Прощание с Букварем
Гульнара МУСИНА,
учитель-дефектолог Нурлатской школы-интерната
Цель: обеспечение высокой познавательной активности.
Задачи:
– закреплять материал, полученный на уроках литературного чтения;
– воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективе;
– развивать коммуникативные способности, создав атмосферу удивления, восторга;
– повышать интерес к языку и чтению.
Ход праздника
(Под песню «Первоклашка» дети заходят в зал.)
Учитель.
Мы сегодня очень рады
Всех приветствовать гостей.
Всех знакомых, незнакомых,
И серьёзных, и весёлых,
Наш весёлый дружный класс
Пригласил на праздник вас!
За окном весна танцует,
День приветливый такой.
А у нас сегодня праздник –
День прощанья с Букварём!
– Дорогие дети, уважаемые родители! Сегодня у нас очень радостный и счастливый день. Мы закончили изучать первую нашу книжку – Букварь. В связи с этим я вас всех поздравляю с праздником и желаю счастливых школьных дней.
– А что вы нам расскажете о своем первом учебнике?
1-й ученик.
С этой книжкой – самой первой
– Каждый путь свой начинал,
Чтоб пройти маршрутом верным
На заветный перевал.
2-й ученик.
Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам-строчкам шли,
Ах, как много мы узнали!
Ах, как много мы прочли!
3-й ученик.
Мы прочтем любые книги,
Разберемся в словаре,
Потому что всюду буквы
Те же, что и в букваре.
Учитель. Первая учебная книга «Букварь» – начало всех начал. Но праздник начался, а главного гостя — Букваря- нет. Давайте, ребята, позовем его.
Все. Букварь! Букварь! Мы ждем тебя! (Входит Букварь.)
Букварь. Здравствуйте, дети. Спасибо, что вы меня вспомнили и позвали.
Я – «Букварь», учу читать,
Меня никак нельзя не знать.
Меня изучишь хорошо-
И сможешь ты тогда
Любую книжку прочитать
Без всякого труда.
А вы знаете, сколько мне лет?
Почти 400.
(Входит Буратино и рассматривает кабинет.)
Учитель. Кто это ребята? (Буратино.)
Буратино. Ой, куда я попал? Ой, мамочки, опять эта школа! (Хлопает себя по лбу.) Я ведь в театр собирался!
Учитель. Буратино, здравствуй! Ты как раз вовремя, у нас праздник. Наши дети изучили всю грамоту, теперь они умеют читать и как раз сегодня прощаются со своим первым учебником.
Буратино. Вот, здорово! Значит, и я сейчас распрощаюсь со своим Букварём, ух, как он мне надоел! (Подкидывает вверх и ловит свой букварь.)
Ура! Ребята, а вы чего все сидите, как приклеенные, ведь праздник же, давайте веселиться!
Вставайте, вставайте, я сейчас вам танец классный покажу, он вам непременно понравится.
Тетенька (обращается к учителю). Подержите, пожалуйста, мою книжку.
(Танец Буратино. Звучит музыка «Танец маленьких утят».)
Учитель. Буратино, хватит уже танцевать. Мне кажется, ты слишком торопишься расстаться с букварём, вот возьми свой учебник, открой на любой странице и прочти нам…
Буратино. Тетенька, да вы чего? Я его ни разу еще не открывал, я до школы еще не дошел, у меня дела поважнее были, чем ваша школа, я сейчас вам такое расскажу…
Учитель. Буратино, о твоих приключениях мы все давно наслышаны, похоже, что ты так и не исправился, ты ведь обещал папе Карло хорошо учиться, а сам до сих пор в театре пропадаешь?
Буратино. Ну, все, я влип! Ну ладно, я пошел, мне пора…(пытается уйти, учитель его удерживает)
Учитель. Нет, дорогой наш Буратино! Пока не выучим все буквы и не научишься читать, я тебя никуда не отпущу. Зато как обрадуется этому бедный папа Карло! (Буратино в ужасе смотрит на Букварь.)
Буратино (шепотом спрашивает детей). Ребята, а кто это?
Дети. Наша учительница.
Буратино. Ой, мамочки мои, все, я пропал!
Учитель. Не бойся, миленький Буратино, читать это совсем не страшно! Даже наоборот – ходить в школу очень интересно! Не бойся, мы тебе поможем!
Буратино. Ребята, а чему вас учат в школе?
(Дети поют песню «Чему учат в школе?».)
Букварь. Друзья, к вам на праздник я пришел не с пустыми руками, а приготовила несколько заданий. Я надеюсь вы справитесь с моими интересными и весёлыми заданиями.
Учитель. Ребята, мы справимся? Конечно мы справимся. Вместе у нас всегда все получается, потому что мы – (хором) дружные ребята!
Букварь. Молодцы, ребята!
1-я станция – «Звуковая»
– Что мы делаем со звуками? (Произносим и слышим.)
– Все звуки в речи делятся на две большие группы. Какие? (Гласные и согласные.)
– А что вы про них знаете?
Ученики (хором).
Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовет-
Звук получается гласный.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
2-я станция – «Угадайка»
Учитель. А сейчас весёлые «Загадки о буквах»:
- Вот два столба наискосок,
А между ними – поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква … (А)
- Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом точно жук
Издаёт жужжащий звук. (Ж)
- На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра три. (З)
- Молоток я раздобыл,
Из дощечек буквы сбил.
Сколько здесь дощечек? Три!
А какая буква?… (Т)
- Взявшись за руки друзья
И сказали: «Я и ТЫ»
А между тем
Получилась буква … (М)
- Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла (О).
3-я станция – «Доскажи словечко»
Учитель. А теперь, ребята, давайте поможем Буратино собрать портфель.
Чумазенькая спинка,
Зовут меня… (резинка).
Буквы все от А до Я
На страницах… (букваря).
Чтобы ручками писать,
Приготовим мы … (тетрадь).
Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно, … (карандаш).
Чтобы вдруг он не пропал,
Уберём его в … (пенал).
Я люблю прямоту,
Я сама прямая.
Сделать ровную черту
Всем я помогаю. (Линейка)
Мы прочли букварь до корки,
Нам по чтению – … (пятёрки).
Долгожданный дан звонок,
Это кончился … (урок).
4-я станция – «Танцевальная»
(Танец «Мой букварь».)
5-я станция – «Математика»
Решение примеров.
Учитель. Дорогой Букварь! Я думаю, что ребята справились с нашими весёлыми заданиями.
Букварь. Отличные ребята! Мне вы очень понравились – весёлые, находчивые, дружные. Так держать!
Учитель: А теперь…
Для Букваря все дружно вместе
Мы исполним эту песню.
Дети (читают прощальные стихи Букварю).
1-й ученик.
Книгу первую мою
Берегу я и люблю.
Хоть пока и по слогам,
Я её читаю сам.
2-й ученик.
И с конца, и с серединки,
В ней красивые картинки.
3-й ученик.
Есть стихи, рассказы. Песни,
С книгой жить мне интересней!
4-й ученик.
Если мамы дома нет
То не стану я скучать.
Я зажгу настольный свет,
Чтобы книжку почитать!
5-й ученик.
Книга добрая, живая,
Чудеса она творит!
Обо всём на свете знает
И со мною говорит!
6-й ученик.
Буквы все мы твёрдо знаем,
Сами пишем и читаем.
Мы простились с букварём,
Книжки новые берём.
7-й ученик.
Дорогому Букварю.
Говорю благодарю.
8-й ученик.
Мы простимся с букварём
И рукой помашем.
И спасибо 10 раз
Дружно хором скажем!
9-й ученик.
Мы при расставании скажем на прощание:
Друг наш, до свидания! (Хором.)
(Песня «Прощание с букварем».)
Букварь. За вас я, ребята, абсолютно спокоен. Вы многому научились, немало узнали. Я вам уже не нужен, поэтому все свои силы направлю на то, чтобы хоть немножко дать ума этому молодому человеку. (Показывает в сторону Буратино.) Думаю, что ему общение со мной не помешает. Прощайте, ребята! Успехов вам в дальнейшей учебе!
Учитель. Ну вот, ребята, наша первая книга ушла.
Вот настал момент прощанья,
Праздник Букваря прошел.
Говорим мы: «До свиданья!»
И до новых встреч, друзья!
(Песня «Прощание с букварем».)