Психолого-педагогические проблемы воспитания, обучения, развития детей
№ 95
(Мастер-класс «Классный час + родительское собрание»)
Зульфия МАРДАНОВА,
учитель технологии высшей квалификационной категории Большекукморской средней школы Кукморского района
Создание благоприятной среды для развития учащихся – главная цель работы классного руководителя.
Основная задача мастер-класса показать приемы, конкретные методы достижения поставленной цели. Однако, достичь цель за одно занятие невозможно, это очевидно. Здесь следует говорить о создании системы работы классного руководителя, когда перед, практически, каждым родительским собранием проводится классный час, результаты которого, так или иначе, освещаются на собрании.
В ходе мастер-класса используются краткое описание методики, групповая дискуссия, медитативная техника, мини-эксперимент.
Подростки, дети 13 – 14 лет активно стремятся к независимости от родителей, к самостоятельности, интерпретируя это по-своему. Например, ограничивают доступ родителей в мир своих переживаний. И зачастую такое положение вещей спровоцировано самими взрослыми, которые очень заняты на работе, сильно устают и им просто не хватает времени на детей. Дети в свою очередь предпочитают больше общаться со сверстниками, друзьями и одноклассниками, говорят, что родители их не понимают, и поэтому проще не общаться.
Однако, взрослые быстрее, а точнее острее чувствуют изменения, происходящие в сфере общения с детьми, и начинают искать источники информации вне семьи. Приходя на родительские собрания, интересуются не только учебными успехами и неудачами детей, но и их социализированностью в коллективе, поведенческими проявлениями. Это все нам хорошо известно из опыта своей работы.
Помощь классного руководителя в поддержании комфортного климата в семье учеников в сложный подростковый период может быть очень продуктивной. Результаты различных опросников, тренингов, творческих диагностик, доведенные до сведения родителей помогают поддерживать конструктивное общение детей и родителей. И не только общение, но и понимание.
1-й фрагмент. Представьте себе, что вы – дети в возрасте 13 – 14 лет. А еще лучше вспомните. Какими вы были тогда? … А еще? … Замечательно. Итак, я – ваш классный руководитель и у нас с вами идет классный час.
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
И откуда спросишь ты,
В доме столько доброты
Я тебе отвечу прямо –
Это папа, это мама.
Как живется вам вместе с родителями? …
О чем вы дома говорите?..
Что беспокоит ваших родителей? ….
А вас?..
Послушайте отрывок рассказа. «Один взрослый и успешный человек уехал в командировку очень далеко от дома. Дело было важное, а командировка длительной. Он строил город за полярным кругом. И вот однажды, он получает известие о том, что его мама смертельно больна. Он понимает, что ему нужно ехать к маме, чтобы побыть с ней, может быть в последний раз, чтобы сказать ей самые важные слова в жизни, сказать о том, что он ее любит. Но дела его не отпускают, он не может оставить свою стройку. Он поддерживает связь с семьей по телефону, надеясь, на лучшее, но так и не успевает приехать к маме до ее кончины…»
А говорят ли вам родители, что они вас любят? …
А вы им? …
А когда это было в последний раз?..
А хотите, я поработаю почтальоном?.. (Раздаются заготовки бабочек.)
Вы можете внутри этой бабочки написать слова любви своим дорогим людям, тем, кто даровал вам жизнь. Может быть, попросить прощения, поблагодарить за что-нибудь, написать пожелания. А снаружи напишите, кому и от кого она. Надеюсь, что вы помните, о том, что у нас сегодня родительское собрание. Напомните, пожалуйста, родителям, побеспокойтесь о том, чтобы каждое письмо нашло своего адресата….
2-й фрагмент. 18.00 ч. того же дня. Родительское собрание. Теперь, уважаемые коллеги, ваша роль – родители, коими вы в принципе все уже являетесь.
В начале стандартный набор: учебные успехи, обзор мероприятий, объявления. А далее…
Уважаемые родители! Вы все бесспорно любите своих детей и желаете им только добра. А скажите, пожалуйста, что значит, в вашем понимании, любить своего ребенка? …
А каким образом вы чаще всего это проявляете свою любовь ребенку? …
Давайте поэкспериментируем: «Статуя»:
– не бегай, упадешь, ушибешься;
– не трогай ножницы, порежешься;
– не болтай много, слывешь глупым.
Что мы получили? Добрые намерения, желаем добра, а результат?
Главная ценность и жизненная опора каждого из нас это безусловное принятие нас нашими родителями. Принимать ребенка, безусловно, – это значит любить его просто потому, что он есть, ведь когда он родился, вы ничего от него не требовали и не ждали. Вы просто хотели, чтобы он был здоровенький и счастливый, улыбались ему, качали его, обращали на него внимание всякий раз, когда это было ему необходимо.
Вспомните эти первые дни, первый год жизни вашего малыша. С какой нежностью вы брали его на руки, как вам нравилось с ним играть, обнимать и целовать его, делать ему массаж, и просто к нему прикасаться. Как часто вы называли его «мой милый», «мой любимый», «самый-самый лучший».
И все это нравилось не только вам, но и вашим детям. При этом дело не только в том, что нравиться или не нравиться. Психологи утверждают, что ребенку до 3-х лет нужно около 20 поглаживаний в день (тактильных или вербальных), т. е. обнять, поддержать за руку, или сказать доброе слово для полноценного развития. Дальше уже поменьше, но для любого человека старше 7 лет эта цифра составляет минимум 9 раз в день.
«Я тебя люблю»… Это очень важные слова, они питают все существование малыша, а потом и существование повзрослевших юноши и девушки. Родительскую любовь впоследствии они переносят во вновь созданные семьи. Их необходимо слышать каждому человеку в своей жизни, и не раз.
Ваши дети – уже совсем почти не дети, они выросли, но так же, как и ранее любят вас и хотят, чтобы вы об этом помнили и хотят вашей любви в ответ. И вам, уважаемые родители, домашнее задание. Сегодня придя, домой после собрания, обнимите своих детей и скажите, ваша дочь, ваш сын самый лучший, самый любимый для вас и просто самый-самый. А дети вам уже сказали об этом вот в этих письмах-бабочках.
На этом наше собрание закачивается, как и мастер-класс. Спасибо всем за работу.