Путешествие в страну «Правильной речи»
Людмила ЛЯПЛИНА,
учитель-логопед детского сада №175 г. Казани
Цели:
– закрепление знаний о механизме образования звуков (согласные-гласные, твердые-мягкие, звонкие-глухие) и их акустических особенностей;
– закрепление понятия «звук», «буква», «слово», «предложение»;
– развитие формирования слух;.
– формирование навыков самоконтроля за правильным произношением звуков собственной речи;
– развитие мелкой моторики;
– развитие произвольного внимания;
– формирование черт гармоничной и не закомплексованной личности ребенка.
Ход занятия
(Под музыку дети заходят в зал.)
Дети.
В этот чудесный день (поочередно ставят руки на пояс)
Добрый день, (2 хлопка, шлепок по коленям)
Дружно здороваться (повтор движений 1 строки)
Нам не лень! (выполняют 3 притопа ногами)
Руки протягивай, (поочередно протягивают руки ладонями вверх)
Не зевай, (сомкнуть руки в «замок» перед грудью, 3 небольших взмаха)
Песню веселую (поочередно ставить руки на пояс)
Запевай! (3 хлопка)
Логопед. Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по стране «Правильной речи». Мы ненадолго превратимся в путешественников, поэтому нам понадобится карта. Посмотрите на этой карте есть города, озеро и море. Вы готовы отправиться вместе со мной?
Дети. Да.
«Звукоград»
Логопед. Чтобы нам попасть в первый город «Звукоград», вам нужно превратится в звукознаек. Ну-ка глазки закрывайте, в звукознаек превращайтесь. (Звучит таинственная музыка.) Вот вы и превратились в звукознаек и оказались в «Звукограде». (Звучит музыка. Выходят 2 феи: фея-согласных и фея-гласных звуков.)
1-я фея. Здравствуйте, ребята!
2-я фея. Мы – феи этого волшебного города.
1-я фея. Я – фея согласных звуков.
2-я фея. А я – фея гласных звуков.
Вместе. Мы – две сестрички.
2-я фея. А вы знаете песню про нас?
Дети. Да.
Песня про гласные и согласные
- Радуются дети, мамы и отцы
Потому, что вместе, все мы молодцы!
В детский сад ходили, видимо не зря
Со звуками сдружились мы из букваря.
Припев:
Звуки разные от А до Я
Наши лучшие теперь друзья
Гласные и согласные-
Подружки дорогого букваря.
- Радуются дети, мамы и отцы
Потому, что вместе, все мы молодцы!
И любую трудность мы переживем,
Победила дружба, дружба с букварем.
Припев.
Логопед. А давай те вместе с нами продолжим путешествие. Вы согласны феи?!
Феи. Да.
Озеро спокойствия
Логопед. Отправляемся дальше в путь. Посмотрите, что это раскинулось перед нами? Это же озеро «Спокойствия». (Звучит музыка.) Давайте посидим на берегу озера, на песочке, послушаем удивительную музыку и поиграем мячиками.
Су-джоку-терапия
Я мячом круги мотаю
Взад-вперед его гоняю
Им поглажу я ладошку
Будто я сметаю крошку
Я сожму его немножко,
Как сжимает лапку кошка
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
Вот помощники мои! (Показывает пальцы правой, левой руки.)
Их как хочешь поверни
По дорожке белой гладкой
Скачут пальцы как лошадки.
(Мячик проводят по правой, левой руке.)
Буквоград
Логопед. Переплыв через озеро «Спокойствия», мы оказались в «Буквограде». Здесь живут буквознайки, и мы тоже превращаемся в буквознаек.
Посмотрите кто идет к нам? (Появляется Незнайка, здоровается.) Здравствуй Незнайка! Как ты оказался в «Буквограде»?
Незнайка. Мне сказали, что вы скоро пойдете в школу, и уже знаете все буквы. Вот я и решил проверить, правда это или нет?!
Логопед. Ребята, у Незнайки есть друг-поэт Цветик. Он очень любит сочинять стихи и загадки. Цветик загадал Незнайке загадки. И нам с вами нужно ему помочь, не только их отгадать.
- Первая книга, что знанья дает,
Ее первоклассник в портфеле несет.
Всегда и повсюду, сегодня и встарь
Школьнику очень нужен… (букварь).
- Палочка волшебная есть у меня друзья.
Палочкою этой могу построить я
Башню, дом и самолёт,
И огромный пароход! (Карандаш)
- Новый дом несу в руке,
Дверца дома на замке.
Тут жильцы бумажные,
Все ужасно важные. (Портфель)
Логопед. Ребята, а кто мне скажет, какие звуки бывают?
Дети. Гласные и согласные. Согласные-твердые и мягкие, звонкие и глухие.
Логопед. Если я назову гласный звук, какой сигнал вы мне покажите?
Дети. Красный.
Логопед. А если я назову согласный твердый звук?
Дети. Синий.
Логопед. Согласный мягкий?
Дети. Зеленый.
Логопед. Сейчас мы с вами разберем имя Незнайки.
Песня про буквы
- Это очень хорошо,
Что буквы есть на свете
Их должны на память знать
И взрослые и дети.
Припев:
Буквы могут в слова превращаться
Если с ними уметь обращаться.
- Дружат с буквами не зря
Девчонки и мальчишки,
Букв, не зная не прочтешь
Из самой тонкой книжки.
Припев.
Логопед. Оставайся Незнайка с нами.
Незнайка. Хорошо.
Итог
Логопед. Ребята, наше путешествие заканчивается и мы отправляемся в наш детский сад, навыки, которые мы с вами приобрели в этом путешествии, нам пригодятся в школе.
Все молодцы! Справились со своими заданиями.