабантуй | 10.05 | |
33 | О современной Республике Татарстан | 17.05 | |
34 | Государственные символы Республики Татарстан | 24.05 | |
35 | Знаешь ли ты Республику Татарстан. Заочная экскурсия | 31.05 |