Путешествие морковки по пищеварительному тракту
Флёра НИГМАТЗЯНОВА,
воспитатель детского сада № 59 г. Казани
Цели:
– познакомить с работой пищеварительного тракта;
– дать понятия о расположении пищевода, желудка, толстой и тонкой кишки;
– тренировать детей изменять характер своих движений, опираясь на контроль мышечных ощущений и работу воображения и чувств».
Методические приёмы: психогимнастические упражнения, элементы театрализации, художественное слово.
Оборудование: схема, маска зайца, волшебная палочка.
Ход занятия
Воспитатель. Сегодня мы с вами поиграем в игру-превращалку. Я скажу заклинание:
Чики – чикалочки!
Вот палочка – превращалочка.
Как только я её возьму,
Всех в кого-то превращу.
Вот я палочкой взмахну,
Всех вас в гномов превращу
Воспитатель. Теперь вы – гномики. А я буду дедушка – гном.
– А какие бывают гномы? (Маленькие)
– Покажите какие? А где они живут? (В лесу)
– А что они носят? Постучите деревянными башмачками, наденьте колпачки, покажите бороду.
– Давайте, послушаем, как звонко звенят колокольчики на наших колпачках. Головой влево мотнули, наклонили её подальше к плечику, потянулись, чуть покачали головой, услышали «динь-динь». Теперь вправо головкой склонились к плечику, послушали другим ушком. Теперь головку вперед склонили, стараемся подбородком курточки своей коснутся, опять послушали колокольчик. Назад головку отклонили, послушали. (1 мин.)
– Очень весело стало гномикам, давай они головкой крутить влево-вправо. Головка как шарик по плечам катается. Чувствуете, как легко шейка головку катает, какой перезвон идет по поляне.
– А ещё гномики любят ходить гуськом друг за другом: пяточка к носочку, пяточка к носочку.
– Чем быстрее я буду хлопать, тем быстрее гномики идут. (3 раза менять темп.)
– Поиграли гномики и решили пойти в лес погулять. Стали друг за другом, дедушка впереди и пошли по тропинке. Вдруг услышали что-то, будто говорит, шумит, ворчит.
– Я загадаю загадку, а вы угадайте, что же это такое?
К маме – речке я бегу и молчать я не могу.
Я её сын родной, а родился я весной.
– Это ручеёк. Давайте послушаем ручеек. А теперь подойдём к ручейку и опустим ладошки.
– Стали гномики волны руками гнать влево-вправо. Ручки прямые, висят свободно как-будто полощутся. (1 мин.)
– Разбаловались гномики, давай брызгаться. Кулачки сжали и ну, молотить по воде: раз! Два!
Брызги во все стороны, весело гнома. Всё быстрее и быстрее кулачками по воде молотят. Да, устали гномики, кулачки уже так быстро не стучат, всё тише и тише.
Обрызгались гномики с ног до головы, промокли. Стали друг другу вытирать, ладошкой нежно, ласково, а теперь плечики, ручки, спинку, грудку. (Дети в парах вытирают один другого. Потом меняются.) А остатки воды с себя стряхнули сами – раз! И встряхнулись всем телом. Подпрыгнули чуть-чуть. Опять сухие.
Воспитатель. Поиграли, пойдем дальше.
– Ой, что это в кустах7 испугались гномики. Боятся гномики. Не двигаются. Я пойду посмотрю кто там? Отгадайте загадку и узнаете?
Что за зверь лесной
Встал, как столбик под сосной
И стоит среди травы –
Уши больше головы.
Воспитатель. Правильно, зайка. Что-то зайка очень грустный.
– Зайка, почему ты грустишь?
Заяц. Кушать хочу. Я давно не ел.
Воспитатель. Чем же тебя накормить? Гномики, вспомните, что кушают зайцы? (Овощи, кору.)
Заяц. Я не хочу кору, я её долго ем. Мне уже плохо от неё.
Воспитатель. Ой, я знаю, что делать. Здесь недалеко, за лесом есть огород. Там растёт морковь. Я думаю, если мы возьмём немного моркови для зайца, то хозяин не обидится.
– Идем, зайка, с нами. Тропинка узкая, идём друг за другом. Вот и пришли. Какая крупная морковь! (Заяц бросается к грядке, схватил грязную морковь, хочет съесть.)
Воспитатель. Зайчик, зайчик, нельзя есть такую морковь!
Заяц. Почему?
Воспитатель. Потому, что на грязной моркови могут быть вредные микробы.
Заяц. Что может произойти, если в организм попадут микробы?
Воспитатель. Можно заболеть.
Заяц. А что такое микробы?
Воспитатель. Вот … (заранее ребенку дать стихотворение, чтобы выучил) знает стихотворение про микроб. Микроб – ужасно вредное животное
Коварное и, главное, щекотное.
Такое вот животное в живот
Гуляет по больному и щекочется
Он горд, что столько от него хлопот:
И насморк, и чиханье, и пот.
– Теперь понял?
– Хотите узнать, что происходит с морковкой, когда она попадает в рот. Садитесь вот сюда на травку. Давайте проследим за «Путешествием морковки по пищеварительному тракту». (Схема)
– Сначала морковка попадает в рот. Во рту пища смачивается слюной и мы жуем ее зубами. Хорошо пережёванная пища попадает в красный и мускулистый пищевод, весь в складках, похожих на перила. По пищеводу она катится 5 секунд. Прокатившись по пищеводу, морковка очутилась в пещере, в которой бурлит теплое море. Стены пещеры ходят ходуном, трутся друг о друга, а сверху сыплется едкий дождик. Эта пещера и есть желудок. Его главная работа переваривать пищу, а помогает ему в этом желудочный сок. Кушать нужно хорошо пережёванную пищу и всегда в одно и тоже время. Потому, что желудок вырабатывает желудочный сок в определенное время.
– Скажите, почему пищу нужно хорошо пережевывать? (Чтобы желудку легче переварить пищу.)
– Если пищу глотать большими кусками, желудок может заболеть. Давайте посмотрим, куда попадает наша морковка после желудка.
После желудка начинается длинный извилистый коридор кишечника, который имеет длину 8 метров.
– Как считаете, такой длинный кишечник поместился в нашем животе?
Наш кишечник свернут плотно как змея. Морковка в нем превращается в кащицу. В тонкой кишке, переваренная пища с помощью маленьких ворсинок – носиков всасывает пищу. Через стенки кишечника впитывается в кровь и переносится ко всем органам. Дальше морковка попадает как бы в толстый хвост – толстую кишку. Это хорошая «Хозяйка», она впитывает всю воду, а остатки (отходы) без сожаления выбрасывает. Вот какие превращения происходят с морковкой во время путешествия по пищеварительному тракту.
– Вам все понятно, гномы? А тебе зайка?
– Да, только я хочу кое –что уточнить?
Викторина
- Что происходит с морковкой во рту? (во рту пища смачивается слюной и мы жуем ее зубами)
- Сколько времени морковка едет в желудок? (5 секунд)
- Как желудок переваривает пищу? (Стенки желудка трутся друг о друга, а сверху сыплется едкий дождик; желудок переваривает пищу с помощью желудочного сока.)
- Как тонкая кишка всасывает питательные вещества? (Всасывает с помощью маленьких ворсинок – насосиков.)
- Что всасывает толстая кишка? (Воду.)
Воспитатель. Молодцы, теперь мне все понятно. Я хочу с вами поиграть в игру «Ищи».
– Пока вы играли, я помыла морковь. Теперь ее можно есть. Угощайтесь.
– Скажите, какой витамин спрятался в морковке?
– Правильно. А еще, если хотите вырасти большими, тоже нужно есть морковку.
– А теперь проводим зайку в лес.
– А нам нужно вернуться в детский сад. Только в детский сад ходят дети, а не гномики. Возьму-ка я опять волшебную палочку:
Чики – чикалочки,
Игра – палочка.
Палочка превращалочка.
Вот я палочку возьму, всех в ребяток превращу!