Путешествие в Страну Знаний
№ 105
(Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе)
Марина ДЗЫК,
учитель-логопед детского сада №376 г.Казани
Цель: обобщение знаний детей по разделам: формирование грамматической стороны речи, формирование словаря, развитие связной речи.
Задачи:
1.Образовательные: закрепление пройденного материала о гласных и согласных, умение давать им определение; синтез звуков и слогов в односложные слова; закрепление навыка звуко-буквенного анализа слова; чтение одно- ,двух-, трёхсложных слов; развитие фонематических процессов; закрепление навыков письма, развивать умение отвечать на вопросы распространённым предложением.
2.Коррекционно-развивающие: формирование переключаемости, распределения и концентрации внимания, слухового внимания; формирование зрительной памяти; развитие логического мышления и смысловой догадки.
3. Воспитательные: воспитание дисциплинированности, усидчивости и интереса к занятиям.
Оборудование: мультимедийная система, компьютерная презентация на тему, набор кубиков с буквами, коробка –«лототрон» и шары с цифрами, стаканчики на всех детей для игры «сдуй снежок», пустые коробочки из-под киндер-сюрприза для игры «поплавки», ёмкости с водой, карточки к игре «веселое предложение», ёмкости с песком, салфетки, коробка с подарками детям, воздушные шары, мячики для массажа, колокольчик, музыка для занятия.
Предварительная работа: знакомство с произведением Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе»; работа над закреплением умения составлять предложения по схемам, умением делать звуко-буквенный анализ слов.
Ход занятия
I.Организационный момент
(Логопед выходит к детям. На столе логопеда стоит компьютер или ноутбук. )
Логопед: Здравствуйте, ребята! (Дети здороваются)
Предлагаю вам сыграть в небольшую игру. Для начала нам нужно встать в круг. Все знают где находится ваше сердце? С левой стороны, положите туда руку и закройте глаза, почувствуйте как оно стучит – тук-тук-тук. А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца ласковое солнышко. Яркий свет его разливается по телу, рукам. Его столько, что оно не вмещается в нас. А сейчас мы все дружно откроем глаза и подарим друг другу немного света и тепла своего сердца и улыбнемся.
(Дети выполняют все действия вместе с логопедом.)
Логопед. А сейчас предлагаю вам присесть на стулья.
(Неожиданно раздается звук сообщения.)
Логопед. Ребята, что это за звук?
(Ответы детей.)
Логопед. Давайте посмотрим, кто же это нам звонит?
(Логопед подходит к компьютеру и на экране появляется Незнайка.)
Незнайка. «Здравствуйте, ребята, вы меня наверное узнали. Меня зовут Незнайка и живу я в Солнечном городе. Мне сообщили, что в вашем детском саду есть очень много умных ребят. Это правда?
(Ответ детей – да!)
– А я вот никак не могу научиться писать и читать, а меня научить этому никто не может! А мне очень хочется!
Знайка сказал, что если я выполню все задания, то я смогу разгадать слово, которое мне поможет всему обучиться. Но как же я смогу их разгадать! Без вашей помощи мне никак не справится! Вы поможете мне?»(да!)
Незнайка: Тогда я попрошу Знайку и он отправит вам задания в электронном послании, а чтобы вам была понятна последовательность заданий вам пригодиться волшебная коробка. Очень надеюсь на вашу помощь!
(Видео заканчивается.)
2.Введение в тему
(Логопед обращаясь к детям, достает запакованную коробку.)
Логопед: Ребята, а коробка закрыта, поможете мне ее открыть?
(Дети вместе с логопедом открывают коробку и находят там шары с цифрами – номера заданий)
Логопед: Эти шары с цифрами помогут нам узнать какое задание нам нужно будет выполнить. По очереди будем доставать номер задания и оно появиться на экране. Вы готовы? (Да)
3. Игра «Собери слово»
На экране написаны определенные буквы, именно из них нужно составить одно слово: КАРУЧ (РУЧКА). Дети составляют слово, а затем все вместе выкладывают его из объемных кубиков.
Данное слово дети разбирают: сколько слогов в слове, делают звуковой разбор – сколько гласных, согласных – твердые/мягкие, обозначают кружками нужного цвета.
После верного выполнения задания, в группу залетает шар, к которому прикреплена буква из слова — А, которое нужно разгадать детям.
4. Игра «Поплавки»
Логопед вызывает всех детей к игровому столу и предлагает им разделиться на команду мальчиков и девочек и «порыбачить», но порыбачить не обычно, а поймать слова, для этого нужно найти все буквы, спрятанные в поплавки, среди которых могут быть и пустые. Искать нужно только среди оранжевых поплавков. Дети называют все спрятанные буквы, которые появляются на экране и составляют из них слово: КАНДАРАШ (КАРАНДАШ). Вылетает шар с буквой — К.
5. Физкультурная минутка
На экране появляется девочка, картинка лес и звуки птиц. Логопед предлагает сесть на ковер, из корзинки логопед достает массажные мячики – ёжики и предлагает детям выбрать себе одного и поиграть с ним. Все вместе выполняют массаж с ёжиком: катают мячик между ладошек, по правой и по левой руке, по животу по часовой стрелке, по спине и по коленкам.
Затем логопед обращает внимание на звук леса, который слышится все время и просит детей назвать что или кого они слышали. Затем дети слушают разные звуки и выбирают из них звуки живой и неживой природы.
За правильное выполнение, вылетает шар с буквой – Л.
6.Игра «Напиши слово»
Перед детьми ёмкости с песком и кружки красного или синего цвета, обозначающие гласные и согласные звуки. Дети выбирают понравившееся им место и логопед просит вспомнить гласный или согласный звук, в зависимости от того, какой кружок у ребенка, и написать на песке соответствующую этому звуку букву. Буквы не должны повторяться. Дети проверяют друг у друга правильно ли выполнено задание.
Снова появляется шар с буквой – О.
7. Игра «Веселые предложения»
Логопед просит всех детей разделиться на пары и встать в круг, с кем они хотят стоять. И под музыку пары двигаются по кругу. Когда музыка заканчивается, логопед выбирает одну пару детей и просит их выполнить задание. На экране появляются картинки, с которыми нужно составить предложение. Когда зазвенит колокольчик нужно дать ответ. Дает ответ тот, у кого самые светлые волосы, кто самый высокий, у кого красная футболка и т.д.
Затем логопед просит рассказать предложение друг другу, а остальные дети должны запомнить, т.к. любого из них просит повторить логопед.
После верного ответа появляется шар с буквой – Ш.
8.Игра «Помоги Незнайке»
Логопед: Ребята, обратите внимание, у нас все буквы, попробуем собрать из них слово? Давайте его прочитаем.
(Дети передвигают воздушные шарики и читают слово, которое получилось: ШКОЛА.)
Логопед:Ребята, что нам нужно сделать, чтобы Незнайка узнал правильный ответ? (Варианты детей.)
Логопед:Давайте отправим ему тоже электронное волшебное письмо. Что мы в нем напишем? (ШКОЛА!)
(Логопед приглашает детей к компьютеру и они вместе «отправляют» письмо на почту Незнайке. Дети рассаживаются на свои места, тут же раздается снова звук нового сообщения. Логопед открывает и появляется новое видео Незнайки.)
Незнайка: Я получил ваше сообщение с ответом! Я так рад что вы справились со всеми сложными заданиями! Теперь я тоже смогу пойти в школу и научиться писать, читать, считать и многому другому интересному и полезному! Спасибо вам, ребята! Ну а мне пора, побегу к Знайке, поделюсь хорошей новостью! До новых встреч!
(Дети прощаются со сказочным героем.)
9.Итог занятия
Логопед: Спасибо вам, ребята, без вас я бы никак не справилась, так ловко выполнили все задания, были очень внимательными и дружными, были очень добрыми, откликнулись на помощь Незнайке. Вам понравилось?
(Ответы детей.)
Логопед: Вы заслужили подарки, славно потрудившись сегодня на занятии, и для вас у меня есть небольшой сюрприз, который вы откроете вместе с воспитателем.
(Логопед отдает коробку с подарками воспитателю.)
Логопед: Наше время подошло к концу. До свидания!