Путешествие в Изумрудный город

 

(ООД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе)

Нина ТОКАРЕВА,

учитель-логопед I квалификационной категории детского сада №3 п.г.т. Уруссу

Цель: систематизация знаний детей по обучению грамоте.

Задачи:

образовательные:

– обобщить и закрепить знания детей о сказках, и сказочных персонажах;

– совершенствовать умение выделять первый звук из состава слова;

– упражнять в составлении предложений, в делении слов на слоги; в образовании относительных прилагательных;

– активизировать словарь;

развивающие:

– развивать у детей фонематические процессы;

– закрепить графический образ буквы;

– развивать связную речь, речевой слух, фонематическое восприятие, мелкую и артикуляторную моторику, координацию речи с движением, память, творческое воображение, логическое мышление;

воспитательные: воспитывать доброжелательность, навыки сотрудничества, активности, инициативности, самостоятельности.

Оборудование: камешки Марблс, карточки гроздь винограда без ягод, карточки с изображением предметов со звуком И в начале слова, карточки-таблички названия улиц, плоскостная фигура «Жираф» из фетра, компас, кристалл, дыхательный тренажер «Ветерок», мультимедийное оборудование, презентация: «Изумрудный город».

Планируемый результат: развитие фонематического слуха, мелкой и артикуляторной моторики, умение выделять первый звук в слове, соотносить звук и букву, передавать графический образ буквы, использовать в речи распространенные предложения, выполнять задания творческого характера.

Ход образовательной деятельности

  1. I. Организационный момент

Учитель-логопед. Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас поиграть со мной. И хочу спросить, вы любите сказки?

Дети. Да!

Учитель-логопед. Тогда усаживайтесь поудобней и слушайте, расскажу я вам одну волшебную сказку! (Показ презентации «Изумрудный город».)

«В некотором царстве, в некотором государстве, за широкими морями, за высокими горами стоял Изумрудный город. Вы меня спросите, почему Изумрудный? Да потому, что в этом городе было много волшебных камней. Волшебные камни были повсюду. Они украшали площади, парки, сады. Эти камни обладали чудесной силой. Они дарили жителям города здоровье, радость, красоту, улыбки и веселье. Но однажды злая Баба-Яга узнала о силе волшебных камней и разбросала все волшебные камни по всему свету. Изумрудный город погрузился во тьму. А жители Изумрудного города лишились здоровья, улыбок и радости.»

Дети. Грустная сказка…

Учитель-логопед. Вы хотите помочь жителям Изумрудного города найти волшебные камни и разложить их на свои места, чтобы к ним вернулось здоровье, радость и улыбки?

Дети. Да!

Учитель-логопед. Но эта страна необычная, сказочная и для того, чтобы помочь жителям Изумрудного города, нам нужно попасть в сказку.

– А как можно попасть в сказку?

Дети. Можно сказать волшебные слова. Полететь на ковре самолете…

Учитель-логопед. Я хочу вам предложить попросить помощь у ветерка. Он везде летает, много чего видел. Может он нам поможет попасть в сказку.

  1. Основной этап
  2. Дыхательное упражнение «Ветерок». (Дыхательный тренажер «Ветерок».)

Учитель-логопед. Возьмите в руки Ветерок. Я буду произносить волшебные слова, а вы помогите ветерку, посильнее подуйте, чтобы побыстрее в сказку попасть. Только дуем правильно: губы вытянуты вперед, щеки не надуваем, воздушная струя сильная, длительная.

Ветер, ветер, ветерок

В страну сказок путь далек.

Дуй сильнее, ветерок,

Чтоб попали в сказку в срок. (Звучит фонограмма звук ветра.)

Учитель-логопед. Посмотрите, ребята, ветерок нас перенес в сказку, и мы оказались прямо перед избушкой Бабы-Яги. (Звучит «Песня Бабы-Яги».)

Учитель-логопед. Ребята, а почему Баба-Яга такая злая?

Дети. Потому что живет одна, в темном лесу. У нее нет друзей.

Учитель-логопед. Давайте её развеселим! А заодно и гимнастику для язычка сделаем.

2.Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой «Бабка-Ёжка». (Артикуляционные упражнения «Лягушки», «Лопата», «Иголочка», «Часики», «Лошадка» под песню «Бабка-Ёжка».)

Учитель-логопед. Развеселили мы старушку! Баба-Яга стала доброй, и подарила нам волшебный компас, который укажет нам путь-дорогу, где лежат волшебные камни.

  1. Игра «Гроздь винограда» деление слов на слоги.

Учитель-логопед. Посмотрите, ребята, у вас на карточках гроздь винограда, но на ней нет ягод. На подносах лежат волшебные камни. Их нужно разложить на свои места, вернуть на виноградную гроздь, для того, чтобы они снова стали обладать волшебной силой и могли радовать жителей Изумрудного города. Но для этого нам нужно выполнить задание: определить сколько слогов в слове. На каждый слог положить один камешек. Чтобы узнать сколько слогов в слове, нужно прохлопать слово ладошками.  Понятно задание? Приступаем. (Учитель-логопед называет слово, дети делят его на слоги при помощи хлопков и выкладывают камешки на веточку винограда соответственно числу хлопков.)

Слова: камешки, волшебство, мир, дружба.

Учитель-логопед. Мы справились с этим заданием! Идем дальше.

  1. Игра «Найди предметы на звук [И]».

(У детей карточки с изображением предметов со звуком И в начале слова и несколько предметов, начинающихся на любой другой звук.)

Учитель-логопед. Ребята, кто запомнил, как называется наш сказочный город?

Дети. Изумрудный город.

Учитель-логопед. Правильно Изумрудный город. Какой первый звук в названии города?

Дети. Звук [И].

Учитель-логопед. Правильно, звук [И]. Посмотрите на свои карты и назовите букву в центре листа.

Дети. Буква [И].

Учитель-логопед. В этом задании нам нужно найти все предметы, названия которых начинаются со звука [И] и закрыть их камешком.

(Дети закрывают камешками картинки со звуком [И] в начале слова).

Учитель-логопед. Назовите какие предметы вы закрыли?

Дети. Игрушки, индеец, избушка, индюк, иголка.

Учитель-логопед. Какие предметы остались не закрытыми?

Дети. Апельсин, самолет.

Учитель-логопед. Молодцы! Справились с заданием! Идем дальше.

  1. Игра «Строители» выкладывание букв из камешков Марблс.

Учитель-логопед. В Изумрудном городе много улиц с красивыми названиями. Перед вами таблички с нарисованными предметами. Посмотрите на картинку и скажите какое название носит ваша улица.

Дети. Виноградная, Абрикосовая, Малиновая, Банановая, Грушевая, Персиковая, Клубничная, Солнечная, Радужная, Звездная.

Учитель-логопед.  Красивые названия улиц! Вы помните, что нужно камешки разложить на свои места. На табличке есть место для буквы, которую вы выложите из камешков. Для этого вам нужно определить первый звук в названии картинки и выложить эту букву из камешков. (Дети выкладывают буквы из камешков Марблс.)

Учитель-логопед. Молодцы, ребята! Мы восстановили таблички с названиями улиц Изумрудного города! Двигаемся дальше.

  1. Игра «Жираф». (Плоскостная фигура жирафа из фетра.)

Учитель-логопед. Посмотрите, какой грустный Жираф, он тоже живет в Изумрудном городе. Чего-то у него не хватает?

Дети. Пятнышек не хватает у жирафа.

Учитель-логопед. Давайте ему поможем и выложим пятнышки из волшебных камешков. Каждый из вас скажет пожелания для жителей Изумрудного города и положит камешек на жирафа.

Дети. Я желаю жителям Изумрудного города благополучия! Я желаю жителям Изумрудного города здоровья! (счастья, радости, улыбок, долголетия, красоты, мира, удачи, любви, везения, добра, успехов, исполнения желаний, ярких событий, вдохновения).

Учитель-логопед. Здорово! Посмотрите, какой красивый, веселый жираф у нас получился.

Учитель-логопед. Жители Изумрудного города благодарят вас за то, что вы помогли им вернуть волшебные камни, и снова стать веселыми, здоровыми и счастливыми! На память о нашем путешествии они подарили нам вот такой красивый камень!

III. Заключительный этап

Учитель-логопед. Вот и закончилось наше путешествие в сказку, пора возвращаться домой. Давайте скажем волшебные слова, потрем рукой камень, который нам подарили благодарные жители Изумрудного города и вернемся в детский сад.

Камень, камень, ты красивый,

Обладаешь большой силой.

Рукой камень мы потрем,

В детский сад мы попадем.

Учитель-логопед. Ребята, столько интересных заданий вы выполнили сегодня! Вам понравилось путешествие в сказку? Что больше всего вам запомнилось? (Ответы детей.)

Учитель-логопед. Мне с вами было очень интересно! Спасибо вам, большое! Вы – молодцы!