Путешествие по городам Татарстана

№86

(Конспект логопедического занятия)

Рамиля БОРИСОВА,

учитель-логопед  детского сада № 143 г.Казани 

Цели:
коррекционно-образовательные:
— закреплять и обобщать знания детей, полученные в процессе обучения;

-закреплять понятия «буква», «звук», «гласный звук», «согласный звук», «твердый и мягкий согласный звук», умение дифференцировать гласные и согласные буквы и звуки;
— закреплять умение выполнять звуковой анализ простых слов;

– продолжать совершенствовать навык деления слов на слоги;
– совершенствовать навыки аналитика – синтетической деятельности на уровне слова и предложения;

Коррекционно-развивающие:

– развивать графо – моторные навыки;

– продолжать развивать общую, тонкую моторику, логическое мышление, память, внимание, восприятие.

Воспитательные:

– углублять интерес к занятиям по обучению грамоте;

– продолжать воспитывать любовь к Родине и родному краю.
– продолжать воспитывать у детей навыки доброжелательности, инициативности.

Оборудование : интерактивнпя доска с показом презентации, картина теплохода, буквы, разрезная азбука, звуковые пеналы, шкатулка с медалями, фуражка капитана и индивидуальные карточки.

 

Ход занятия

Организационный момент.

(Приветствие гостей на двух языках)

– Встанем в круг и пожелаем друг другу хорошего настроения.

Доброе утро, солнцу и птицам.

Доброе утро, улыбчивым лицам.

Вспомните ,пожалуйста какой звук и букву мы изучаем. Правильно «Р».

В какой стране мы живём? В России. А ещё как можно сказать, где мы живем? – В Республике Татарстан.

Дайте характеристику букв «Р» в словах Россия и Республика. Молодцы!

Основная часть.

Сейчас мы с вами отправимся в путешествие по некоторым городам Татарстана, где в названии есть звук «Р».

Это карта Татарстана. На карте мы видим синие полоски. Как вы думаете, что они обозначают? — Реки. Вот эти кружочки обозначают города. Назовите по очереди города нашей республики и присаживайтесь на своё место. (Арск, Лениногорск, Набережные Челны, Нурлат, Билярск, Уруссу, Агрыз и т.д.) Все сели красиво, спинки ровные, все внимание на меня.

Как называется столица Татарстана! Казань, верно. Какие достопримечательности города Казань со звуком «Р» вы знаете.(Кул Шариф, Кремль, цирк, метро, Ак  Буре, Ак Барс, парк и т.д.).Молодцы!

Чтобы отправиться в путешествие — нам необходим транспорт.

Назовите мне виды транспорта, на которых можно путешествовать. (Наземный, водный, воздушный). Предлагаю отправиться на теплоходе. Представляю вам капитана корабля .

Развитие графо-моторных навыков.

С речного порта г. Казань мы отправляемся в путь по рекам Татарстана.

Какая самая широкая река протекает по нашей республике?

— Да, это река Волга. Волга одна из самых длинных и полноводных рек России. А какие еще реки вы знаете, которые расположены в нашей республике? (Казанка, Кама, Белая, Нокса, Свияга, Вятка).

Чтобы не заблудиться, нам надо проложить путь по рекам Татарстана. Возьмите карандаши и проложите первый путь по прямой, второй путь по волнистой, третий путь по кривой речной дороге.Молодцы, путь проложили!

Посмотрите, что-то поблескивает в реке. Нас встречают речные обитатели, они нам подскажут, в какой город мы плывем. Если мы с вами правильно составим из букв слово, то получим название города. У вас на столах есть эти буквы, составьте название города. Болгар. Сделайте звуко-буквенный анализ.

Сколько букв и сколько звуков в этом слове? Какая первая  буква, последняя, сколько гласных и каких.

Молодцы! Возьмем из этого города две гласные буквы «О и А». Отправляемся дальше!

Физкультминутка

Сейчас мы с вами сделаем небольшую зарядку. Все встали.

Территория нашей республики очень большая (руки в стороны).

По многоводным рекам плывут красивые корабли, теплоходы (руками изображают волны).

В лесах растут высокие разнообразные деревья (руки вверх).

В чаще леса живут косолапые медведи (изображают медведей), серые зайцы (прыжки на месте), рыжие лисицы (изображают лисиц).

Молодцы. Сели на свои места. Пора в путь! Возвращаемся на теплоход, но что за шум и гам! Кто-то ссориться?

Посмотрите внимательно и скажите «Почему спорят птицы».

— Дятел зимующая птица, а все остальные перелетные. В названиях птиц в слове дятел звук «Л», а в остальных звук «Р». Молодцы! Какое название города приготовили эти птицы! Кукмор. Где стоит буква Р.- В слове Кукмор буква «р» находится в конце .Чем славится этот город.

В Кукморе есть войлочная фабрика по изготовлению валенок.

Правильно, сколько слогов в слове ФАБРИКА,-3слога, ударение на первый слог.

Ещё в Кукморе есть завод по изготовлению посуды.

Давайте разделим слово ЗАВОД на слоги,-2 слога, ударение на второй слог.

Также в Кукморе можно погулять в парке, разделите слово парк на слоги,-1слог.

Все справились с заданиями, вы большие молодцы!

С этого города мы возьмем ещё две буквы «Р и И».Все на теплоход и в путь!

Пальчиковая гимнастика.

Поезжай за моря-океаны,

Надо всею Землей пролети:

Есть на свете различные страны,

Но такой как у нас, не найти.

Глубоки наши светлые воды,

Широка и привольна земля,

И гремят, не смолкая, заводы,

И шумят, расцветая поля…

Ребята, посмотрите, когда мы подняли якорь, к нам попала со дна реки вот эта шкатулка. Вся покрытая ракушками. Может там и драгоценности, но открыть мы её сможем после того, как соберем название города из этих букв и выполним задание.

Набережные Челны! Хорошо, что нам известно об этом городе. В Набережных Челнах есть машиностроительный завод, который выпускает большие грузовые машины «Камазы». Составьте схему предложения «Набережные Челны красивый и большой город».

–Умницы! Возьмем из этого города еще две буквы «Д и Н». Если вы из этих букв составите слово, то получится название теплохода! Получилось слово Родина!

–Вот мы  и дали название нашему теплоходу, и нам пора возвращаться на нашу малую Родину в город Казань.

Итог занятия.

–Вам понравилось путешествовать? На чём мы путешествовали? Какое название получил наш теплоход?  По каким  городам нашей Родины мы с вами путешествовали?  Что запомнилось больше всего?

А сейчас, открываем  шкатулку и получаем по золотой медали. Молодцы!!

Занятие окончено, можете идти в группу.