Путешествие в парк
(Экскурсия в ЦПКиО им. Горького по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе)
Надежда МУГИЗОВА,
воспитатель детского сада № 109 г. Казани
Цель: уточнить представления детей о характерных признаках осени.
Задачи:
– закрепить умение устанавливать связь между признаками в природе, используя объекты живой и неживой природы;
– учить детей связно и живо рассказывать, не отступая от поставленной темы. Обогащать словарь детей;
– продолжать развивать память, внимание, воображение и логическое мышление у дошкольников;
– формировать умение анализировать, обобщать, делать выводы, умозаключения;
– воспитывать интерес, любовь, бережное отношение к родной природе и родному краю.
Наблюдение в парке: деревья (берёза, клён, дуб); листья клёна, берёзы, дуба ( сбор листьев).
Осенние представление, наблюдение: «Ранняя осень», «Золотая осень», «Поздняя осень»; «Животные в парке» (белка, ёж, птицы).
Аудиозапись из телефона произведения П.И.Чайковского «Осень».
Словарная работа. Золотая, очаровательная, разноцветная, ранняя, поздняя, заботливая.
Предварительная работа:
– вспоминание об экскурсии в осенний лесопарк с родителями;
– беседа с детьми об осени, диких животных, перелётных и зимующих птицах;
– наблюдения за изменениями в природе осенью, наблюдения за птицами;
– отгадывание загадок об осени, животных;
– заучивание пословиц, примет осени;
– заучивание стихотворений, песен об осени, птицах;
– беседа «Перелётные и зимующие птицы»;
Беседа «Как звери готовятся к зиме?»;
– ррослушивание музыкальных произведений об осени. (В парке на лавочках.)
Ход путешествия
Воспитатель.
Несу я урожаи, поля вновь засеваю
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,
Но не касаюсь ёлочек и сосен. Скажите, кто это?
Дети. Осень.
Воспитатель. Правильно. Вы знаете, каждое время года состоит из трех месяцев. Назовите осенние месяцы.
Дети. Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель. Молодцы! Вы правильно назвали осенние месяцы.
Воспитатель. А какой первый осенний месяц?
Воспитатель. Правильно! Сентябрь – это первый месяц осени. Это бархатный месяц, румянец осени.
А вы можете рассказать о природе ранней осенью?
Дети. Погода тёплая, летают паутинки, желтеет и высыхает трава, идёт тёплый дождь, по утрам бывают туманы, созревают желуди, орехи. Люди убирают урожай овощей.
Воспитатель. Какой второй осенний месяц? (Ответы детей.)
Воспитатель. Все верно, октябрь называют золотой осенью. А ещё он какой? (Ответы детей.)
Воспитатель. Да, всё верно: капризный, т.к. погода может меняться несколько раз в день: то идёт дождь, то ярко светит солнышко.
Какие изменения происходят в природе в период «золотой» осени? (Ответы детей.)
Воспитатель. Да, всё верно: дни становится короче, ночь длиннее, солнце светит редко, листья пожелтели, побурели, ветер срывает листья с деревьев, идет холодный дождь, цветы вянут, ночью заморозки, насекомые исчезли, птицы улетают в теплые края.
Воспитатель. Какой третий осенний месяц? (Ответы детей.)
Воспитатель. Ноябрь – задумчивый и очень грустный месяц. А ещё что вы можете сказать о природе поздней осенью? (Ответы детей.)
Воспитатель. Да, ребятки, листья все облетели, сосны и ели стоят зелёные, небо серое, идут долгие холодные дожди и бывают со снегом, ночью морозно, лёд на лужах, земля промерзла, ветки деревьев покрываются инеем, звери готовятся к зиме.
Ребята, а почему у деревьев опадают листья?
Дети. Мало солнца, стало холодно.
Воспитатель. Правильно, ребята. А сейчас возьмите в руки осенние листочки, встаньте в круг и представьте себе, что вы – листья деревьев, и повторяйте за мной слова и движения:
Физкультминутка. «Листопад».
Мы – листики осенние (встаём в круг)
На веточках сидим. (приседаем)
Дунул ветер, полетели (побежали по кругу)
И на землю тихо сели. (приседаем)
Ветер снова набежал, (побежали)
И листочки все поднял. (руки поднимаем вверх)
Завертел нас, закружил (кружимся на месте)
И на землю опустил. (приседаем)
Воспитатель. Ах, какие красивые осенние листья у вас в руках! Вы, наверное, обратили внимание, что все листья с разных деревьев. А давайте поиграем в игру «С какого дерева лист?». Рядом с нами очень много листьев, вы подбегаете к дереву, который вы считаете от этой дерева. (В руках у детей осенние листья берёзы, клёна, дуба. (Дети по команде подбегают к определённому дерева: листья берёзы – на берёзу, листья клёна – на клён, листья дуба – на дуб. Затем дети называют эти деревья.)
Воспитатель. Молодцы, вы точно определяете и называете деревья. Посмотрите, какие красивые деревья в осеннем уборе.
Дети, я думаю, что вам тоже нравится осень. (Воспитатель включает музыку через телефон или через маленький ручной бум-бокс.) Послушайте музыку П.И.Чайковского «Осень» и попробуйте погрузиться в осеннюю красу осени.
Воспитатель. А какие красивые слова вы могли бы сказать про осень, прослушав музыку? Какая осень? Давайте поиграем «Осенние слова».
Дети. Золотая, красивая, дождливая, тёплая, ранняя, задумчивая, унылая, очаровательная, тихая, скучная, грустная.
Воспитатель. Молодцы! Сколько красивых и разных слов вы смогли подобрать, слушая музыку об осени.
Ребята, а может кто знает стихотворение про осень, про птиц? Давайте расскажем. (Стихи детей.)
Воспитатель. А почему птицы улетают в тёплые края?
Дети. Птицы, питаются насекомыми, собирают зёрна с земли, а с приходом холодов исчезают насекомые и становится трудно найти корм. Птицам голодно и холодно.
Воспитатель. А как называют этих птиц?
Дети. Перелётными.
Воспитатель. А каких перелётных птиц вы знаете?
Дети. Ласточки, стрижи, скворцы, журавли, грачи, лебеди, утки.
Воспитатель. А какие птицы остаются у нас зимовать?
Дети. Воробьи, вороны, голуби, сороки, клесты, синицы, перепелки, дятлы.
Воспитатель. А вы знаете: почему эти птицы не боятся холодов?
Дети. У этих птиц оперенья гуще, теплее. Они питаются плодами деревьев и кустарников и не боятся прилетать к дому. Мы о них заботимся — подкармливаем, ставим кормушек для птиц хлебными крошками, зёрнами, семенами.
Воспитатель. Да, в природе все взаимосвязано. Чудесно! Вы молодцы, все знаете.
Сейчас я вам загадаю загадки, а если вы ответите правильно, то мы направляемся в гости кого вы отгадали. Слушайте внимательно.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
Дети. Белка.
Воспитатель. Молодцы! А теперь мы отправляемся к белке в гости. И в нашем парке очень много. Но есть у нас ещё правила.
Дети. Не шуметь, не пугать белок и не кормить белок. (Наблюдение белок.)
Воспитатель. Ребята, а вы знаете как белка готовится к зиме?
Дети. Белочка – заботливая хозяйка: она заранее сделала запасы еды в кладовых и теперь может спокойно зимовать. Цвет шкурки она поменяет с рыжего на серую и станет, как ствол дерева.
Воспитатель. Молодцы, ребята! У вас очень хорошие знания о животных, о том, как они готовятся к зиме, бережное отношение к животным.
Итог
Воспитатель. Ребята, о каком времени года мы сегодня говорили? Я думаю вам наше путешествие понравилось. Нам пора возвращаться в детский сад. Вы все очень старались. На следующих занятиях мы будем продолжать беседовать о природе, птицах, животных в разное время года. А вы расскажете дома родителям о нашем путешествии.