Путешествие к Дядюшке Абакусу

 

(Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию

для детей старшего возраста)

 

Айгуль МУСТАФИНА,  

воспитатель высшей категории.

Евгения ДЕДУШЕВА,

воспитатель I  квалификационной категории.

Детскй сад №18 «Улыбка»

г. Азнакаево.

 

 

 

Цель: продолжать формировать элементарные математические представления.

 

Задачи:

 Образовательные:

– закрепить знания детей о последовательности цифр от 1 до 10, находить место числа в ряду; познакомить с  абакусом, его устройством и правилами  работы на нем; продолжать учить детей работать с интерактивной доской; совершенствовать умение работать с Mimio планшетом.

Развивающие:

развивать логическое мышление, сообразительность, внимание; развивать зрительную память, воображения; способствовать формированию мыслительных операций, умению аргументировать свои высказывания, развивать слуховое внимание и координацию движений.

Воспитательные:

– воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно, воспитывать интерес к математическим занятиям.

Интеграция образовательных областей:

– познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое и физическое развитие.

Оборудование:

– экран, проектор, Mimio планшет, ноутбук, музыкальный центр, световая гирлянда.

Демонстрационный материал:

– рукавицы для гимнастики глаз, диск со снежинками, коврик для дидактической игры «Разноцветная поляна» и абакус.

Раздаточный материал:

– абакусы (по количеству детей), звездочки с цифрами, шапки-конфедератки.

Предварительная работа:

– дидактические игры «Живые числа», «Угадай, пропущенное число» .

Словарная работа:

– абакус, Mimio  планшет, стилус.

 

Методические приемы:

– организационный, сюрпризный момент; вопросы, задания, напоминание, индивидуальные ответы, поощрение, анализ; инструкция для выполнения самостоятельных упражнений, пояснения, разъяснения, указания.

Формы проведения: совместная деятельность

Ход занятия:

 Организационный момент. Дети заходят под музыку.

Приветствие.

– Это вы, это я, с вами все – мы друзья! Здравствуйте ребята, я хочу с вами познакомиться, а поможет мне моя снежинка, вы будете называть свои имена и передавать друг другу снежинку… Меня зовут Айгуль Фанисовна, а тебя? (Передаю снежинку, дети называют свои имена).

– Ребята, у меня есть друг, зовут его Дядюшка Абакус, он живет в царстве Математики, и я хочу вас с ним познакомить. Но чтобы к нему попасть нам нужно будет выполнить задания. Вы готовы? (Ответы детей). А попасть в царство Математики нам помогут волшебные шапки – конфедератки и нам нужно будет подойти к волшебному кругу, который перенесет нас в царство Математики. Возьмитесь за руки друзья, и в царство Математики поведу вас я.  (Надеваем шапки, встаем в круг из гирлянд, звучит музыка, попадаем в царство Математики).

Дидактическая игра «Разноцветная поляна цифр»

– Вот мы и в царстве Математики. Ой, ребята, посмотрите, перед нами «Разноцветная поляна цифр». Нам нужно пройти через нее. А проходить мы будем по очереди. Для этого давайте каждый выберет себе звездочку. У кого какая цифра? (Ответы детей). У кого цифра один, тот и будет первым? (Дети по порядку будут проходить путь). По какой дорожке ты хочешь начать свой путь? (Ответы детей).  Будь внимательным, я буду называть цвет и номер кружочка по которым ты должен будешь пройти свой путь. А вы ребята, наблюдайте, как он (она) выполнит задание. Молодцы, все справились с заданием.

Интерактивная игра «Помоги цифрам встать в ряд»

– Продолжаем путь, посмотрите на экран. Что вы здесь видите? (Ответы детей). Что случилось с цифрами? (Ответы детей). Как им можно помочь? (Ответы детей).Правильно, их нужно расставить по порядку. А поможет нам в этом наш волшебный Mimio планшет. На нем работают стилусом, который выполняет работу компьютерной мышки. Сейчас я вам это покажу. Посмотрите ребята, планшет я держу в одной руке, а другой держу стилус, работая на планшете всегда смотрим на экран, нужно найти нужную точку и стилусом передвигаю картину в нужное место. А сейчас каждый из вас поможет цифрам найти свое место. Ну-ка цифры стройтесь в ряд, полюбуйтесь на ребят. (Дети перемещают цифры на свои места). Вот и встали цифры в ряд. Ребята, давайте проверим все ли числа встали в ряд, посчитаем. (Считаем числа). Молодцы, все постарались. И солнышко улыбнулось нам в ответ.

Зрительная гимнастика для глаз «Солнышко спряталось».

– А сейчас я предлагаю нашим глазкам отдохнуть и поиграть в игру. Мы с вами проведем гимнастику для глаз. На моих варежках спряталось солнышко. Будьте внимательны, следите за моими варежками, смотрите на то солнышко, которое вы видите.

Работа на абакусе.

– Вот мы и пришли к Дядюшке Абакусу. Посмотрите на экран.  (Фонограмма Дядюшки Абакуса, в ответ ребята здороваются). А вот и Абакус нам приготовил счеты, пройдемте сюда. (Дети садятся на свои места). Перед вами лежат счеты, которые называются Абакус. Посмотрите на мой Абакус, он состоит из прямоугольной рамки, разделительной перекладины, спиц и косточек. Косточки бывают небесные и земные. Их легко запомнить – небесные находятся наверху – над перекладиной; земные на земле – под перекладиной. Существуют правила работы на абакусе. Абакус должен лежать на плоской поверхности. Нужно придерживать его левой рукой. Чтобы приготовить абакус к работе или обнулить его, необходимо соединить на правой руке указательный и большой палец клювиком и плавно провести по перекладине. Пробуем.

А чтобы перебирать косточки на абакусе, мы сделаем с вами упражнение.

Держим в правой руке карандаш тремя пальцами (средним, безымянным и мизинцем), а двумя свободными пальцами (большой и указательный) перебираем косточки на абакусе. Давайте потренируемся. Возьмите карандаш в правую руку зажмите в кулак и освободите два пальца.

Верхнюю косточку двигаем только указательным пальцем.

Большим пальцем мы поднимаем бусины вверх, указательным опускаем вниз (показываю упражнение крабик). Чтобы обнулить абакус, нужно соединить большой и указательный палец и провести по перекладине справа налево.

Какие вы молодцы. У вас все получилось. Чтобы показать на абакусе цифру 1 – большим пальцем правой руки поднимаем одну земную косточку наверх к перекладине. Мы показали цифру один. Считаем мы только то, что находится рядом с перекладиной.

Чтобы показать цифру 2 – большим пальцем поднимаем 2 косточки, мы показали цифру 2.

Чтобы показать на абакусе цифру 3 – большим пальцем правой руки поднимаем 3 земные косточки наверх к перекладине.

Соответственно, чтобы показать на абакусе цифру 4 – большим пальцем правой руки поднимаем 4 земные косточки наверх к перекладине. Теперь опускаем указательным пальцем 4 косточки вниз. Все небесные косточки имеют значение 5. Чтобы показать 5 – опускаем указательным пальцем небесную косточку вниз к перекладине.  Молодцы! Пусть наши пальчики отдохнут мы сними поиграме.

Пальчиковая гимнастика.

Держим карандаш вертикально указательным и большим пальцами одной руки за верхний конец. Перехватывая пальцами то одной, то другой руки, двигаемся вниз до другого конца карандаша.

Маленькой сестричке

Заплетём косички.

Сверху вниз косу плети,

Волоски не пропусти.

Малоподвижная игра «Снежинки».

Вы любите играть? Я приглашаю вас поиграть в интересную игру «Снежинки». У меня в руках снежинки, посмотрите. Сначала мы все превратимся в снежинки и разлетимся (будем бегать, летать) врассыпную под музыку, когда музыка остановиться вам нужно будем собраться в кружок и взяться за руки. Количество ребят должно совпадать по количеству снежинок. Ребята, скажите сколько должно собраться возле этого круга? (Показываю диски со снежинками). А возле этой? Будьте внимательны, круги буду менять. Правила игры понятны? Тогда начинаем играть.

Рефлексия

– Нам пора возвращаться в детский сад, нам нужно подойти к волшебному кругу. Возьмемся за руки друзья в детский сад нам вернутся пора. (Встаем в круг, музыка). (Вернувшись снимаем шапочки). Ребята, вот мы и вернулись в детский сад, а скажите пожалуйста, где мы с вами сегодня побывали? Что нового вы узнали? С какими счетами мы с вами сегодня познакомились, кто запомнил? (Ответы детей). Молодцы!

– Мне очень понравилось, как вы сегодня занимались, как выполняли задания, как отвечали на вопросы, за ваши умения и старания я вам хочу подарить подарки. (Дарю карандаши). Спасибо Вам!