Прощание с Букварем

Гульнара МУСИНА,

учитель-дефектолог Нурлатской школы-интерната

Цель: обеспечение высокой познавательной активности.

Задачи:

– закреплять материал, полученный на уроках литературного чтения;

– воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективе;

– развивать коммуникативные способности, создав атмосферу удивления, восторга;

– повышать интерес к языку и чтению.

Ход праздника

(Под песню «Первоклашка» дети заходят в зал.)

Учитель.

Мы сегодня очень рады

Всех приветствовать гостей.

Всех знакомых, незнакомых,

И серьёзных, и весёлых,

Наш весёлый дружный класс

Пригласил на праздник вас!

За окном весна танцует,

День приветливый такой.

А у нас сегодня праздник –

День прощанья с Букварём!

Дорогие дети, уважаемые родители! Сегодня у нас очень радостный и счастливый день. Мы закончили изучать первую нашу книжку – Букварь. В связи с этим я вас всех поздравляю с праздником и желаю счастливых школьных дней.

А что вы нам расскажете о своем первом учебнике?

1-й ученик.

С этой книжкой – самой первой

– Каждый путь свой начинал,

Чтоб пройти маршрутом верным

На заветный перевал.

2-й ученик.

Вдоль картинок мы шагали,

По ступенькам-строчкам шли,

Ах, как много мы узнали!

Ах, как много мы прочли!

3-й ученик.

Мы прочтем любые книги,

Разберемся в словаре,

Потому что всюду буквы

Те же, что и в букваре.

Учитель. Первая учебная книга «Букварь» – начало всех начал. Но праздник начался, а главного гостя — Букваря- нет. Давайте, ребята, позовем его.

Все. Букварь! Букварь! Мы ждем тебя! (Входит Букварь.)

Букварь. Здравствуйте, дети. Спасибо, что вы меня вспомнили и позвали.

Я – «Букварь», учу читать,

Меня никак нельзя не знать.

Меня изучишь хорошо-

И сможешь ты тогда

Любую книжку прочитать

Без всякого труда.

А вы знаете, сколько мне лет?

Почти 400.

(Входит Буратино и рассматривает кабинет.)

Учитель. Кто это ребята? (Буратино.)

Буратино.  Ой, куда я попал? Ой, мамочки, опять эта школа! (Хлопает себя по лбу.) Я ведь в театр собирался!

Учитель. Буратино, здравствуй! Ты как раз вовремя, у нас праздник. Наши дети изучили всю грамоту, теперь они умеют читать и как раз сегодня прощаются со своим первым учебником.

Буратино. Вот, здорово! Значит, и я сейчас распрощаюсь со своим Букварём, ух, как он мне  надоел! (Подкидывает вверх и ловит свой букварь.)

Ура! Ребята, а вы чего все сидите, как приклеенные, ведь праздник же, давайте веселиться!

Вставайте, вставайте, я сейчас вам танец классный покажу, он вам непременно понравится.

Тетенька (обращается к учителю). Подержите, пожалуйста, мою книжку.

(Танец Буратино. Звучит музыка «Танец маленьких утят».)

Учитель. Буратино, хватит уже танцевать. Мне кажется, ты слишком торопишься  расстаться с букварём, вот возьми свой учебник, открой на любой странице и прочти нам…

Буратино. Тетенька, да вы чего? Я его ни разу еще не открывал, я до школы еще не дошел, у меня дела поважнее были, чем ваша школа, я сейчас вам такое расскажу…

Учитель. Буратино, о твоих приключениях мы все давно наслышаны, похоже, что ты так и не исправился, ты ведь обещал папе Карло хорошо учиться, а сам до сих пор в театре  пропадаешь?

Буратино. Ну, все, я влип! Ну ладно, я пошел, мне пора…(пытается уйти, учитель его удерживает)

Учитель. Нет, дорогой наш Буратино! Пока не выучим все буквы и  не научишься читать, я тебя  никуда не отпущу. Зато как обрадуется этому бедный папа Карло! (Буратино в ужасе смотрит на Букварь.)

Буратино (шепотом спрашивает детей). Ребята, а кто это?

Дети. Наша учительница.

Буратино. Ой, мамочки мои, все, я пропал!

Учитель. Не бойся, миленький Буратино, читать это совсем не страшно! Даже наоборот – ходить в школу очень интересно! Не бойся, мы тебе поможем!

Буратино. Ребята, а  чему вас учат в школе?

(Дети поют песню «Чему учат в школе?».) 

Букварь. Друзья, к вам на праздник я пришел не с пустыми руками, а приготовила несколько заданий. Я надеюсь вы справитесь с моими интересными и весёлыми заданиями.

Учитель. Ребята, мы справимся? Конечно мы справимся. Вместе у нас всегда все получается, потому что мы – (хором) дружные ребята!

Букварь. Молодцы, ребята!

1-я станция – «Звуковая»

– Что мы делаем со звуками? (Произносим и слышим.)

– Все звуки в речи делятся на две большие группы. Какие? (Гласные и согласные.)

– А что вы про них знаете?

Ученики (хором).

Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных.

Голос участвует, голос зовет-

Звук получается гласный.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

2-я станция – «Угадайка»

Учитель. А сейчас весёлые «Загадки о буквах»:

  1. Вот два столба наискосок,

А между ними – поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква … (А)

  1. Эта буква широка

И похожа на жука.

И при этом точно жук

Издаёт жужжащий звук. (Ж)

  1. На эту букву посмотри:

Она совсем как цифра три. (З)

  1. Молоток я раздобыл,

Из дощечек буквы сбил.

Сколько здесь дощечек? Три!

А какая буква?… (Т)

  1. Взявшись за руки друзья

И сказали: «Я и ТЫ»

А между тем

Получилась буква …  (М)

  1. Оттого она кругла.

До того она кругла,

Покатиться бы могла (О).

3-я станция – «Доскажи словечко»

Учитель. А теперь, ребята, давайте поможем Буратино собрать портфель.

Чумазенькая спинка,

Зовут меня… (резинка).

Буквы все от А до Я

На страницах… (букваря).

Чтобы ручками писать,

Приготовим мы … (тетрадь).

Кто альбом раскрасит наш?

Ну, конечно, … (карандаш).

Чтобы вдруг он не пропал,

Уберём его в … (пенал).

Я люблю прямоту,

Я сама прямая.

Сделать ровную черту

Всем я помогаю. (Линейка)

Мы прочли букварь до корки,

Нам по чтению – … (пятёрки).

Долгожданный дан звонок,

Это кончился … (урок).

4-я станция – «Танцевальная»

(Танец «Мой букварь».)

5-я станция – «Математика»

Решение примеров.

Учитель. Дорогой Букварь! Я думаю, что ребята справились с нашими весёлыми заданиями.

Букварь. Отличные ребята! Мне вы очень понравились – весёлые, находчивые, дружные. Так держать!

Учитель: А теперь…

Для Букваря все дружно вместе

Мы исполним эту песню.

Дети (читают прощальные стихи Букварю).

1-й ученик.

Книгу первую мою

Берегу я и люблю.

Хоть пока и по слогам,

Я её читаю сам.

2-й ученик.

И с конца, и с серединки,

В ней красивые картинки.

3-й ученик.

Есть стихи, рассказы. Песни,

С книгой жить мне интересней!

4-й ученик.

Если мамы дома нет

То не стану я скучать.

Я зажгу настольный свет,

Чтобы книжку почитать!

5-й ученик.

Книга добрая, живая,

Чудеса она творит!

Обо всём на свете знает

И со мною говорит!

6-й ученик.

Буквы все мы твёрдо знаем,

Сами пишем и читаем.

Мы простились с букварём,

Книжки новые берём.

7-й ученик.

Дорогому Букварю.

Говорю благодарю.

8-й ученик.

Мы простимся с букварём

И рукой помашем.

И спасибо 10 раз

Дружно хором скажем!

9-й ученик.

Мы при расставании скажем на прощание:

Друг наш, до свидания! (Хором.)

(Песня «Прощание с букварем».)

Букварь. За вас я, ребята, абсолютно спокоен. Вы многому научились, немало узнали. Я вам уже не нужен, поэтому все свои силы направлю на то, чтобы хоть немножко дать ума этому молодому человеку. (Показывает в сторону Буратино.) Думаю, что ему общение со мной не помешает. Прощайте, ребята! Успехов вам в дальнейшей учебе!

Учитель. Ну вот, ребята, наша первая книга ушла.

Вот настал момент прощанья,

Праздник Букваря прошел.

Говорим мы: «До свиданья!»

И до новых встреч, друзья!

(Песня «Прощание с букварем».)