Путешествие по сказкам Г.Тукая
(План-конспект для старшей группы по ФЭМП)
Эльвира БУРГАНОВА,
Воспитатель детского сада №8 «Балачак» г. Казани
Цели: закрепить навыки порядкового и количественного счёта в пределах 10; умение правильно отвечать на вопросы: сколько? Какая цифра перед, какая следующая?; совершенствовать навыки счета в уме; закрепление знаний по геометрическим фигурам, повторение знаний по произведениям Г.Тукая.
Образовательные задачи:
1. Закрепить прямой и обратный счёт в пределах 10.
2. Совершенствовать знания геометрических фигур.
4. Совершенствовать умение составлять и решать задачи.
Развивающие задачи:
Развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику, зрительное восприятие и память.
Воспитательные задачи:
Воспитать интерес к занятиям математикой, умение действовать сообща, доводить начатое дело до конца.
Оборудование и материал:
– изображения сказочных героев;
– изображения предметов по мотивам сказок;
– портрет Г.Тукая;
– аудио сопровождение;
– набор геометрических фигур разного цвета;
– интерактивная доска.
Ход занятия:
Воспитатель. Давайте, ребята, поздороваемся с нашими гостями.
– Здравствуйте, исәнмесез!
– Ребята, давайте вспомним: какое сейчас время года? (Весна.) Перечислите, пожалуйста, все времена года. (Весна, лето, осень, зима.) Сейчас утро или вечер? (Утро.) Какие еще части суток вы знаете? (День, вечер, ночь.) Какой сегодня день недели? (Вторник.) А завтра какой будет? (Среда.) Назовите, пожалуйста, все дни недели, начиная с первого. (Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.)
Воспитатель показывает портрет.
– Кто это? Какого числа мы отмечаем день его рождения? (Г.Тукай. 26 апреля.)
– Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в страну сказок по произведениям Г.Тукая, выполняя математические задания.
Звучит музыка Анавара Бакирова к балету «Су анасы» по мотивам сказок Г.Тукая. Дети вместе с воспитателем двигаются по залу.
Рамис заметил под ногами в траве какой-то предмет.
– Ребята, что это? (Гребешок.) Из какой сказки этот гребешок? (Су анасы.) Давайте посчитаем все вместе на татарском языке, сколько зубчиков у гребешка? (от 1 до 10) А теперь посчитаем в обратном порядке от 10 до 0. Карим, посчитай от 4 до 8., Айназ, посчитай от 5 до 10., Амир, назови соседей числа 4, Раяна, назови соседей числа 9. Молодцы, справились с заданием. Продолжим путь.
Звучит музыка Фарида Яруллина к балету «Шурале» по мотивам сказок Г.Тукая.
Воспитатель. Идем дальше.
Ахмет увидел у бревна лежащий предмет.
– Что это? (Топор.) Из какой он сказки? («Шурале»)
– Нам нужно решить небольшие задачки.
1. Не поедет без приказа
Ни кондуктор, ни шофер!
Люди смотрят в оба глаза,
А во сколько светофор? (3)
2. Три больших, три маленьких
Маленьких, удаленьких –
Целая семья опят.
Сколько их на пне сидят? (6)
3. Все ли здесь цыплята-детки,
Надо сосчитать наседке:
6 на грядках, 2 во ржи.
Сколько их всего, скажи? (8)
4. Пять сорок прилетели на урок.
Одна из сорок не знала урок.
Сколько прилежно трудилось сорок? (4)
5. У пенёчков 7 грибочков,
А под ёлкой – 3.
Сколько же всего грибочков.
Быстро мне скажи? (10)
Воспитатель. Молодцы, справились и с этим заданием. Идем дальше.
Дети увидели бабочку.
– Летает бабочка, она необычная (из фигур геометрических). Какие фигуры здесь использовали, чтобы составить бабочку? (Круг, овал маленький и большой, треугольник.) Сейчас, мы разделимся на команды, и вы попробуете из фигур, которые лежат у вас на столе, сами составить бабочку.
Дети составляют бабочку, затем рассказывают, из каких геометрических фигур она состоит.
Воспитатель. В каком произведении Г.Тукая есть персонаж Бабочки? («Ребенок и бабочка»)
– Идем дальше. Перед нами речка с мостиком. Кто живет здесь? Отгадаем загадку:
Воздух влажный и сырой.
Кто живет здесь под водой?
В озере вода струится
Кто здесь может появиться? (Водяная).
– Следующее задание от Водяной (Су анасы).
Воспитатель показывает рисунки, дети составляют условие задачи и решают её.
– Молодцы! А теперь давайте немного отдохнем.
Физкультминутка:
Воспитатель. Children, stand up, sit down, stand up.
Point to the window, point to the door, point to floor, point to the lamp. (Встают, садятся, встают, показывают на окно, на дверь, на пол, на лампу.)
Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо. (Выполняют движения по тексту)
Ветер, тише, тише, тише.
А деревцо все выше, выше.
Воспитатель. Следующая загадка.
Я живу в лесной глуши,
Где не встретишь ни души.
Никого не пропускаю, щекочу,
В лес завлекаю! (Шурале)
– Ребята, следующее задание от Шурале. У каждого из вас есть листочки. По листочку раскиданы цифры. Вы должны по порядку их собрать и увидеть, какой рисунок получится. (Один работает на интерактивной доске, остальные выполняют за столом.)
– Получился Баран. Из какой сказки Г.Тукая данный персонаж. («Козел и баран»)
Рефлексия
Воспитатель. Ребята, чем сегодня мы занимались? Что бы вы хотели узнать на следующем занятии?
Пожалуйста, подойдите, к смайликам: те, кому выполнять было задания легко – к улыбающемуся смайлику, те, кому тяжело – к грустному.
– Те, кто подошел к грустному смайлику, объяснили, что тяжелее было решать математическую задачу.
Вывод: В дальнейшем больше внимания будем уделять задачкам.