«Путешествие по поэтической стране Агнии Львовны Барто»
(Литературное чтение. II класс)
Наиля ХРАМОВА,
учитель начальных классов высшей квалификационной категории средней школы №9 г.Елабуги
Венера СИБИГАТУЛЛИНА,
учитель начальных классов I квалификационной категории средней школы №9 г.Елабуги
Цели урока:
- расширить знания детей о творчестве А.Л.Барто, познакомить с эпизодом из ее жизни;
- формировать у детей устойчивый интерес к чтению;
- побуждать учащихся в свободное от уроков время самостоятельно обращаться к книге как источнику содержательного и занимательного проведения досуга.
- учиться выразительно и артистично исполнять стихотворные произведения и прозу;
- воспитывать аккуратность, самостоятельность, критичность и самокритичность в школьной и повседневной жизни;
- развивать речь учащихся;
- развивать познавательную активность;
- развивать психические процессы: память, мышление, воображение, внимание, эмоции;
- воспитывать активность, усидчивость, прилежание в процессе учения;
- воспитывать уважение к товарищам;
- создать благоприятные условия для формирования классного микроклимата, сохранения психического и эмоционального здоровья школьников в школе;
Оборудование: портрет А.Л.Барто; выставка книг Барто; аудиозаписи с голосом А.Л.Барто; оборудование для показа видео презентации; стенгазета, посвящённая А.Л.Барто, рисунки игрушек.
Ход урока
Ребята II классов, родители и гости рассаживаются в литературной гостинной. Звучит песня-вальс В.А.Долиной:
Ба-ба-ба-ба-бабушка Барто.
Знала и про это, и про то,
Знала, никому не говорила,
Знала то, чего не знал никто.
Бросит зайку кто-нибудь в саду –
Бабушка Барто, скользя по льду,
Прибежит, обнимет, приголубит,
Одолеет зайкину беду.
Таня громко плачет – ничего.
Бабушка Барто сильней всего:
Все на свете мячики поймает,
Переловит все до одного.
Выходит ведущий.
Ведущий. Наш урок начинается! Ребята, в этом году 17 февраля 2016 года исполняется 110 лет со дня рождения детской писательницы Агнии Львовны Барто и 35 лет со дня её памяти. Это наш традиционный урок в литературной гостиной. Сегодня он посвящён творчеству А.Л.Барто и называется «Путешествие по поэтической стране Агнии Львовны Барто». Ребята второклассники приготовили целый сборник веселых сцен, стихов и шуток.
Учениками 2В класса разыгрывается произведение «А, здравствуйте…» (сценка с клоунами).
Выходят два клоуна и начинают вести разговор:
1-ый клоун. А, здравствуйте… Я смотрю – вы ли, не вы ли?
2-ой клоун. Что вылил? Я ничего не вылил…
1-ый клоун. Да, не вылил! Я говорю – вы ли, не вы ли?
2-ой клоун. Ах, выли (в публику)… Кто? Они выли? А зачем они выли?
1-ый клоун. Да, нет же… Я говорю про вас–вы ли, не вы ли?
2-ой клоун. Нет, я не выл!
1-ый клоун. Ну, и они не выли!
2-ой клоун. Боюсь, вы один понимаете, что вы хотите сказать!
1-ый клоун. Нет, не я один, а мы…
2-ой клоун. Кто это – мы?
1-ый клоун. (объясняя жестом) Вы, мы, ты, я…
2-ой клоун. Кто – вымытые?
1-ый клоун. Да, нет, я про всех говорю – вы, мы, ты, я…
2-ой клоун. Все вымытые? (в публику) Это они вымытые? А кто же, по-вашему, невымытый? Про кого вы говорите? Не про меня ли?
1-ый клоун. Что променяли?
2-ой клоун. Я говорю – не про меня ли?
1-ый клоун. Ах, вас не променяли!
Вместе. Нет, нам никак не разобраться.
Наш праздник может начинаться!
– Дорогие ребята! Начали мы своё путешествие с клоунады, которую сочинила Агния Львовна Барто.
Автобиография А.Л.Барто (видеоролик на интерактивной доске)
Вы были совсем маленькими, а уже знали стихи про Мишку, про девочку Таню, которая заплакала, когда мячик упал в воду. Про мальчика в матросской шапке, который сам пускает кораблики. Давайте вспомним ваши первые стихи, которые вошли в первую книгу «Игрушки»
Ребята из 2в класса показывают монтаж «Игрушки».
«Игрушки»
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Всё равно его не брошу –
Потому что он хороший.
Зайку бросила хозяйка –
Под дождём остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
Спать пора! Уснул бычок,
Лёг в коробку на бочок.
Сонный мишка лёг в кровать,
Только слон не хочет спать.
Головой кивает слон,
Он слонихе шлёт поклон.
Идёт бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
– Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
У меня живёт козлёнок,
Я сама его пасу.
Я козлёнка в сад зелёный
Рано утром отнесу.
Он заблудится в саду –
Я в траве его найду.
Самолёт построим сами,
Понесёмся над лесами.
Понесёмся над лесами,
А потом вернёмся к маме.
Горит на солнышке
Флажок,
Как будто я
Огонь зажёг.
Матросская шапка,
Верёвка в руке,
Тяну я кораблик
По быстрой реке.
И скачут лягушки
За мной по пятам,
И просят меня:
– Прокати, капитан!
Ведущий. Вы подросли, и вместе с вами «выросли» стихи Агнии Барто. Они расскажут вам веселые и грустные истории о ребятах, об их хороших и плохих поступках. Точно с такими мальчиками и девочками встречаетесь вы в школе, во дворе. Барто, как художник, пишет портреты ребят. В ее книгах вы найдете целую «портретную галерею».
Выступают дети из 2г класса.
Петя утомлен
Петя взял «Родную речь»;
На диван решил прилечь.
– Дайте что-нибудь принять…
Витамины, что ли…
Слабость чувствовал опять
Я сегодня в школе.
Мать меняется в лице,
Витамины А, Б, Ц
Предлагает Пете.
(Витамины А, Б, Ц
Очень любят дети.)
Мать на Петеньку глядит
И, вздохнув украдкой,
Просит: пусть он не сидит
Долго над тетрадкой.
– Что ж, пожалуй, ты права, –
Стонет хитрый малый. –
Отдохну часочка два…
Я такой усталый!
Сунул в шкаф
«Родную речь»,
И гора свалилась
С плеч.
Витамины А, Б, Ц
Катает кошка па крыльце.
Ведущий: А вот еще одно стихотворение на эту тему – «Почему телефон занят?». Герои этого стихотворения «три школьника да первоклассник Коленька» учат уроки по телефону:
Выступают ученики 2г класса
По телефону
По телефону день-деньской
Нельзя к нам дозвониться!
Живет народ у нас такой –
Ответственные лица:
Живут у нас три школьника
Да первоклассник Коленька.
Придут домой ученики –
И начинаются звонки,
Звонки без передышки.
А кто звонит? Ученики,
Такие же мальчишки.
– Андрей, что задано, скажи?..
Ах, повторяем падежи?
Все снова, по порядку?
Ну ладно, трубку подержи,
Я поищу тетрадку.
– Серёжа, вот какой вопрос:
Кто полушария унёс?
Я в парте шарил, шарил,
Нет карты полушарий!..
Не замолкают голоса,
Взывает в трубке кто-то:
– А по ботанике леса,
Луга или болота?
Звонят, звонят ученики…
Зачем писать им в дневники,
Какой урок им задан?
Ведь телефон-то рядом!
Звони друг другу на дом!
Звонят, звонят ученики…
У них пустые дневники,
У нас звонки, звонки, звонки…
А первоклассник Колечка
Звонит Смирновой Галочке –
Сказать, что пишет палочки
И не устал нисколечко
Ведущий. Но Агнию Барто в ту пору больше привлекало другое – музыка, балет. Она мечтала стать танцовщицей. Поэтому и поступила в хореографическое училище, но и там продолжала сочинять стихи. Агния Львовна окончила хореографическое училище, танцевала в балетной труппе.
На выпускной вечер этого хореографического училища приехал нарком просвещения Анатолий Васильевич Луначарский. Агния Львовна под музыку Шопена танцевала, принимая различные трагические позы, и читала свои стихи под похоронный марш. Говорят, что Луначарский, с трудом сдерживая улыбку, сказал, что она обязательно будет писать веселые стихи.
Шуточка про Шурочку
Листопад, листопад,
Все звено примчалось в сад,
Прибежала Шурочка.
Листья (слышите?) шуршат:
Шурочка, Шурочка…
Ливень листьев кружевной
Шелестит о ней одной:
Шурочка, Шурочка…
Три листочка подмела,
Подошла к учителю:
– Хорошо идут дела!
(Я тружусь, учтите, мол,
Похвалите Шурочку,
Шурочку, Шурочку…)
Как работает звено,
Это Шуре все равно,
Только бы отметили,
В классе ли, в газете ли,
Шурочку, Шурочку…
Листопад, листопад,
Утопает в листьях сад,
Листья грустно шелестят:
Шурочка, Шурочка…
Ведущий. Писала Агния Львовна всегда. По домашней легенде, первые свои стихи она написала в четыре года. Детские стихи Барто любят и взрослые. В них юмор и лирика, грусть и радость. Она пишет легко и серьезно, а главное – не повторяет себя и других.
Ученики 2 г класса разыгрывают сценку «Любитель-рыболов».
Песня «Любитель-рыболов»
С утра сидит на озере
Любитель-рыболов,
Сидит, мурлычет песенку,
А песенка без слов:
«Тра-ля-ля,
Тра-ля-ля,
Тра-ля-ля»
Озеро глубокое,
Удачным будет лов.
Сейчас поймает окуня
Любитель-рыболов
«Тра-ля-ля,
Тра-ля-ля,
Тра-ля-ля».
Песенка чудесная –
И радость в ней, и грусть,
И знает эту песенку
Вся рыба наизусть
«Тра-ля-ля,
Тра-ля-ля,
Тра-ля-ля».
Как песня начинается,
Вся рыба расплывается…
«Тра-ля!»
Ведущий. В классах есть такие ребята, кто по поводу и без повода жалуется на всех остальных учительнице и родителям. Как правило, окружающие их не любят, избегают с ними общаться. Стоит хорошенько подумать, стоит ли так вести себя.
Ученик из 2в читает стихотворение «Сонечка».
Тронь её нечаянно –
Сразу: – Караул!
Ольга Николаевна,
Он меня толкнул!
Он, я укололась! –
Слышен Сонин голос. –
Мне попало что-то в глаз,
Я пожалуюсь на вас!
Дома снова жалобы:
– Голова болит…
Я бы полежала бы –
Мама не велит.
Сговорились мальчики:
– Мы откроем счет:
Сосчитаем жалобы –
Сколько будет в год?
Испугалась Сонечка
И сидит тихонечко.
Ученики из 2в читают стихотворение «Игрушки».
Мне теперь не до игрушек –
Я учусь по букварю,
Соберу свои игрушки
И Сереже подарю.
Деревянную посуду
Я пока дарить не буду.
Заяц нужен мне самой –
Ничего, что он хромой,
А медведь измазан слишком…
Куклу жалко отдавать:
Он отдаст ее мальчишкам
Или бросит под кровать.
Паровоз отдать Сереже?
Он плохой, без колеса…
И потом, мне нужно тоже
Поиграть хоть полчаса!
Мне теперь не до игрушек –
Я учусь по букварю…
Но я, кажется, Сереже
Ничего не подарю.
Ведущий. Однажды какой-то мальчик, позвонив писательнице по телефону, сказал с обидой:
– Зачем вы про меня написали? Это все неправда!
– Почему ты решил, что это про тебя?
– Так в классе все говорят.
– А тебе сколько лет?
– Десять.
– А я эти стихи написала пятнадцать лет назад, когда тебя и на свете не было…
Ведущий. Много писем писали Агнии Львовне. Писали и дети, и взрослые. Перечитываем детское письмо к Агнии Львовне: «Я Вас люблю и оборачиваю в бумагу. Когда Вы порвались, я Вас склеила».
Ведущий. А вот еще одно письмо: «Мы хотим, чтобы Вы жили долго… Как слон».
Ведущий. Барто всегда писала впрок, чтобы стихотворение вырастало вместе с читателем. Она всегда шла навстречу одному поколению и провожала другое.
Давайте послушаем разговор мальчика и Агнии Львовны Барто (видео разговора А.Л.Барто)
2в класс поет песню «Я расту».
«Я расту»
А я не знал, что я расту
Всё время, каждый час.
Я сел на стул – но я расту,
Расту, расту, шагая в класс.
Расту, когда гляжу в окно,
Расту, когда сижу в кино,
Когда светло, когда темно,
Расту, расту я всё равно.
Припев
Я расту ту ту ту-ту, я расту ту ту ту- ту,
Я не знал, что я расту!
Я расту ту ту ту-ту, я расту ту ту ту-ту,
Я не знал, что я расту!
Идет борьба за чистоту,
Я подметаю и расту.
Сажусь я с книжкой на тахту,
Читаю книжку и расту.
Стоим мы с папой на мосту,
Он не растет, а я расту.
Отметку ставят мне не ту,
Я чуть не плачу, но расту.
Припев
Расту и в дождик, и в мороз,
Уже я маму перерос!
Расту, когда гляжу в окно,
Расту, когда сижу в кино!
Ведущий. А теперь поиграем в игру «Доскажи словечко»
Никому не дам в обиду
Я свою сестрёнку … (Лиду)! («Вот так защитник»)
Нет, напрасно мы решили
Прокатить кота в машине:
Кот кататься не привык –
Опрокинул … (грузовик).
Мне теперь не до игрушек –
Я учусь по букварю…
Но я, кажется, … (Серёже)
Ничего не подарю. («Я выросла»)
Скачут девочки вокруг
Весело и ловко.
А у Лидочки из рук
Вырвалась … (веревка).
Две сестры глядят на братца:
– Маленький, неловкий,
Не умеет улыбаться,
Только хмурит … (бровки)!
Почему сегодня … (Петя)
Просыпался десять раз?
Потому что он сегодня
Поступает в первый класс. («В школу»)
Малышам и взрослым людям
Паренек махал рукой,
С ним теперь знакомы будем:
Это … (Вовка) – есть такой! («Вовка – добрая душа»)
Все сильней играют трубы,
Пляшут гости на балу,
А мы с моей подругой … (Любой)
Ищем номер на полу. («В театре»)
Тут у птиц мы разузнали,
Кто же этот хулиган.
Оказалось, это … (Алик),
Восьмилетний мальчуган. («К нам на пёстрые страницы»)
Сговорились мальчики:
Мы откроем счёт,
Сосчитаем жалобы –
Сколько будет в год?
Испугалась … (Сонечка)
И сидит тихонечко. («Сонечка»)
Непонятно, кто из нас
Поступает в первый класс:
Мама или я –
Новиков … (Илья). («Мама или я»)
Маме работать
В вечернюю смену,
Мама ушла,
Поручила мне … (Лену). («Вернулся…»)
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Кто не знает … (Любочку)?
… (Любу) знают все! («Любочка»)
Лида, Лида! Вот так Лида!
Раздаются голоса. –
Посмотрите, это … (Лида)
Скачет целых полчаса! («Верёвочка»)
Звенели птичьи голоса,
В саду цвела сирень.
Весной Андрюша родился
В один хороший … (день).
Смотрю я в стекляшку
Зеленого цвета,
И сразу зима
Превращается в … (лето).
Елку новогоднюю
Дедушка принес.
Он был просто дедушка,
А не Дед … (Мороз).
Учитель. А.Л.Барто очень хорошо понимала, что чувствуют дети в тех или иных жизненных ситуациях, о чем мечтают, что любят делать и что не любят. Она отлично знает все детские проказы, маленькие хитрости, и умеет весело обо всем рассказывать, и может весело пошутить.
Ученики 2г класса азыгрывают стихотворение «Копейкин».
В будний день и в выходной
Раздается за стеной:
– Ты возьмешь меня на пляж?
– Что ты мне за это дашь?
– Очини мне карандаш!
– Что ты мне за это дашь?
Алексей пришел из школы,
Это он ведет торги
(Знаю я Алешин голос,
Узнаю его шаги).
Он со всех взимает плату.
Застегнул штанишки брату –
Взял с него за попеченье
Полпеченья.
– Подними очки, голубчик! –
С просьбой дедушка к нему.
Отвечает милый внучек:
– Дашь копейку – подниму!
Алексей пришел из школы.
Он теперь придумал так:
«Если выучу глаголы,
Сам себе даю пятак.
Если выучу приставки,
Я потребую прибавки».
В будний день и в выходной
Раздается за стеной:
– Алик, дедушке поможешь
На восьмой дойти этаж?
– Алексей, отца уважь! –
А в ответ одно и то же:
– Что ты мне за это дашь?
Ведущий (по слайду). В 1964 году Агния Львовна придумала радиопередачу «Найти человека». Вы знаете, что во время Великой Отечественной войны наши соотечественники теряли своих родных: родителей, братьев, сестер. Многие дети жили тогда в детских домах. Радиопередача «Найти человека» передавала адреса и имена, потерявшихся на всю страну и помогла очень многим людям найти своих близких.
Потом появилась книга «Найти человека» и фильм с таким же названием. Это еще одна, очень важная, страница творчества Агнии Барто.
Выступают дети из 2в класса
Письмо старшему брату
Мы письмо тебе писали
В адрес почты полевой,
Мы письмо тебе писали,
Вдруг пришел товарищ твой.
На петлицах по две шпалы,
Две медали у него,
Он сказал мне:
– Здравствуй, малый,
Я от брата твоего…
– Жив ли он? –
Спросила мама. –
Жив ли он?
Скажите прямо!
Я мигал ему глазами,
Делал знаки как умел.
Говорить не надо маме!
Мама белая как мел!
Он сказал;
– Даю вам слово,
Что Андрей почти здоров,
Он уж ходит по палате
С разрешенья докторов.
Он с товарищами вместе
Подорвал немецкий дзот,
Он ушел от верной смерти,
Значит, долго проживет.
Ты, Андрюша, сильно ранен,
Но опять стремишься в бой,
Ты воюешь с докторами…
Так сказал товарищ твой.
Дорогой мой брат Андрей!
Поправляйся поскорей!
Выздоравливай, Андрюша,
И опять фашистов бей.
Дорогой мой брат Андрюша,
От ребят тебе привет!
Написал бы я побольше,
Только места больше нет.
Ведущий. А теперь дадим слово нашему библиотекарю Ольге Егоровне.
Исполняется песня «Библиотека» (на доске видеоролик)
Если мечтаешь найти чудеса,
В сказку попасть ненароком,
Вовсе не надо бродить по лесам
И колесить по дорогам.
Припев
Есть по соседству библиотека!
В ней лекарства, словно в аптеке.
От коварства, глупости, лени
Лечат книги без промедлений.
Есть по соседству библиотека!
В ней все средства для человека,
Чтобы умным стать и великим,
Пусть всегда да здравствуют книги!
В залах рядами стоят стеллажи,
Тысячи книжек на полках,
Каждый здесь что-то найдет для души,
Лишь заглянув ненадолго.
Припев тот же
Мир приключений и царство идей,
Знаний источник и смеха:
И для детей и для взрослых людей
Все это – БИБЛИОТЕКА!
Припев
Есть по соседству библиотека!
В ней лекарства, словно в аптеке.
От коварства, глупости, лени
Лечат книги без промедлений.
Очень важно для человека
Знать дорогу в библиотеку.
Протяните знаниям руку,
Выбирайте книгу, как друга!
Ведущий. Вот и подходит к концу наше представление. Но стихи Агнии Львовны остаются с нами навсегда. Они остаются в книгах, в нашей памяти и в фильмах. Ведь Агния Львовна Барто – это ещё и сценарист. Фильмы и мультики по её стихам и прозе входят в нашу жизнь лет с 3–4…