Путешествие по родному краю. Город Казань
№ 138
(Для детей подготовительной группы)
Илсояр ШАЯХМЕТОВА,
воспитатель по родному языку I квалификационной категории детского сада «Теремок» Заинского района
Алия МУСТАЕВА,
старший воспитатель детского сада «Теремок» Заинского района
Цель: Создать условия для знакомства детей с достопримечательностями и историей города Казань.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить достопримечательностями города, гербом;
- обогащать словарный запас.
Развивающие:
- развивать связную, диалогическую речь;
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать внимание, восприятие, память, логическое мышление;
- расширять кругозор детей;
- развивать умение переключаться с одного вида деятельности на другой.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к людям, живущим рядом, чувство уважения к ним;
- воспитывать гордость за свою страну;
Словарная работа: экскурсовод, экскурсия, достопримечательности.
Интегрируемые образовательные области:
- познавательное развитие; социально – коммуникативное развитие; речевое развитие.
Методические приёмы: беседа, дидактическая игра, художественное слово, просмотр презентации.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, презентация о городе Казань, селфи-палка, телефон, макеты достопримечательностей Казани, национальные куклы по количеству детей, кувшин папье-маше, элементы для аппликации, детские столы, мольберт, карта Казани с выделенными достопримечательностями, фотографии достопримечательностей Казани, магниты-смайлики, магниты с достопримечательностями по количеству детей.
Место проведения – музыкальный зал.
Введение.
(Под музыкальное сопровождение.)
Каждый город в России уникален, необычен по-своему. Родители мало ездят с детьми по стране, а значит, дети не видят всей её широты, мощи и уникальности. Мы сегодня решили путешествовать с детьми, но не обычным путем. В путешествие мы приглашаем и наших гостей.
(Выход детей под музыку.)
Организационный момент.
Воспитатель: – Исәнмесез балалар! Здравствуйте ребята! Я очень рада встрече с вами. Посмотрите, сколько гостей к нам пришло. Давайте, поздороваемся с ними (здороваемся).
Воспитатель: Ребята, а какое у вас сегодня настроение?
Дети: Хорошее, веселое.
Воспитатель: И у меня сегодня настроение очень хорошее. Ребята, посмотрите у меня в руке клубочек, но не простой, а волшебный. Мы будем передавать его друг другу и вложим в него наше хорошее настроение (дети передают клубочек друг другу).
(Дети передают друг другу клубок и в конце он превращается в букет.)
Воспитатель: А теперь возьмитесь за руки и закройте глаза. Посмотрите, что стало нашим клубочком? (Ответы детей.) Правильно, мы подарили ему нашу улыбку, вложили наше хорошее настроение, и он превратился в красивый букет. Ребята, а может, мы подарим наш букет гостям, пусть у них тоже будет хорошее настроение.
(Дарим букет жюри.)
Основная часть.
Воспитатель: Сегодня я вас приглашаю в увлекательное путешествие по городу Казань. Казань – это город с тысячелетней историей. Я буду вашим экскурсоводом, буду помогать вам во всем, показывать, рассказывать про наше путешествие. А вы будете туристами. (Экскурсовод – это специалист, который проводит экскурсию. Он, рассказывает о достопримечательностях города туристам.)
Воспитатель: Предлагаю вам внимательно меня слушать. Мы сегодня познакомимся с достопримечательностями города. А как вы думаете, что такое Достопримечательность ? (Ответы детей.)
Воспитатель: это знаменитые места, старинные здания, памятники, музеи, парки, храмы всё то, что гости города запоминают больше всего.
Воспитатель: На чем мы с вами отправимся в путешествие, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Что за чудо – длинный дом!
Пассажиров много в нём.
Носит обувь из резины
И питается бензином…(Автобус)
Воспитатель: Правильно, мы, прокатимся по городу на автобусе. Давайте вспомним правила поведения в автобусе. Заходим по одному, не толкаемся, тихонько рассаживаемся, занимайте места на стульях, не шумим, не кричим, не мешаем водителю управлять автобусом.
(Дети рассаживаются в импровизированный автобус – на стулья согласно указанной цифре на билете и стуле.)
А чтобы убедиться, что мы никого не забыли, проверим по списку, все ли на месте.
Игра «Син кем?»
Дети стоят в кругу и передают мяч, задавая вопрос «Син кем?» и называют свои имена, тем самым происходит знакомство с детьми!
Воспитатель: А чтобы наша поездка стала веселее, мы с вами споем песню. Вы готовы. И так, повторяйте за мной.
(Вставить песню, на экране видеозаставка перемещение на автобусе.)
Мин барам, барам, барам
Казанга барам, барам.
Әйе шул, әйе шул
Казанга барам, барам. (Аудио диск, трек № 27 по УМК)
Воспитатель: Уважаемые туристы, наш экскурсионный автобус подъезжает к одному из самых красивых мест города.
Воспитатель: Посмотрите, какое интересное здание! Как вы думаете, что это? (Ответы детей.)
Воспитатель: Это Иннополис, город будущего, где очень развиты компьютерные технологии. Здесь разрабатываются компьютерные игры. И сейчас я вам предлагаю поиграть в одну интересную компьютерную игру, которая называется «Умная шкатулка». Правила игры такие: шкатулка загадывает вам загадки, если мы их правильно отгадаем, то на экране появляется правильный ответ. Внимание на экран.
(На экране ИКТ игра «Умная шкатулка».)
Воспитатель: Ну, ребята, вы все молодцы, отгадали все загадки «Умной шкатулочки!
Воспитатель: Вам понравилось в Иннополисе? (ответы детей) Ребята вставайте ближе к друг другу, мы сейчас сделаем селфи на память.
Воспитатель: Наша экскурсия продолжается. Сейчас мы с вами попадем в удивительный мир театра. (Открыть макет театра.)
Воспитатель: Это театр кукол «Әкият», построенный в виде сказочного замка. Здание театра является популярной достопримечательностью нашей столицы. В этом доме чудес и сказочных представлений встречаются с героями своих любимых сказок, знакомятся с театральным искусством. И сейчас мы с вами познакомимся с куклами этого театра.
Воспитатель: Ребята, какие красивые куклы здесь живут. Выбирайте куклу, которая вам понравилась. И вы превратитесь в актеров этого театра. Ребята, обратите внимание, наши куклы одеты в разные национальные костюмы. У Лены кукла в татарском национальном костюме и зовут ее Айгуль, у Сережи кукла в чувашском национальном костюме – Алман…….. ( пока одевают кукол, музыкальное сопровождение). А теперь когда мы с вами перевоплотились, я вам предлагаю поиграть в интересную игру, которая называется «Ходит Маша». Вставайте в круг. Кукла Маша находится в центр круга, по словам песни, мы сейчас с вами пойдем по кругу, а Маша в это время выберет себе дружочка, как только она выберет дружочка, они вместе станцуют в центре круга, а остальные дети хлопают в ладоши. Затем поменяем ведущего и проиграем еще раз.
- Ходит Маша, ходит Маша
Посреди кружочка, посреди кружочка
Ищет Маша, ищет Маша,
Для себя дружочка, для себя дружочка
Нашла Маша, нашла Маша
Для себя дружочка.
Воспитатель: А теперь пришло время вернуть куклы в театр и продолжить нашу экскурсию. Аккуратно снимаем и возвращаем куклы на свои места. Не забываем сделать селфи на память.
Воспитатель: Мы находимся с вами в центре Казани. Обратите внимание, перед вами Национальный музей Республики Татарстан, один из старейших музеев России. А вы когда-нибудь были в музее? (Ответы детей.) А что вам больше всего понравилось в музее?
Воспитатель: У нас сегодня появилась прекрасная возможность посетить музей. Но перед тем, как отправиться в музей, мы с вами познакомимся с правилами поведения в музее:
1) В музее нельзя громко разговаривать;
2) В музее нужно внимательно слушать экскурсовода, и не перебивать его;
3) Нельзя трогать руками музейные экспонаты, они очень древние и хрупкие;
4) Нельзя бегать по музею, шуметь.
Воспитатель: И вот теперь, когда мы познакомились с правилами, отправляемся в музей.
(На экране слайды с экспонатами.)
Воспитатель: Музей собирает, изучает, хранит и показывает старинные предметы. Вот мы и в музее. Здесь собраны предметы старины многих народов. В музее можно увидеть, как жили люди в древности, познакомиться с предметами быта, увидеть одежду и украшения.
Воспитатель: Искусство наших народов живет несколько веков. Старшие поколения умельцев старались, чтобы искусство передавалось из поколения в поколение. Сегодня вы прикоснулись к истории старинных вещей. Они постарались открыть вам маленькие тайны своего происхождения. Надеюсь, что вы будете уважительнее относиться к прошлому своего народа и гордиться умельцами, жившими в нашей стране. Всем нужно стараться научиться что-то делать своими руками, чтобы не утерялись секреты мастерства, и было что передать своим детям и внукам. А сейчас я вам предлагаю почувствовать себя мастерами народного промысла. И украсить вазу орнаментом татарского народа. Для вас я приготовила шаблоны орнамента, давайте вспомним с вами названия этих элементов.
(Показать и спросить.)
Тюльпан – ләлә;
Листик – яфрак;
А подсказку мы с вами видим на экране (фоновая музыка).
Аппликация
Воспитатель: Ребята, как красиво получилось! Видно, вы старались, всё выполнили аккуратно. У нас получилась чудесная ваза.
Воспитатель: А в вашем детском саду есть музей?
(Ответы детей.) Нет.
Вот эта ваза станет первым экспонатом в вашем будущем музее.
Воспитатель: А теперь ребята пришло время возвращаться в детский сад.
На экране появляется слайд с изображением детского сада.
Воспитатель: Ребята попрошу вас занять свои места в автобусе. Отправляемся в путь домой.
(На экране видеозаставка перемещение на автобусе.)
Воспитатель: Вот мы и снова в нашем детском саду. Вам понравилась наша экскурсия?
(Ответы детей.)
Сегодня мы узнали много интересного о городе Казань. А что вам больше всего запомнилось? Какая достопримечательность понравилась больше всего? Отметьте смайликом на карте.
(Ответы детей.)
А в память о нашем путешествии, я хочу подарить вам магнитики с достопримечательностями, которые сегодня мы с вами посетили.