Пути совершенствования системы муниципальной методической службы Елабужского района

№ 110

Елена ТЕРЕНТЬЕВА,

заместитель руководителя  управления образования Елабужского района

Муниципальная методическая служба Елабужского района – это организационная структура в системе образования района, объединяющая участников образовательного процесса и реализующая функции их методической поддержки в целях обеспечения перехода на новые стандарты качества образования и действующая по формуле: профессиональное мастерство педагогов и эффективность управления обеспечивают качество образовательного процесса.

В настоящее время в условиях изменения парадигмы образования методическую работу целесообразно рассматривать как процесс изменения внутренних условий развития образования района в соответствии с изменением внешних условий развития системы образования республики, страны. Таким образом, методическая работа – это деятельность, обеспечивающая возможность приведения системы образовательных услуг в соответствие с запросами общества.

Потребность нашего времени – это освоение нового содержания, новых форм и методов, поиска эффективных путей обучения и воспитания, а значит остро стоит вопрос о компетентности педагогов, поэтому одной из основных задач методиста является создание условий для профессионального роста педагога. Именно деятельностный подход в методической работе определяет одну из основных идей – распространение педагогического опыта, показателем которой являются высокие результаты качества образовательных услуг.

Необходимо отметить, что муниципальная методическая служба, являясь компонентом системы непрерывного педагогического образования и одновременно важной составляющей частью муниципальной образовательной системы, решает, в том числе и задачи по формированию и обеспечению реализации муниципальной образовательной политики. Это накладывает на нее особую ответственность.

Таким образом, целью деятельности нашей методической службы является совершенствование содержания посредством развития профессионально-педагогической компетентности педагогов, создания условий для активной исследовательской и наставнической деятельности, развития профессиональных умений, превышающих базовый стандарт педагогического образования, помощи в становлении профессиональных умений, расширение и углубление психолого-педагогических знаний.

Почему так актуально внесение изменений в организацию муниципальной методической службы? Во-первых, налицо открытость образования, усиление в педагогической практике интеграционных процессов и при этом отсутствует научно обоснованные интегративные модели муниципальных методических служб, а тем более интегративные критерии и показатели эффективности деятельности.

Во-вторых, необходима модернизация муниципальных методических служб из-за несовершенства нормативно-правового, экономического, кадрового обеспечения их деятельности, а также недостаточность научно обоснованных методологических подходов к повышению профессиональной компетентности педагогов на муниципальном уровне в условиях открытости.

В-третьих, происходит усиление полномочий органов местного самоуправления в решении вопросов муниципального образования, но отсутствует реальная возможность использовать эти полномочия для повышения эффективности деятельности муниципальной методической службы потому, что нет нормативной базы.

Более того, меняются и функции самих методистов. Если в 70 – 90-е годы прошлого века методист – это и предметник, и учитель учителей, и наставник, передающий свой профессиональный опыт учителя-практика своим коллегам, то уже в 2000 годах методист стал партнером, «маяком», который сопровождал учителей и воспитателей в выборе индивидуального маршрута профессионального развития, нацеленный на сотрудничество и сотворчество с педагогом.

Что мы наблюдаем сегодня? Методист XXI века – это аналитик, модератор, менеджер, маркетолог, «виртуальный методист», методист-тьютор, методист-эксперт, методист-консультант, методист-исследователь, причем все это должно осуществляться одновременно и очень эффективно.

Методическая служба Елабужского муниципального района сегодня определила за основу деятельности содействие развитию инновационного потенциала муниципальной системы образования, создание эффективных механизмов и условий для повышения профессиональной компетентности управленческих и педагогических кадров.

Инновационный характер службы проявляется в том, что она стратегически ориентирована на развитие таких компетенций, как:

  • способности руководителей и педагогов к успешной адаптации в изменяющихся условиях профессиональной деятельности, к освоению инноваций в образовании, полноценной профессиональной и личностной самоорганизации, к самообразованию, самосовершенствованию;
  • готовности образовательных организаций к освоению педагогических инноваций; разработке и реализации собственных продуктивных идей; ведению инновационной деятельности, построению перспектив собственной деятельности;
  • гибкости, восприимчивости к новизне, чувствительности к потребностям и возможностям образовательных учреждений муниципальной системы образования.

Инновационность состоит в том, что вся методическая работа организуется не как обслуживание учителей, а как совместная работа, которая обеспечивает такие параметры, как:

– внедрение индивидуальных траекторий профессионального развития и всесторонний профессионально-личностный рост каждого педагога;

– творческую активность и общественное признание профессиональных заслуг педагогов и руководителей;

– использование в работе с педагогами активных форм обучения;

– использование потенциала педагогов с высоким уровнем методической культуры;

– создание системы методической работы с педагогами разного уровня развития профессионального мастерства;

– перевод педагога в новую профессиональную позицию;

– освоение новых форм и инструментов взаимодействия с педагогами.

В нашем районе реализуются следующие инновационные методические проекты.

На базе средней школы № 10 г. Елабуги в течение двух лет реализуется инновационный проект «Вовлечение учителей в творческую деятельность по составлению технологических карт». Результаты проекта: учителя-предметники самой большой школы нашего района умеют разрабатывать технологические карты уроков проблемного обучения. В этом учебном году в этот проект будут вовлечены учителя средних школ №№ 1 и 9 г. Елабуги.

С 1 сентября 2019 г. начата реализация проекта «Повышение эффективности образовательной деятельности школ, демонстрирующих стабильно низкие образовательные результаты». На основе анализа работы малоэффективных школ была разработана муниципальная программа повышения качества образования в Танаевской сельской школе.

Продолжена реализация инновационного методического проекта «Психологическое сопровождения образовательного процесса», в рамках которого за счет оптимизации работы выездного психологического десанта нам удалось охватить психологическим сопровождением 100% школ города и района.

Продолжается реализация инновационного методического проекта «Деятельность муниципальных методических площадок на базе образовательных организаций», который начался в 2015 г. с проведения муниципального конкурса на лучшую методическую площадку. Действуют 7 площадок, которым были вручены гранты Главы Елабужского района. На их базе ежегодно проводятся методические семинары регионального уровня, педагоги активно распространяют свой опыт на уровне района и республики.

С целью повышения качества образования действует муниципальная система оценки качества образования, в рамках которой проводятся мониторинги по различным предметам: проверка работ осуществляется комиссией муниципального методического объединения. По итогам мониторингов осуществляется коррекция образовательных маршрутов обучающихся.

Особое внимание уделяется образовательным траекториям детей с особыми образовательными потребностями, которые разрабатываются индивидуально на основе заключений ПМПК.

В течение учебного года руководители образовательных организаций принимают участие в деятельности коллегии управления образования, коучингах, постоянно действующих семинарах для молодых руководителей, работе методического совета. В рамках муниципальных семинаров для директоров школ особое внимание уделяется формированию у них способности к построению социального диалога и партнерства в школьном образовании.

Сильным мотивационным стимулом повышения профессионального мастерства педагогов района является система муниципальных грантов. Сумма муниципального гранта «Признание» составляет 305 тыс. рублей, он вручается педагогам – победителям конкурса профессионального педагогического мастерства, а с 2017 г. действует муниципальный грант на обучение педагогов по программе магистратуры без отрыва от образовательной деятельности.

Политика современного этапа развития маркетинга сегодня к классическим элементам четырех «P» (price – цена, place – место, promotion – продвижение, roduct –  услуга) добавляет пятый элемент – personal – коллектив, персонал.

Поэтому активно используем ресурсы социального партнерства, разработаны конкретные технологии взаимодействия с внешними субъектами и построена система внутреннего социального партнерства. Это позволяет сделать рисковые ситуации менее опасными, так как все специалисты разделяют понимание необходимости активной позиции муниципальной методической службы во внешней сфере. Поэтому методическая служба активно сотрудничает с Елабужским институтом КФУ, Елабужским политехническим колледжем, Институтом развития образования РТ.

Какого результата мы ждем в процессе совершенствования деятельности нашей муниципальной методической службы?

1. Создание муниципальной многоуровневой методической службы, ориентированной на сопровождение инновационных процессов муниципальной системы образования, создание единого научно-методического пространства;

2. Определение показателей и диагностического инструментария оценки эффективности деятельности муниципальной ММС;

3. Разработка пакета нормативных правовых актов, организационно-методических документов, обеспечивающих единое научно-методическое образовательное пространство в городе;

4. Рост профессионализма педагогических и руководящих работников;

5. Удовлетворенность педагогических и руководящих работников услугами ММС.

Все вышеперечисленное позволяет быть муниципальной методической службе Елабужского муниципального района эффективной и конкурентноспособной, обеспечивая стабильное качество образования.