Путешествие в страну «Математика»

(Комбинированное занятие в старшей группе)

Лилия ХИСАМУТДИНОВА,

воспитатель детского сада №177 г. Казани

Интеграция познавательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно эстетическое.

Цель:

формировать у детей позитивную  мотивацию к познанию;

– уметь ориентироваться в пространстве.

Задачи:

образовательные:

– совершенствовать понимание пространственных отношений( вверху, внизу, спереди, сзади, слева, справа), умение обозначать в речи взаимное расположение предметов, формировать умение ориентироваться на листе бумаги;

– закреплять представление детей о днях недели, наступившем времени года, умение составлять описательный рассказ;

– совершенствовать счётные навыки в пределах 10;

– закреплять знание об отношениях между числами натурального ряда, умение выкладывать изображение предмета из нескольких частей.

Предварительная работа: игры, направленные на развитие познавательных процессов, отгадывании загадок, рассматривании плакатов и иллюстраций, геометрические фигуры, счёт от 1 до 10; дидактические игры «Подбери фигуру», «Назови и сосчитай»; упражнение на ориентирование в окружающем пространстве и на плоскости: «Назови соседей», «Лабиринт»; разучивание физминутки; геометрическое конструирование на плоскости;

развивающие: развивать познавательный интерес, внимание, память, логическое мышление, способствовать развитию навыков , грамматически правильной диалоговой речи, навыков свободного общения со взрослыми;

воспитательнаые: поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием, проявлять настойчивость и целеустремленность, воспитывать проявление дружелюбного отношения друг к другу, взаимопомощь и взаимовыручку.

Материал: набор геометрических фигур, квадратный лист бумаги.

Игрушки: белка, лиса, ёж, медведь.

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, вы все любите сказки?

Дети. Да, любим, любим.

Воспитатель. А хотите в нее попасть?

Дети. Да, хотим, хотим!

Старик Хотабыч (входит и спрашивает у детей). Ребята, вы все любите сказки?

Дети. Да, любим, любим.

Старик Хотабыч. А хотите в неё попасть?

Дети. Хотим, хотим!

Старик Хотабыч. Тогда вспоминайте, какие средства транспорта вы знаете?

Дети. Наземный, воздушный, надводный, подземный.

Старик Хотабыч. А каким видом транспорта пользовался я в моей сказке? И есть ли у вас в группе этот вид транспорта?

Дети. Это ковер-самолёт. У нас вместо ковра большой палас. Можно его использовать?

Старик Хотабыч. Конечно, можно! Я всем вам предлагаю удобно сесть на него, скрестив ноги по-восточному, вот так (показывает как надо садиться). Но, чтобы он взлетел надо вам всем закрыть глазки и повторить за мной волшебные слова:

Раз, два, три взлети,

К сказке подлети!

Ура! Мы летим! Летим!

Всё, прилетели.

Открываем глазки, сказка начинается!

Жил-был царь – стороны той государь. (Показывает фигурки царя и его дочери.) Была у него красавица дочка. И поехал однажды царь по важным государственным делам на вороном коне. А дочке наказал, чтоб до его приезда никуда она не выходила из своей светлицы.

Но царской дочке стало скучно, ослушалась  она царя батюшку, вышла на крыльцо и её тут же подхватил поднявшийся ветер и унёс её в тридевятое царство, в тридевятое государство.

В это время проезжал на лихом коне Иван-царевич. Увидел он, что ветер уносит его невесту и помчался за ней.

Едет день, едет второй. Встретил  избушку Бабы Яги. Рассказал её он про своё горе, а она ему и говорит: «Если правильно ответишь на мои вопросы-помогу тебе». Засомневался Иван-царевич в своих знаниях и просит  вас, ребята, помочь ему. Поможем? Но помочь могут только те дети, которые знают геометрические фигуры, умеют правильно  считать  и правильно ориентируются в пространстве.

Вы готовы помочь Иван-царевичу?

– Какие дни недели вы знаете?

– Какой день недели был вчера?

– Какой день недели будет завтра?

– Какие времена года вы знаете? Назовите (Ответы детей.)

– Какое время года наступило? (Ответы детей.)

Баба-Яга дала клубок ниток Иван-царевичу и отправила его к Кикиморе. Привел клубок к болоту, где жила Кикимора. Вышла она к нему, выслушала его и говорит, что даст ему карту, если выполнит его задания. Опять Иван-царевич просит у вас помощи, поможем Иван-царевичу?

Дети. Да, поможем, поможем!

Воспитатель. Тогда приготовились выполнять выполнять задания и правильно располагать геометрические фигуры на листе бумаги.

Задания

1) В центре листа расположите желтый круг.

2) Сверху от круга расположите зелёный квадрат.

3) Слева от круга расположите красный треугольник.

4) Справа от круга расположите зелёный прямоугольник.

5) Снизу от круга фиолетовый овал.

Вопросы к детям

Где ты расположил круг? (В центре.)

Какая фигура находится справа от круга?

Слева?

Вверху круга?

Внизу круга?

– Ребята, если у вас получилось, то вы правильно сделали.

Кто допустил ошибку, исправьте самостоятельно, пожалуйста.

А теперь оценка задания.  Вы все, ребята, справились с заданием, помогли Иван-царевичу. Кикимора указала дорогу к его невесте-царевне. Дорога вела через лес и там Иван-царевич повстречал животных, а каких, сейчас вы угадаете.

Загадки

  1. На его спине иголки

И длины они и колки

Потому-то вдоль дорожек

С ними смело ходит кто?

Дети. Ежик.

  1. Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет

Сушит на зиму грибы?

Дети. Белка.

  1. Хоть на вид краса-девица,

На проделки мастерица.

Кто дружить захочет с ней,

Зверя нет в лесу хитрей

Дети. Лиса.

  1. Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной.

А когда придёт весна,

Просыпается ото сна.

Дети. Медведь.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, пожалуйста, как расположились звери на лесной полянке.

Воспитатель (ставит игрушки белку, лису, ежа и спрашивает). Кто находится между белкой и лисой?

Дети. Еж.

Воспитатель. Кто находится слева от ежа?

– Справа от ежа?

– Слева от ежа?

Иван-царевич встретил в лесу Гномика, который предложил ему решить задачи.

1) Над рекой летели птицы: голубь, щука и две синицы. Сколько всего летело птиц?

Дети. Три птицы всего летело голубь и две синицы, щука не птица (1+2=3).

2) Шесть весёлых медвежат за малиной в лес спешат. Но один из них устал, и, конечно, же,  отстал. А теперь ответ найди, сколько мишек впереди.

Дети. Пять мишек (6-1=5).

Воспитатель. Молодцы, правильно ответили дети! А теперь Иван царевич встретил Гномика, который хочет поиграть в игру «Ничего не говори»:

Ничего не говори,

Лишь руками покажи.

Игра-физминутка

(Дети выполняют физкультминутку вместе с воспитателем.)

Воспитатель.

Высоко-низко,

Далеко-близко,

Широко-узко,

Слева-справа.

Воспитатель. Ребята, вы все молодцы, хорошо справились с заданием Гномика! И благодаря вашей помощи Иван-царевич добрался до замка. Но ему опять надо помочь.

– Сейчас вы поделитесь на две команды.

1-я команда девочек.

2-я команда мальчиков.

Команда девочек находит все треугольники, строит из них дорожку и проходят до того места, где лежат фигуры из которых нужно собрать ключ.

команда мальчиков находит все виды прямоугольников и тоже доходит до того места , де ключ и собирают его из геометрических фигур.

Обе команды выполняют задание и из геометрических фигур капитаны команд собирают ключ, остальные дети наблюдают , правильно ли они справятся с заданием.

Ключ собран! Дети хлопают в ладоши. Иван-царевич может открыть дверь! И спасти свою невесту!

Сюрпризный момент

Воспитатель. Ребята, вы все молодцы, правильно справились с заданием! А посмотрите-ка, кто это?

Дети.Это белочка!

Воспитатель. Правильно, это белочка из сказки, которая грызёт орешки, а золотые скорлупки у нее хранятся в этом ларце. (Воспитатель заводит белочку-игрушку, которая поёт свою песенку.)

Во саду ли, в огороде

Девица гуляла,

Она ростом невеличка,

Лицом круглоличка.

Белочка открывает свой ларец, а там в золотых обвёртках угощения для детей.

Дети берут угощения, благодарят белочку.

Воспитатель. А теперь нам пора возвращаться в наш детский сад.

Закрываем глазки и произносим вместе со мной:

1, 2, 3, 4, 5 – вот мы в садике опять,

С вам в сказке побывали

Очень многое узнали,

Возвратились мы назад,

Детский сад нам очень рад!

Рефлексия

Воспитатель. Дети, кому сегодня мы помогли?

Дети. Иван-царевичу.

Воспитатель. Какие задания были для вас самыми трудными? Благодаря чему вы справились со всеми заданиями?

Дети. Мы много знаем, учим, дружно работаем, помогали друг другу  и были командой.