Птица-Стужа
(Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе) .
Резиля МИНЕГАЛИЕВА,
воспитатель детского сада № 376 г. Казани
Направление: художественно-эстетическое.
Область: художественное творчество.
Интеграция областей: «Коммуникация», «Художественная литература», «Художественное творчество», «Физическая культура», «Труд», «Музыка».
Программное сожержание:
- Закреплять знания детей о холодной гамме оттенков гжельской росписи; закреплять умение получать разные оттенки, используя только белый и синий цвета. Учить передавать в рисунке образ сказочной птицы, рисуя характерные элементы гжельской росписи (точки, прямые и волнистые линии, мазок «Капелька», мазок с тенью, цветы, листья) на крыльях и хвосте.
- Совершенствовать навыки работы с красками. Воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров. Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками.
- Учить детей получать положительные эмоции от совместной деятельности, закреплять на листе.
Материалы.
У детей: силуэты перьев птицы из плотной белой бумаги длиной около 20 см., шириной – 6 см. Гуашь белого и синего цвета, кисточки, палитра, неразливайка, салфетки. Клеенки на стол.
У педагога: формат А1 с наклеенным изображением Птицы-Стужи, иллюстрации гжельских изделий. Письмо. Аудиозапись русской народной мелодии.
Словарная работа:
– совершенствовать речь как средство общения;
– развивать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их назначанием (голубая травка, голубой глазок, синий ободок, голубые кудри…);
– закреплять в речи названия элементов гжельской росписи: завитки, мазок «Капелька», мазок с тенью, прямые и волнистые линии, травка.
Предварительная работа. НОД – декоративное рисование гжельской росписи, птиц; беседы о птицах, в т.ч. и Жар-птицы; рассматривание предметов быта, созданных гжельскими мастерами; чтение сказок о волшебных птицах; д/и «Назови цвет и оттенок»; смешивание цветов.
Ход НОД
(Дети входят в комнату под русскую народную музыку. Их встречает Сказительница в русском народном костюме и приглашает пройти на стульчики (они стоят полукругом перед столом, на котором стоит сундучок.)
Сказительница. Здравствуйте, мои дорогие! Как я рада, что вы ко мне в гости зашли. А знаете кто я? Я хранительница русских сказок. Знаю я их великое множество. Только сегодня я хочу вам не сказки рассказывать.
У меня для вас письмо. Вот, взгляните: адрес нашего детского сада и название группы. Давайте прочтем. (Открывает конверт.) «Дорогие ребята! Пожалуйста, помогите! В сказочной стране злой Кощей Бесцветный захотел, чтобы Весна никогда не наступила. Поэтому он обидел мою сестру — Птицу-Стужу. Приезжайте, спасите волшебную птицу, потому что она помощница Весны. Подпись: Жар-птица»
– А вы знаете в каких сказках встречается Жар-птица? («Конек-Горбунок», «Иван-царевич и Серый волк», «Жар-птица и Василиса-царевна».)
– Как поступим? (Дети решают помочь.)
– Не боитесь злого Кощея? Тогда в путь!
Физминутка «Путешествие»
Мы идем цветущими лугами (обычная ходьба друг за другом)
И цветов букеты соберем (наклоны вперед)
Где-то за высокими горами (поднимаем руки вверх)
Ручеек по камушкам пройдем (ходьба на цыпочках)
Если встретятся овраги,
Мы овраги обойдем, (ходьба назад)
Если встретятся коряги,
Под корягой проползем (ходьба на четвереньках)
Шаг за шагом, потихоньку,
Дружно в сказку попадем. (обычная ходьба)
– Дети, смотрите! Кажется, мы – в сказочной стране! Вот какая-то полянка. (Все подходят к столу, на котором лежит подготовленный фон с приклеенной Птицей-Стужей. Дети рассматривают птицу, отмечают ее красоту.)
Педагог. Какая красивая птица, правда? Какие слова вы подберете, чтобы описать ее?
Дети (придумывают определения). Красивая, синяя, блестящая, зимняя, холодная.
Педагог. Ребята, а вы заметили, что наша Птица какая-то необычная, словно чего-то не хватает? Дети: не хватает перьев на крыльях и хвосте.
Педагог. Давайте оглянемся вокруг и поищем перья! (Дети оглядываются и видят на столах белые бумажные перья (которые незаметно положил помощник воспитателя.)
Педагог. Ребята, а почему же перья белые? (Дети высказывают свои предположения. Если нужно, педагог наводящими вопросами подводит детей к заключению о том, что Кощей сделал перья Птицы-Стужи бесцветными.)
Педагог. Ребята, но раз эта птица такая холодная, зимняя, может быть, не стоит ее спасать? Зачем вам нужна весна? Пусть лучше всегда будет зима! (Ребята высказывают свои мнения, суждения. Приходят к выводу, что все времена года приходят в свой черед, зима – пора зимних забав и Новогодних праздников. Весна время, когда пирода просыпается от сна, все оживает.
— Тогда садитесь на свои рабочие места и скажите, какие краски выберем для спасения Птицы-Стужи?
Дети. Синюю, белую, голубую.
Педагог. У нас нет голубой краски. Как быть?
Дети. Нужно смешать синюю краску с белой – получится голубая.
Педагог. Как называется такая цветовая гамма?
Дети. Холодная.
Педагог. Ребята, перо будем не просто раскрашивать, а украшать узором гжельской росписи. А кто знает, что такое гжельская роспись?
Дети (читают стихи).
- Есть в России такое местечко,
Где белая рощица, синяя речка.
В этой негромкой российской природе
Слышится эхо волшебных мелодий.
- И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветра слышней:
Расцветает Гжель васильковая,
Незабудковая Гжель.
- Поверить трудно: неужели
Всего два цвета? Чудеса!..
Вот так художники из Гжели
На снег наносят небеса!
- Фарфоровые чайники,
Подсвечники,часы,
Животные и птицы
Невиданной красы.
- Деревня в подмосковье
Прославилась теперь.
Известно всем в народе
Ее названье – Гжель.
- Гжель лелеял мастер
Выводил пером.
Ласковою кистью
Проводил ребром.
- Голубые кудри
Синий завиток,
Голубой спиралью,
Синий ободок,
Голубая травка,
Голубой глазок.
- Синие птицы по белому небу,
Море цветов голубых,
Кувшины и кружки – быль или небыль?
Изделия рук золотых.
Синяя сказка – глазам загляденье,
Словно весною капель,
Ласка, забота, тепло и терпенье,
Русская звонкая Гжель!
Педагог. Каждый выбирет свой элемент и мы приступаем к работе. (Педагог включает аудиозапись. Во время рисования подбадривает детей, поощряет яркие сочетания и стремление получить другие холодные оттенки цветов. Так же поощряет желание «расколдовать» 2 – 3 пера.)
Итог
(Дети (приклеивают) составляют из декорированных перьев крылья и хвост Птицы-Стужи. Радуются тому, какой нарядной стала Птица.)
Педагог. Вы слышите? Кажется, наша Птица что-то говорит нам? Наклонитесь к ней, послушайте.
Дети. Птица говорит «Спасибо»!
Педагог. Теперь мы точно знаем: Весна придет! Мы спасли помощницу Весны! Нам пора в обратный путь, в детский сад.
(Исполняется песня «Мы рисуем» сл. и муз. А Петряшевой.)