Рабочая программа  кружка «Юный журналист»

№ 212

(Для детей старшего дошкольного возраста)

Альмира ХАЙРУЛЛИНА,

старший воспитатель детского сада №4 «Светлячок» г. Азнакаево 

Данная программа по основам детской журналистики разработана для детей старшего дошкольного возраста. Пособие содержит календарно-тематический план. В приложении находится необходимый для анкетирования и обследования материал. Отличительной особенностью занятий является развитие творческого мышления, воображения, устной речи через знакомство и изучение творчества журналиста. Данная программа может быть использована как кружковая работа в дошкольных образовательных учреждениях.

Пояснительная записка

Век новых технологий диктует свои условия. Информация в наше время меняется стремительно. Необходимо обладать не только легкой восприимчивостью информации и хорошей памятью, анализировать информацию, осваивать ее, уметь находить быстрые решения в различных ситуациях, чтобы быть успешным. Юный журналист – это маленький исследователь, с радостью и удивлением, открывающий для себя красоту окружающего мира. Поэтому именно эта профессия, как никакая другая, дает широкий образовательный спектр для развития любознательности, познавательных способностей и интересов.

Речевое развитие дошкольника остаётся одной из актуальных проблем. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, утвержденному Приказом Министерства образования и науки России от 17.10.2013 №1155, на этапе завершения дошкольного образования ребёнок должен достаточно хорошо владеть устной речью, уметь использовать её для выражения своих мыслей, чувств, желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения. Поэтому важной задачей развития речи в этот период является формирование речевой компетентности, т.е. умения детей пользоваться всеми языковыми средствами в различных ситуациях речевого общения.

Программа направлена на развитие коммуникативных навыков и творческого потенциала ребёнка, успешного взаимодействия детей друг с другом, педагогами, родителями по средствам детской игры в журналистов. Деятельность кружка будет способствовать созданию информационно-игрового, партнерского пространства, как средство повышения качества образования. В процессе подготовки газеты дети будут развивать способность ставить общие цели, планировать совместную работу, согласовывать мнения и действия, учитывать пожелания друг друга. На основе проявления заинтересованности и уважения со стороны окружающих к результатам деятельности участников кружка, можно сформировать положительное самосознание.

Реализация программы обучения основана на следующих принципах:

– гуманизация и демократизация процесса обучения;

– воспитывающий и развивающий характер обучения;

– доступность и учёт индивидуальных особенностей детей;

– системность, последовательность и постепенность обучения;

– связь обучения с жизнью.

Цель: создание условий для развития творческих и интеллектуальных способностей социализации ребенка по средствам включении его в журналистскую деятельность.

Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:

  1. Формировать начальные знания детей в области журналистики.
  2. Формировать умение брать интервью у своих сверстников и взрослых (развитие диалогической речи).
  3. Расширять и активизировать словарный запас.
  4. Развивать нравственные качества.
  5. Развивать навыки оформления полученных впечатлений в устной и письменной (при помощи педагога) речи (развитие монологической речи) результатов собственного и коллективного труда.

Ожидаемые результаты:

у детей сформированы элементарные знания о профессии журналиста;

– воспитанники умеют брать интервью (навык выстраивания диалога);

у детей сформировано умение создавать оригинальные статьи для газеты (навык монологической речи);

– дети проявляют творческую активность;

– участники кружка умеют презентовать газету детям, родителям и педагогам.Воспитанники успешно принимают участие в литературных конкурсах.

Интеграция содержания программы дополнительного образования с другими образовательными областями основной общеобразовательной программы дошкольного образования

 

Образовательные области Содержание интеграции
Социально — коммуникативное развитие Развитие свободного общения с взрослыми и детьми; практическое овладение нормами речи. Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения с взрослыми и сверстниками; формирование патриотических чувств, гражданской принадлежности
Физическое развитие Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
Познавательное развитие Развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации детей; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира
Речевое развитие Развитие диалогической, монологической речи, интереса к словесному творчеству, расширение активизации словаря
Художественно-эстетическое развитие Развитие творческого потенциала ребенка, умение оценивать результаты совместной художественной творческой деятельности

 

К реализации программы работы кружка будут привлечены родители детей, что не только повысит эффективность образовательной деятельности, но и позволит формировать конструктивные отношения между родителями и детьми.

Реализация программы рассчитана на один учебный год. В соответствии с учебным планом образовательная деятельность будет осуществляться в процессе организации дополнительного образования один раз в неделю, продолжительностью 30 мин. с октября по апрель (всего 28 условных учебных часов).

Для выявления способностей творческих детей используются методики:

– наблюдение за детьми;

– анкетирование педагогов и родителей: методика «Карта одарённости» по А.И Савенкову (приложение 1);

– индивидуальное обследование детей: тест «Нарисуй историю» (приложение 2).

Методы и приемы, используемые при обучении детей: показ, дискуссия, мозговой штурм, дидактические упражнения, игровые технологии, проблемные ситуации, экскурсии, создание рисунков, фотографий, коллажей, сюрпризный, систематизация, классификация, обобщение, эксперимент.

Содержание программы.

1-й этап – вводный (формирование группы, вводная диагностика).

В начале учебного года подбирается состав детей. На основе изучения творческих способностей детей (приложения 1 и 2), наблюдения за детьми, формируется группа детей, обладающих литературными способностями. Основными характеристиками детей являются: умение развёрнуто и понятно высказывать свои мысли, составлять яркие, интересные рассказы о каких-либо событиях; инициативность, стремление находить контакты с окружающими; наличие познавательных интересов. Для таких детей работа в кружке предполагает наибольшую реализацию своих возможностей. Для выявления творческих способностей детей используются следующие методы:

– метод экспертных оценок («Карта одарённости»);

– направленное наблюдение за ребенком, его общением с взрослыми и детьми, выполнением им различных видов деятельности;

– составление рассказа о нарисованной истории (тест «Нарисуй историю»);

– беседа с самим ребенком, выявляющая его интересы, а также желание заниматься в кружке.

2-й этап – основной (реализация программы деятельности) Количество условных часов
Формирование элементарных знаний о профессии журналиста и о газете 5
Формирование творческой активности (создание макета собственной газеты, написание и редактирование статей, и их художественное оформление) 5
Развитие речевого творчества через игровые технологии 7
Развитие навыков презентации (коммуникативные навыки) 4
Организация экскурсий, встреч (формирование навыков интервьюирования) 5
Подготовка и выпуск газеты 4
Всего 30

 

3-й этап – заключительный (подведение итогов).

В ходе реализации программы кружка будет издано 4 выпуска газеты. Тираж издания газеты равен числу членов кружка. Газета верстается на компьютере педагогом. Содержание газеты: статьи детей, оформленные рисунками и коллажами.

Календарно-тематический план

Месяц Тема Содержание деятельности
Сентябрь Выявление детей, обладающих способностями к детскому творчеству по журналистике, опрос детей, родителей и педагогов, мотивирование детей на участие в работе кружка. Организация вводной диагностики.
Октябрь 1 О чем пишут в газетах? Кто издает газеты? Рассматривание разных газет (внешний облик, содержание, рубрики). Мозговой штурм «Зачем нужны газеты? Знакомство с профессиями журналист, фотограф, редактор, а также с их орудиями труда.
2 Профессия – журналист Экскурсия в редакцию газеты «Маяк». Навыки и умения журналиста: наблюдательность, внимательность, память и др.
3 Что такое  презентация? Презентация изготовленной педагогом газеты детям (новости из жизни детского сада)

Рассматривание газеты, поиск себя на фотографиях, чтение статей о жизни детей в группе, написанных воспитателем. Обмен мнениями, анализ, что понравилось, что нет

4 Наши колонки Мозговой штурм «Что мы хотим рассказать окружающим?». Придумывание названий для колонок газеты, их содержания
Ноябрь 5 Что такое  интервью? Игра-активатор «Портфель журналиста». Знакомство с оборудованием: микрофон, диктофон. Мозговой штурм «О чём хочу тебя спросить?». Дидактическая игра «Дружеское интервью» (формирование умения брать интервью друг у друга)
6 Творческая командировка Мозговой штурм «О чём расспросим поваров?» Экскурсия на кухню детского сада в сочетании с групповым интервьюированием, с целью написания статьи «Как там вкусно пахнет!».
7 Понятно-непонятно. Дидактические игры на тему «Профессии», «Что лишнее?» Дидактическая игра  «Острый глаз»
8 Выпуск газеты «Радуга» Определение темы, названия газеты, её рубрик, назначение ответственных детей
Декабрь 9 Презентация газеты

 

Презентация газеты детьми родителям и воспитанникам другой группы.

Привлекаем родителей для участия в создании новой рубрики «А у нас в квартире газ, а у вас?». Домашнее задание для детей и родителей написать заметку о том, что интересного произошло дома

10 Самое интересное! Экскурсия в библиотеку школы № 6 для сбора материала и написания репортажа для газеты. Совместное редактирование статей, подбор фотографий, рисование рисунков к статьям
11  Круглый стол «Журналист – профессия творческая» -–совместная встреча родителей и детей. Творческий марафон семейных репортажей.
12 Самое интересное! Сбор информации, совместное редактирование,  подбор фотографий, рисование рисунков, создание коллажа о подготовке к Новому году (о мечтах, письмах Деду Морозу и пр.)
Январь 13 Как я встретил Новый год Дидактическая игра «Дружеское интервью» (наброски для статьи)
14 Гости в редакции. Мозговой штурм «О чем расспросим первоклассников?». Дискуссия «Как встретим и проводим гостей?» (в гости приглашены школьники, бывшие выпускники детского сада)

Встреча проходит в режиме «Пресс-конференция» уже известной детям, но только теперь они не отвечают на вопросы, а задают их

15 Берём интервью Правила поведения журналиста. Дети, с заранее подготовленными вопросами берут интервью у сотрудников детского сада на тему «Чем интересна и сложна их работа». Посещение праздника с целью написания статьи для  газеты
16 Я – журналист. Дидактическая игра «Рассеянный журналист». Режиссёрские игры «Я беру интервью», «Я – журналист» (развитие навыков связной речи, памяти, внимания, мышления)
Февраль 17 «Проба пера» на тему «Моя мамочка!» «Дети сами делают наброски статьи о маме, воспитатель записывает. Изготовление фотоколлажа «Моя мама тоже была девочкой!»
18 Командировка: праздник, посвящённый к Дню защитника Отечества Посещение праздника с целью написания статьи для газеты.

 

19 Выпуск газеты Оформление газеты «Смелые и отважные». Размещение рисунков и статей о жизни детей в группе, от слов детей, написанных воспитателем
20 Берём интервью Сбор информации для коллажа совместное редактирование статей, подбор фотографий, рисование рисунков к статьям. Дети сами делают наброски статьи о маме, воспитатель записывает. Изготовление фотоколлажа «Моя мама тоже была девочкой!»
21 Презентация мини газеты Презентация детьми мини-газеты «Моя мамочка» воспитанникам другой группы и родителям
Март 22 Прогулка по территории детского сада с выполнением различных заданий Рефлексия. Решаем вопросы: Что должен уметь журналист? Какие задания вам понравились? Какие задания было трудно выполнять?
23 Презентация газеты Презентация газеты детьми воспитанникам другой группы и родителям
24 Берём интервью Командировка на праздник в детском саду «Карга боткасы»
25 «Где мы были – не расскажем, а что делали – покажем» Дидактическая игра «Колдун» (развитие умения использовать невербальные средства общения), обсуждение для чего журналисту нужно уметь правильно использовать жесты и мимику
Апрель 26 Самое интересное! Фото и видеосъемка детьми событий, режимных моментов в группе и детском саду. Подготовить совместно с детьми материал в газету
27 Работа в студии Сбор информации для новостного ролика, подбор вопросов к детями педагогам по теме «Жизнь в детском саду»
28 Издание репортажей Выпуск новостного ролика – «Репортаж из детского сада»
29 Берём интервью Посещение детьми выставки работ кружка рукоделия – вышивки «Сәйлән».

 

Май 30 Выпуск газеты «Любимый детский сад» Презентация газеты, посвящённой выпускному празднику детей подготовительной группы.
 

Подведение итогов. Организация мониторинга (итоговая диагностика)

 

Мониторинг образовательного процесса будет организован руководителем кружка два раза в год (сентябрь, май) с использованием наблюдения за детской деятельностью, тестовых методов и метода экспертной оценки (смотреть приложения). Результаты мониторинга вносятся в таблицу:

Имя ребёнка Имеет представление о профессии журналиста Умеет брать интервью, задавать разнообразные вопросы Умеет составлять оригинальный рассказ, статью, с описанием необходимых для понимания деталей Проявляет активность и заинтересованное участие в работе кружка. Умеет достигать общей цели, согласовывать свои действия с действиями других Владеет навыком презентации газеты. Итого
1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2
                         

 

Условные обозначения столбцов: 1 – начало года, 2 – конец года.

Критерии оценки:

0 баллов – требуется пошаговый контроль и помощь педагога;

1 балл – требуется небольшая помощь, совет педагога;

2 балла – выполняет задание самостоятельно;

3 балла – с заданием справляется легко, готов оказать помощь в его выполнении сверстникам.

Оценка эффективности реализации программы

Критерии оценки Начало года Конец года
Кол-во детей % Кол-во детей %
Низкий уровень (0 – 7 баллов)        
Средний уровень (8 – 12 баллов)        
Высокий уровень (13 – 15 баллов)        

 

Материально-техническое обеспечение программы

Технические средства: диктофон, микрофон, ноутбук, фотоаппарат, принтер, музыкальный центр.

Материалы: карандаши, краски, альбомы, клей, различные картинки для изготовления коллажей, бэйджики, блокноты.

Используемая литература

Афонькина Ю.А., Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии. — М., 1995.

Бабаева Т.И. У школьного порога / Т.И. Бабаева // Дошкольное воспитание, № 6, 2006.

Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. – М., 1997.

Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений. – М.: Книголюб, 2006.

Зимняя И.А. Педагогическое общение как процесс решения коммуникативных задач // под ред. А.А.Бодалёва, В.Я.Ляудис. – М.: Просвещение, 1980.

Капчеля Г.И. Общение с взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. – Калинин, 1987.

Корконосенко С.Г. Основы журналистики. – М., 2004.

Лазутина Г. Основы творческой деятельности журналиста. – М., 2004.

От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Савенков А.И. Одарённый ребёнок в школе и дома. – Екатеринбург: У-фактория, 2004.

Чистович Л., Кожевникова Е. Разум, чувства и способности младенца. –«ПЕТЕРБУРГ-ХХ1 ВЕК», 1996.

Корконосенко С.Г. Основы журналистики. – М., 2004.

Лазутина Г. Основы творческой деятельности журналиста. – М., 2004.