Путешествие в Страну красивой и грамотной речи

№ 200

(Итоговое логопедическое занятие в подготовительной группе)

Альбина ХАФИЗОВА,

учитель-логопед детского сада №4 «Светлячок» г. Азнакаево

Цели занятия:

коррекционно-образовательные:

– закрепление знаний по разделам программы «Звукопроизношение», «Обучение элементам грамоты», «Лексико-грамматические категории», «Связная речь»;

– закреплять навык звукового и слогового анализа и синтеза;

коррекционно-развивающие:

– совершенствование умения определять «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук»; навыков звукового и слогового анализа слов; навыков составлять из слогов слова и слов предложения;

– совершенствование грамматического строя речи (навыки словообразования);

– развитие фонематических процессов, речевого слуха, слухового внимания, выразительности речи, внимания, памяти;

– автоматизация правильного произношения и дифференциация всех ранее поставленных звуков в свободной деятельности;

– развитие общей и мелкой моторики; общих речевых навыков (голоса, выразительности речи);

– совершенствование умений использовать специальные упражнения для укрепления здоровья (игровой массаж «Мячик», динамическая пауза «Беги к камню», релаксация «Улыбка»);

– развитие двигательной активности, интонационной и мимической выразительности;

коррекционно-воспитательные:

– воспитание активности, самостоятельности, инициативности на занятии;

– воспитание культуры межличностных отношений;

– воспитание способности к самоконтролю, самооценке при выполнении упражнений.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Логопед. Здравствуйте, ребята! Ребята, ключ, который открывает замки в душах людей,– это улыбка. Сейчас мы будем дарить друг другу улыбки. Улыбнитесь соседу справа (слева).

  1. II. Основная часть

Логопед. Ребята, вы уже скоро станете настоящими школьниками и отправитесь путешествовать по бескрайним просторам знаний – Страна знаний ждет вас. Но прежде чем мы начнем с вами занятие, давайте подготовим наш язычок к работе. Артикуляционная гимнастика для языка

Логопед. Ребята, к нам в гости заглядывал почтальон Печкин и принес нам письмо. Только тут не написано от кого письмо. Прочитаем его?

Дети. Конечно же прочитаем.

Письмо

«Здравствуйте, ребятки! Я долгое время наблюдала за вами, переживала ваши неудачи, радовалась вашим успехам. Вы – очень прилежные детки и достойны, побывать в моей стране, Стране красивой и грамотной речи. Я приглашаю вас, но путь туда весьма долог и опасен. Но я думаю, вы обязательно справитесь со всеми заданиями, ведь вы – смелые, дружные и умные детки. Ну, я вас жду. До встречи! Царица Знаний».

Логопед. Письмо нам прислала сама Царица Знаний. Ну, что же, путешествовать все любите? Тогда в путь!

Первое задание уже ждет нас.

И первая остановка у нас называется деревня «Звуковая». (Перед детьми панорама деревни – дом, дерево с фруктами, дорожка по которой ползет гусеница, камни красного, синего, зеленого цвета.) 

Задание №1. Расскажите все, что вы знаете о звуках.

Дети. Звуки мы не видим мы их только слышим.

Логопед. Назовите неречевые звуки, которые окружают нас. (Ответы детей.)

– Назовите речевые звуки, которые мы произносим.

– Назовите первый и последний звук в слове платок.

– Сколько звуков в слове кот?

– Назовите гласный звук в слове мак.

– Назовите все звуки в слове соль.

– Сколько звуков [к] в слове курочка?

Динамическая пауза. Упражнение «Найди звук»

Логопед. Ребята, Царица Знаний превратила все камни в нашей деревне в разные цвета, которые обозначают цветовую модель звуков. Сейчас я буду называть много звуков, а вы должны будете поднять кружок с правильным цветом. Вспоминаем – гласный звук мы обозначаем красным кружком, синим кружком – согласный твердый звук и зеленым кружком – согласный мягкий звук.

М, Н, О, У, П, Т, Ц, С, И, Е.

Логоритмика «Краб»

Ветер дует, задувает,

Пальму в стороны качает.

Ветер дует, задувает,

Пальму в стороны качает.

А под пальмой краб сидит

И клешнями шевелит.

А под пальмой краб сидит

И клешнями шевелит.

Чайка над водой летает

И за рыбками ныряет.

Чайка над водой летает

И за рыбками ныряет.

А под пальмой краб сидит

И клешнями шевелит.

А под пальмой Краб сидит

И клешнями шевелит.

Под водой на глубине

Крокодил лежит На Дне.

Под водой на глубине

Крокодил лежит На Дне.

А под пальмой краб сидит

И клешнями шевелит.

А Под пальмой Краб сидит.

2-я станция – город «Школа»

(На столе у логопеда лежат буквы с заглавными буквами имен детей.)

Логопед. Ребята, а зачем нужно ходить в школу? (Ответы детей.)

Логопед. Не успели мы выполнить одно задание, нам уже приготовили другое. Потренируем свой ум, сообразительность.

Ребята, обратите внимание на подносе буквы, это заглавная буква вашего имени. Я к каждому подхожу, каждый должен выбрать первую букву своего имени, назвать эту букву, сказать гласный он или согласный.

Задание № 2 на нашей школьной станции

– Сколько слогов в словах каша, дом, машина, кукла, Царица?

– Какое слово зашифровано в слогах га-кни, ка-руч, збу-а-ка?

– Назовите только второй слог в слове шко-ла.

– Назовите второе слово в предложении «Мы учимся читать».

Логопед. Ребята, перед вами карточки с изображением картинок и схемой предложения. Рассмотрите картинку и схему предложения. Составьте предложение по картинке и схеме.

III. Третья станция – «Словарная»

  1. Упражнение на словообразование.

Логопед. Из каких слов образовано слово (самокат, вездеход, пылесос, листопад, первоклассник)?

  1. Упражнение на образование относительнных прилагательных.

Логопед.

– Стена из кирпича (какая?) кирпичная

– Книга из бумаги – …

– Горка изо льда – …

– Кампот из яблок – …

– Салат из моркови – …

  1. Дидактическая игра «Дружба».

Вопросы

– Стол «дружит» с кроваткой или тетрадкой?

– Стол «дружит» с креслом или тестом?

– Шкаф «дружит» с полкой или с иголкой?

– Кастрюля «дружит» с мышкой или с крышкой?

– Рыбак «дружит» с рыбкой или с улыбкой?

– Король «дружит» с троном или с поклоном?

– Корка «дружит» с крошкой или с ложкой?

Логопед. Ну вот, наше путешествие по Стране грамотной и красивой речи подходит к концу. А где же Царица Знаний? Посмотрите, шкатулка. Посмотрим, что там? Какая-то записка.

Письмо

«Я прошу у вас прощенья,

Что не застали вы меня.

Много дел, но очень рада,

Что вы здесь, и все так хорошо занимались».

Логопед. А это вам от меня небольшой подарок к школе. (Логопед раздает в подарок авторучки.)

  1. IV. Итог занятия

Логопед. Вам понравилось путешествие? Что запомнилось больше всего?