Рабочая программа кружка «Юный журналист»
№ 212
(Для детей старшего дошкольного возраста)
Альмира ХАЙРУЛЛИНА,
старший воспитатель детского сада №4 «Светлячок» г. Азнакаево
Данная программа по основам детской журналистики разработана для детей старшего дошкольного возраста. Пособие содержит календарно-тематический план. В приложении находится необходимый для анкетирования и обследования материал. Отличительной особенностью занятий является развитие творческого мышления, воображения, устной речи через знакомство и изучение творчества журналиста. Данная программа может быть использована как кружковая работа в дошкольных образовательных учреждениях.
Пояснительная записка
Век новых технологий диктует свои условия. Информация в наше время меняется стремительно. Необходимо обладать не только легкой восприимчивостью информации и хорошей памятью, анализировать информацию, осваивать ее, уметь находить быстрые решения в различных ситуациях, чтобы быть успешным. Юный журналист – это маленький исследователь, с радостью и удивлением, открывающий для себя красоту окружающего мира. Поэтому именно эта профессия, как никакая другая, дает широкий образовательный спектр для развития любознательности, познавательных способностей и интересов.
Речевое развитие дошкольника остаётся одной из актуальных проблем. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, утвержденному Приказом Министерства образования и науки России от 17.10.2013 №1155, на этапе завершения дошкольного образования ребёнок должен достаточно хорошо владеть устной речью, уметь использовать её для выражения своих мыслей, чувств, желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения. Поэтому важной задачей развития речи в этот период является формирование речевой компетентности, т.е. умения детей пользоваться всеми языковыми средствами в различных ситуациях речевого общения.
Программа направлена на развитие коммуникативных навыков и творческого потенциала ребёнка, успешного взаимодействия детей друг с другом, педагогами, родителями по средствам детской игры в журналистов. Деятельность кружка будет способствовать созданию информационно-игрового, партнерского пространства, как средство повышения качества образования. В процессе подготовки газеты дети будут развивать способность ставить общие цели, планировать совместную работу, согласовывать мнения и действия, учитывать пожелания друг друга. На основе проявления заинтересованности и уважения со стороны окружающих к результатам деятельности участников кружка, можно сформировать положительное самосознание.
Реализация программы обучения основана на следующих принципах:
– гуманизация и демократизация процесса обучения;
– воспитывающий и развивающий характер обучения;
– доступность и учёт индивидуальных особенностей детей;
– системность, последовательность и постепенность обучения;
– связь обучения с жизнью.
Цель: создание условий для развития творческих и интеллектуальных способностей социализации ребенка по средствам включении его в журналистскую деятельность.
Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:
- Формировать начальные знания детей в области журналистики.
- Формировать умение брать интервью у своих сверстников и взрослых (развитие диалогической речи).
- Расширять и активизировать словарный запас.
- Развивать нравственные качества.
- Развивать навыки оформления полученных впечатлений в устной и письменной (при помощи педагога) речи (развитие монологической речи) результатов собственного и коллективного труда.
Ожидаемые результаты:
– у детей сформированы элементарные знания о профессии журналиста;
– воспитанники умеют брать интервью (навык выстраивания диалога);
– у детей сформировано умение создавать оригинальные статьи для газеты (навык монологической речи);
– дети проявляют творческую активность;
– участники кружка умеют презентовать газету детям, родителям и педагогам.Воспитанники успешно принимают участие в литературных конкурсах.
Интеграция содержания программы дополнительного образования с другими образовательными областями основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Образовательные области | Содержание интеграции |
Социально — коммуникативное развитие | Развитие свободного общения с взрослыми и детьми; практическое овладение нормами речи. Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения с взрослыми и сверстниками; формирование патриотических чувств, гражданской принадлежности |
Физическое развитие | Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни |
Познавательное развитие | Развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации детей; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира |
Речевое развитие | Развитие диалогической, монологической речи, интереса к словесному творчеству, расширение активизации словаря |
Художественно-эстетическое развитие | Развитие творческого потенциала ребенка, умение оценивать результаты совместной художественной творческой деятельности |
К реализации программы работы кружка будут привлечены родители детей, что не только повысит эффективность образовательной деятельности, но и позволит формировать конструктивные отношения между родителями и детьми.
Реализация программы рассчитана на один учебный год. В соответствии с учебным планом образовательная деятельность будет осуществляться в процессе организации дополнительного образования один раз в неделю, продолжительностью 30 мин. с октября по апрель (всего 28 условных учебных часов).
Для выявления способностей творческих детей используются методики:
– наблюдение за детьми;
– анкетирование педагогов и родителей: методика «Карта одарённости» по А.И Савенкову (приложение 1);
– индивидуальное обследование детей: тест «Нарисуй историю» (приложение 2).
Методы и приемы, используемые при обучении детей: показ, дискуссия, мозговой штурм, дидактические упражнения, игровые технологии, проблемные ситуации, экскурсии, создание рисунков, фотографий, коллажей, сюрпризный, систематизация, классификация, обобщение, эксперимент.
Содержание программы.
1-й этап – вводный (формирование группы, вводная диагностика).
В начале учебного года подбирается состав детей. На основе изучения творческих способностей детей (приложения 1 и 2), наблюдения за детьми, формируется группа детей, обладающих литературными способностями. Основными характеристиками детей являются: умение развёрнуто и понятно высказывать свои мысли, составлять яркие, интересные рассказы о каких-либо событиях; инициативность, стремление находить контакты с окружающими; наличие познавательных интересов. Для таких детей работа в кружке предполагает наибольшую реализацию своих возможностей. Для выявления творческих способностей детей используются следующие методы:
– метод экспертных оценок («Карта одарённости»);
– направленное наблюдение за ребенком, его общением с взрослыми и детьми, выполнением им различных видов деятельности;
– составление рассказа о нарисованной истории (тест «Нарисуй историю»);
– беседа с самим ребенком, выявляющая его интересы, а также желание заниматься в кружке.
2-й этап – основной (реализация программы деятельности) | Количество условных часов |
Формирование элементарных знаний о профессии журналиста и о газете | 5 |
Формирование творческой активности (создание макета собственной газеты, написание и редактирование статей, и их художественное оформление) | 5 |
Развитие речевого творчества через игровые технологии | 7 |
Развитие навыков презентации (коммуникативные навыки) | 4 |
Организация экскурсий, встреч (формирование навыков интервьюирования) | 5 |
Подготовка и выпуск газеты | 4 |
Всего | 30 |
3-й этап – заключительный (подведение итогов).
В ходе реализации программы кружка будет издано 4 выпуска газеты. Тираж издания газеты равен числу членов кружка. Газета верстается на компьютере педагогом. Содержание газеты: статьи детей, оформленные рисунками и коллажами.
Календарно-тематический план
Месяц | № | Тема | Содержание деятельности |
Сентябрь | Выявление детей, обладающих способностями к детскому творчеству по журналистике, опрос детей, родителей и педагогов, мотивирование детей на участие в работе кружка. Организация вводной диагностики. | ||
Октябрь | 1 | О чем пишут в газетах? Кто издает газеты? | Рассматривание разных газет (внешний облик, содержание, рубрики). Мозговой штурм «Зачем нужны газеты? Знакомство с профессиями журналист, фотограф, редактор, а также с их орудиями труда. |
2 | Профессия – журналист | Экскурсия в редакцию газеты «Маяк». Навыки и умения журналиста: наблюдательность, внимательность, память и др. | |
3 | Что такое презентация? | Презентация изготовленной педагогом газеты детям (новости из жизни детского сада)
Рассматривание газеты, поиск себя на фотографиях, чтение статей о жизни детей в группе, написанных воспитателем. Обмен мнениями, анализ, что понравилось, что нет |
|
4 | Наши колонки | Мозговой штурм «Что мы хотим рассказать окружающим?». Придумывание названий для колонок газеты, их содержания | |
Ноябрь | 5 | Что такое интервью? | Игра-активатор «Портфель журналиста». Знакомство с оборудованием: микрофон, диктофон. Мозговой штурм «О чём хочу тебя спросить?». Дидактическая игра «Дружеское интервью» (формирование умения брать интервью друг у друга) |
6 | Творческая командировка | Мозговой штурм «О чём расспросим поваров?» Экскурсия на кухню детского сада в сочетании с групповым интервьюированием, с целью написания статьи «Как там вкусно пахнет!». | |
7 | Понятно-непонятно. | Дидактические игры на тему «Профессии», «Что лишнее?» Дидактическая игра «Острый глаз» | |
8 | Выпуск газеты «Радуга» | Определение темы, названия газеты, её рубрик, назначение ответственных детей | |
Декабрь | 9 | Презентация газеты
|
Презентация газеты детьми родителям и воспитанникам другой группы.
Привлекаем родителей для участия в создании новой рубрики «А у нас в квартире газ, а у вас?». Домашнее задание для детей и родителей написать заметку о том, что интересного произошло дома |
10 | Самое интересное! | Экскурсия в библиотеку школы № 6 для сбора материала и написания репортажа для газеты. Совместное редактирование статей, подбор фотографий, рисование рисунков к статьям | |
11 | Круглый стол | «Журналист – профессия творческая» -–совместная встреча родителей и детей. Творческий марафон семейных репортажей. | |
12 | Самое интересное! | Сбор информации, совместное редактирование, подбор фотографий, рисование рисунков, создание коллажа о подготовке к Новому году (о мечтах, письмах Деду Морозу и пр.) | |
Январь | 13 | Как я встретил Новый год | Дидактическая игра «Дружеское интервью» (наброски для статьи) |
14 | Гости в редакции. | Мозговой штурм «О чем расспросим первоклассников?». Дискуссия «Как встретим и проводим гостей?» (в гости приглашены школьники, бывшие выпускники детского сада)
Встреча проходит в режиме «Пресс-конференция» уже известной детям, но только теперь они не отвечают на вопросы, а задают их |
|
15 | Берём интервью | Правила поведения журналиста. Дети, с заранее подготовленными вопросами берут интервью у сотрудников детского сада на тему «Чем интересна и сложна их работа». Посещение праздника с целью написания статьи для газеты | |
16 | Я – журналист. | Дидактическая игра «Рассеянный журналист». Режиссёрские игры «Я беру интервью», «Я – журналист» (развитие навыков связной речи, памяти, внимания, мышления) | |
Февраль | 17 | «Проба пера» на тему «Моя мамочка!» | «Дети сами делают наброски статьи о маме, воспитатель записывает. Изготовление фотоколлажа «Моя мама тоже была девочкой!» |
18 | Командировка: праздник, посвящённый к Дню защитника Отечества | Посещение праздника с целью написания статьи для газеты.
|
|
19 | Выпуск газеты | Оформление газеты «Смелые и отважные». Размещение рисунков и статей о жизни детей в группе, от слов детей, написанных воспитателем | |
20 | Берём интервью | Сбор информации для коллажа совместное редактирование статей, подбор фотографий, рисование рисунков к статьям. Дети сами делают наброски статьи о маме, воспитатель записывает. Изготовление фотоколлажа «Моя мама тоже была девочкой!» | |
21 | Презентация мини газеты | Презентация детьми мини-газеты «Моя мамочка» воспитанникам другой группы и родителям | |
Март | 22 | Прогулка по территории детского сада с выполнением различных заданий | Рефлексия. Решаем вопросы: Что должен уметь журналист? Какие задания вам понравились? Какие задания было трудно выполнять? |
23 | Презентация газеты | Презентация газеты детьми воспитанникам другой группы и родителям | |
24 | Берём интервью | Командировка на праздник в детском саду «Карга боткасы» | |
25 | «Где мы были – не расскажем, а что делали – покажем» | Дидактическая игра «Колдун» (развитие умения использовать невербальные средства общения), обсуждение для чего журналисту нужно уметь правильно использовать жесты и мимику | |
Апрель | 26 | Самое интересное! | Фото и видеосъемка детьми событий, режимных моментов в группе и детском саду. Подготовить совместно с детьми материал в газету |
27 | Работа в студии | Сбор информации для новостного ролика, подбор вопросов к детями педагогам по теме «Жизнь в детском саду» | |
28 | Издание репортажей | Выпуск новостного ролика – «Репортаж из детского сада» | |
29 | Берём интервью | Посещение детьми выставки работ кружка рукоделия – вышивки «Сәйлән».
|
|
Май | 30 | Выпуск газеты «Любимый детский сад» | Презентация газеты, посвящённой выпускному празднику детей подготовительной группы. |
Подведение итогов. Организация мониторинга (итоговая диагностика) |
Мониторинг образовательного процесса будет организован руководителем кружка два раза в год (сентябрь, май) с использованием наблюдения за детской деятельностью, тестовых методов и метода экспертной оценки (смотреть приложения). Результаты мониторинга вносятся в таблицу:
Имя ребёнка | Имеет представление о профессии журналиста | Умеет брать интервью, задавать разнообразные вопросы | Умеет составлять оригинальный рассказ, статью, с описанием необходимых для понимания деталей | Проявляет активность и заинтересованное участие в работе кружка. Умеет достигать общей цели, согласовывать свои действия с действиями других | Владеет навыком презентации газеты. | Итого | ||||||
1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | |
Условные обозначения столбцов: 1 – начало года, 2 – конец года.
Критерии оценки:
0 баллов – требуется пошаговый контроль и помощь педагога;
1 балл – требуется небольшая помощь, совет педагога;
2 балла – выполняет задание самостоятельно;
3 балла – с заданием справляется легко, готов оказать помощь в его выполнении сверстникам.
Оценка эффективности реализации программы
Критерии оценки | Начало года | Конец года | ||
Кол-во детей | % | Кол-во детей | % | |
Низкий уровень (0 – 7 баллов) | ||||
Средний уровень (8 – 12 баллов) | ||||
Высокий уровень (13 – 15 баллов) |
Материально-техническое обеспечение программы
Технические средства: диктофон, микрофон, ноутбук, фотоаппарат, принтер, музыкальный центр.
Материалы: карандаши, краски, альбомы, клей, различные картинки для изготовления коллажей, бэйджики, блокноты.
Используемая литература
Афонькина Ю.А., Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии. — М., 1995.
Бабаева Т.И. У школьного порога / Т.И. Бабаева // Дошкольное воспитание, № 6, 2006.
Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. – М., 1997.
Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений. – М.: Книголюб, 2006.
Зимняя И.А. Педагогическое общение как процесс решения коммуникативных задач // под ред. А.А.Бодалёва, В.Я.Ляудис. – М.: Просвещение, 1980.
Капчеля Г.И. Общение с взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. – Калинин, 1987.
Корконосенко С.Г. Основы журналистики. – М., 2004.
Лазутина Г. Основы творческой деятельности журналиста. – М., 2004.
От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
Савенков А.И. Одарённый ребёнок в школе и дома. – Екатеринбург: У-фактория, 2004.
Чистович Л., Кожевникова Е. Разум, чувства и способности младенца. –«ПЕТЕРБУРГ-ХХ1 ВЕК», 1996.
Корконосенко С.Г. Основы журналистики. – М., 2004.
Лазутина Г. Основы творческой деятельности журналиста. – М., 2004.