«Путешествие в Национальный музей» ‒ «Милли музейга сәяхәт»

№58

 (Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по проекту «Без хәзер инде зурлар, мәктәпкә илтә юллар» по обучению детей татарскому языку)

Лейсан ГИМАТОВА,

воспитатель о обучению татарскому языку I квалификационной категории детского сады № 362 г.Казани

Задачи:

Развивающие:

умение отвечать на вопросы «Кто это?», «Какой?», «Что делает?», «Сколько?» обращение друг другу на татарском языке, развивать диалогическую речь;

создать условия для проявления инициативы и самостоятельности детей в различных видах деятельности; умения работать совместно друг с другом; способности договариваться, принимать решения, выражать свои мысли, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя.

Обучающие: активизация словарного запаса по темам «Посуда», «Одежда», «Животные», «Школьные принадлежности».

Воспитательные:  воспитать у детей интерес и желание говорить на татарском языке.

Методические приемы: игры, поисковые вопросы, проблемные ситуации, практическая деятельность.

Предпосылки учебной деятельности: разучивание песен «Мин барам, барам…», «Әгәр сиңа ошый икән»; дидактические игры: «Назови правильно», «Сколько?», «Командир», презентация.

Оборудование для педагога: ноутбук, проектор, презентация, демонстрационный материал.

Оборудование для детей: телефон, картинки «одежда», «посуда», «школьные принадлежности».

Структура мероприятия

I. Вводная часть (1,5 ‒ 2 мин.)

Цель: создание интереса, эмоционального настроя к занятию.

Сюрпризный момент, появляется Мияу.

II. Основная часть (25 мин.)

Цель: реализация задач программного содержания.

III. Заключительная часть (1 ‒ 1,5 мин.)

Ход мероприятия

Мы язык татарский любим,

Нам легко его учить,

Как семья мы вместе будем,

Счастливо и дружно жить.

Кабат-кабат без килербез,

Сезгә дәрес бирербез,

Күп нәрсәгә өйрәнербез,

Шатланырбыз, көлербез.

Привет! Сәлам, Исәнмесез, Здравствуйте!

Как дела? Хәлләр ничек? Хәерле көн!

Начинаем! Башлыйбыз!

Телефонный звонок. Звонок от Мияу.

Мияу. У меня случилась беда. Мои школьные принадлежности похитили. Что же мне делать? Как их вернуть?

Бала. Не переживай, мы тебе поможем. Приходи к нам. Кил монда.

Мияу. Хорошо, киләм.

Стук в дверь.

Бала. Кем анда?

Мияу. Мин, Мияу!

Бала. Кил монда!

Мияу (грустный): Мне оставили письмо, а я читать не умею.

Тәрбияче. Мы тебе поможем, письмо прочитаем (читает письмо).

Здравствуй, Мияу!

Твои школьные принадлежности похитил Албасты, чтобы помешать тебе пойти в первый класс. Но ты не огорчайся, мы перехватили их и отнесли в Национальный музей, где хранятся все ценные предметы.

Твои школьные принадлежности мы заколдовали, чтобы они не достались Албасты. Если  справишься с испытаниями, то их вернешь.

Хранители музея ждут тебя, приходи скорее.

Мияу. Как же мне быть, я боюсь идти один.

Тәрбияче. Ребята, поможем Мияу расколдовать школьные принадлежности?

Бала. Да, поможем.

Тәрбияче. Не переживай, Мияу, мы тебе поможем. В Национальный музей отправимся вместе.

«Мин барам, барам …, музейга барам …» җыры башкарыла.

(Звучит волшебная музыка.)

1-й зал

Тәрбияче. Вот мы и пришли. Это первый зал.

Бала. Исәнмесез. Узыгыз. Мин бу залның хужабикәсе. Минем исемем Азалия. Мина алты яшь. Мин Казан шәһәрендә яшим. Казан шәһәренең башкаласы Татарстан. Бу керамик савыт-сабалар залы. Монда бик күп савыт-сабалар саклана.

Тәрбияче. Ребята, мы находимся в зале керамической посуды. Здесь представлена посуда разных времен.

Бала. Бу – тәлинкә, кашык, чынаяк.

Тәлинкә нинди? Чынаяк зур? Кечкенә?

Бала. Бу кунак почмагы. (Удивленно) Албасты кунак почмагын туздырып аткан: савыт-сабаларны бутаган, пычараткан. Нишлибез?

Тәрбияче. Нишлибез?

Бала. Җыештырабыз…

(Дети накрывают гостевой стол.)

Тәрбияче. Тәлинкә пычрак, чиста? Чынаяк кызыл? Кашык кечкенә? Ничә тәлинкә?

Бала. Афәрин, булдырдыгыз! За это я вам возвращаю заколдованные школьные принадлежности. Мияу, мә. Бу нәрсә? (Китап.) Китап нинди? Бу нәрсә? (Карандаш.) Карандаш ничә?

(Звучит волшебная музыка.)

2 зал

Бала. Исәнмесез, хәлләр ничек? Рәхим итегез!

Мин Зарина. Мина җиде яшь. Мин Казанда яшим.

Я хранительница зала татарской национальной одежды.

Женская татарская одежда состоит из просторной рубахи, украшенной воланами или оборками. Она дополняется камзолом, нарядным нагрудником, на голове изящный калфак, а на ногах мягкая обувь.

Күлмәк матур?

Тәрбияче. Синең күлмәк чиста?

Бала. Матур. Чиста. А у Водяной күлмәк юк. Она собралась на конкурс татарского костюма, но не может выбрать себе наряд.

Тәрбияче. Поможете придумать современный татарский костюм для Су анасы? Для этого разделимся на две команды. Как это сделать? (С помощью считалки, с помощью игры.) Предлагаю вам «Ташлар» уены.

Кызыл ташлар идут к этому мольберту.

Зәнгәр ташлар идут к этому. Сначала обговорите свой наряд, чем он будет отличаться от прежнего. Подумайте, с чего можно начать?

Не забудьте составить рассказ о своем наряде. Определите, кто это будет.

Игровое задание «Наряди куклу».

Тәрбияче. Ваши наряды настолько интересны, что, я думаю, Су анасы достойно представит татарский костюм на конкурсе.

Бала. Афәрин, булдырдыгыз! За это я вам возвращаю заколдованные школьные принадлежности.

Мә, Мияу, дәфтәр. Дәфтәр нинди? Бу нәрсә? (Ручка.) Ручка нинди?

(Звучит волшебная музыка.)

3 зал

Бала. Исәнмесез, хәерле көн! Рәхим итегез!

Мин Радмир. Мина жиде яшь. Мин китап укырга яратам. Я хранитель литературного зала. В этом зале вы можете познакомиться с творчеством Габдуллы Тукая. Он писал стихи не только для взрослых, но и для детей. Какие произведения Г.Тукая вы знаете? (Ответы детей.)

Бала. Афәрин, булдырдыгыз!

Бала. Если правильно ответите на вопросы литературной викторины, то получите заколдованные школьные принадлежности.

Викторина.

Бала: Вы верно ответили на все вопросы, но школьные принадлежности не расколдовались? Что делать?

Тәрбияче. Я знаю, нам помогут гости:

(Перед гостями на столе лежат предметы: игрушки, овощи-фрукты, школьные принадлежности. Потерянные вещи.)

Попросите нужный предмет. (Диалог с гостями.)

Бу нәрсә? (Пенал.) Пенал нинди? Бу нәрсә? (Линейка.) Линейка нинди?

Тәрбияче. Афәрин, булдырдыгыз! Все заколдованные школьные принадлежности Мияу вернулись в его портфель.

Тәрбияче. Какое доброе дело мы сделали? Что вам сегодня понравилось? С какими трудностями вы встретились. О чем вы расскажете своим друзьям и родителям?

Тәрбияче. С помощью друзей, Мияу, мы справились со всеми испытаниями и вернули все школьные принадлежности, а так же приобрели волшебную силу и знания, которые помогут нам в учебе в школе.

«Мин барам, барам…» җыры башкарыла.