Путешествие в Страну красивой и грамотной речи
№ 200
(Итоговое логопедическое занятие в подготовительной группе)
Альбина ХАФИЗОВА,
учитель-логопед детского сада №4 «Светлячок» г. Азнакаево
Цели занятия:
коррекционно-образовательные:
– закрепление знаний по разделам программы «Звукопроизношение», «Обучение элементам грамоты», «Лексико-грамматические категории», «Связная речь»;
– закреплять навык звукового и слогового анализа и синтеза;
коррекционно-развивающие:
– совершенствование умения определять «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук»; навыков звукового и слогового анализа слов; навыков составлять из слогов слова и слов предложения;
– совершенствование грамматического строя речи (навыки словообразования);
– развитие фонематических процессов, речевого слуха, слухового внимания, выразительности речи, внимания, памяти;
– автоматизация правильного произношения и дифференциация всех ранее поставленных звуков в свободной деятельности;
– развитие общей и мелкой моторики; общих речевых навыков (голоса, выразительности речи);
– совершенствование умений использовать специальные упражнения для укрепления здоровья (игровой массаж «Мячик», динамическая пауза «Беги к камню», релаксация «Улыбка»);
– развитие двигательной активности, интонационной и мимической выразительности;
коррекционно-воспитательные:
– воспитание активности, самостоятельности, инициативности на занятии;
– воспитание культуры межличностных отношений;
– воспитание способности к самоконтролю, самооценке при выполнении упражнений.
Ход занятия
- Организационный момент
Логопед. Здравствуйте, ребята! Ребята, ключ, который открывает замки в душах людей,– это улыбка. Сейчас мы будем дарить друг другу улыбки. Улыбнитесь соседу справа (слева).
- II. Основная часть
Логопед. Ребята, вы уже скоро станете настоящими школьниками и отправитесь путешествовать по бескрайним просторам знаний – Страна знаний ждет вас. Но прежде чем мы начнем с вами занятие, давайте подготовим наш язычок к работе. Артикуляционная гимнастика для языка
Логопед. Ребята, к нам в гости заглядывал почтальон Печкин и принес нам письмо. Только тут не написано от кого письмо. Прочитаем его?
Дети. Конечно же прочитаем.
Письмо
«Здравствуйте, ребятки! Я долгое время наблюдала за вами, переживала ваши неудачи, радовалась вашим успехам. Вы – очень прилежные детки и достойны, побывать в моей стране, Стране красивой и грамотной речи. Я приглашаю вас, но путь туда весьма долог и опасен. Но я думаю, вы обязательно справитесь со всеми заданиями, ведь вы – смелые, дружные и умные детки. Ну, я вас жду. До встречи! Царица Знаний».
Логопед. Письмо нам прислала сама Царица Знаний. Ну, что же, путешествовать все любите? Тогда в путь!
Первое задание уже ждет нас.
И первая остановка у нас называется деревня «Звуковая». (Перед детьми панорама деревни – дом, дерево с фруктами, дорожка по которой ползет гусеница, камни красного, синего, зеленого цвета.)
Задание №1. Расскажите все, что вы знаете о звуках.
Дети. Звуки мы не видим мы их только слышим.
Логопед. Назовите неречевые звуки, которые окружают нас. (Ответы детей.)
– Назовите речевые звуки, которые мы произносим.
– Назовите первый и последний звук в слове платок.
– Сколько звуков в слове кот?
– Назовите гласный звук в слове мак.
– Назовите все звуки в слове соль.
– Сколько звуков [к] в слове курочка?
Динамическая пауза. Упражнение «Найди звук»
Логопед. Ребята, Царица Знаний превратила все камни в нашей деревне в разные цвета, которые обозначают цветовую модель звуков. Сейчас я буду называть много звуков, а вы должны будете поднять кружок с правильным цветом. Вспоминаем – гласный звук мы обозначаем красным кружком, синим кружком – согласный твердый звук и зеленым кружком – согласный мягкий звук.
М, Н, О, У, П, Т, Ц, С, И, Е.
Логоритмика «Краб»
Ветер дует, задувает,
Пальму в стороны качает.
Ветер дует, задувает,
Пальму в стороны качает.
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
Чайка над водой летает
И за рыбками ныряет.
Чайка над водой летает
И за рыбками ныряет.
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
А под пальмой Краб сидит
И клешнями шевелит.
Под водой на глубине
Крокодил лежит На Дне.
Под водой на глубине
Крокодил лежит На Дне.
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
А Под пальмой Краб сидит.
2-я станция – город «Школа»
(На столе у логопеда лежат буквы с заглавными буквами имен детей.)
Логопед. Ребята, а зачем нужно ходить в школу? (Ответы детей.)
Логопед. Не успели мы выполнить одно задание, нам уже приготовили другое. Потренируем свой ум, сообразительность.
Ребята, обратите внимание на подносе буквы, это заглавная буква вашего имени. Я к каждому подхожу, каждый должен выбрать первую букву своего имени, назвать эту букву, сказать гласный он или согласный.
Задание № 2 на нашей школьной станции
– Сколько слогов в словах каша, дом, машина, кукла, Царица?
– Какое слово зашифровано в слогах га-кни, ка-руч, збу-а-ка?
– Назовите только второй слог в слове шко-ла.
– Назовите второе слово в предложении «Мы учимся читать».
Логопед. Ребята, перед вами карточки с изображением картинок и схемой предложения. Рассмотрите картинку и схему предложения. Составьте предложение по картинке и схеме.
III. Третья станция – «Словарная»
- Упражнение на словообразование.
Логопед. Из каких слов образовано слово (самокат, вездеход, пылесос, листопад, первоклассник)?
- Упражнение на образование относительнных прилагательных.
Логопед.
– Стена из кирпича (какая?) кирпичная
– Книга из бумаги – …
– Горка изо льда – …
– Кампот из яблок – …
– Салат из моркови – …
- Дидактическая игра «Дружба».
Вопросы
– Стол «дружит» с кроваткой или тетрадкой?
– Стол «дружит» с креслом или тестом?
– Шкаф «дружит» с полкой или с иголкой?
– Кастрюля «дружит» с мышкой или с крышкой?
– Рыбак «дружит» с рыбкой или с улыбкой?
– Король «дружит» с троном или с поклоном?
– Корка «дружит» с крошкой или с ложкой?
Логопед. Ну вот, наше путешествие по Стране грамотной и красивой речи подходит к концу. А где же Царица Знаний? Посмотрите, шкатулка. Посмотрим, что там? Какая-то записка.
Письмо
«Я прошу у вас прощенья,
Что не застали вы меня.
Много дел, но очень рада,
Что вы здесь, и все так хорошо занимались».
Логопед. А это вам от меня небольшой подарок к школе. (Логопед раздает в подарок авторучки.)
- IV. Итог занятия
Логопед. Вам понравилось путешествие? Что запомнилось больше всего?