Профориентационная работа школьников, как билет в будущее

Татьяна КОЗЛОВСКАЯ,

педагог-психолог, I квалификационной категории гимназии №102 им. М.С.Устиновой г. Казани

«У каждого человека есть задатки, дарования, талант к определенному виду или нескольким видам (отраслям) деятельности. Как раз эту индивидуальность и надо умело распознать, направить затем жизненную практику ученика по такому пути, чтобы в каждый период развития ребенок достигал, образно говоря, своего потолка», – советский педагог-новатор сказал В.А.Сухомлинский.

Современное общество неизменно испытывает большую потребность в профессионалах по призванию, поскольку человек, занимающийся делом по душе, мотивирован на качественную работу. Поэтому проблема профессионального самоопределения остается актуальной на протяжении многих десятилетий.

Профессиональное самоопределение является частью жизненного самоопределения, т.е. вхождения в ту или иную социальную и профессиональную группу, выбора профессии, образа жизни.

Профессиональное самоопределение – длительный процесс, он охватывает весь период профессиональной деятельности человека, начиная с возникновения профессиональных намерений.

В современных школах диагностикой в профориентации занимаются как психологи, так и неравнодушные классные руководители, пытающиеся направить школьников к успешному будущему.

Наибольшим доверием пользуются различные модификации методик дифференциально-диагностического опросника (ДДО) Е.А.Климова, Д.Холланда и онлайн-тренажер «Примерочная профессий». Данные методики и онлайн-тренажер хорошо зарекомендовали себя, поскольку позволяют определиться в отношении к предпочитаемому предмету труда, сфере профессиональной деятельности и в игровой форме познакомиться с востребованными профессиями, а также получить рекомендации по их выбору.

В отличие от известных методик дифференциально-диагностического опросника (ДДО) Е.А.Климова и Д.Холланда, онлайн-тренажер «Примерочная профессий» включает 120 профессий, распределенных по шести направлениям: «Экология», «Культурный код», «Производственная революция», «Здоровье», «Среда обитания» и «Безопасность». Каждая из множества представленных в «примерочной» профессий не только описана понятными школьнику терминами и сопровождается комментариями специалистов и видеоматериалами, но и «разложена» на необходимые знания и навыки.

В процессе тестирования школьники могут узнать о существовании различных отраслей, профессий и специальностей, а также понять, какие именно навыки и компетенции ему необходимо развивать. В результате тестирования ученик получает персональные рекомендации по выбору специальности в виде списка подходящих ему профессий с детальным описанием, ранжированного по убыванию доли соответствия его интересам.

Профориентация и профинформирование являются неотъемлемой частью в стимулировании подростков к самостоятельному принятию решения по профессиональному самоопределению. Верное определение профессиональных предпочтений благоприятно сказывается на дальнейшей жизни учеников. Ведь человек, который увлечен своей работой, всегда будет трудиться в свое удовольствие.

«Мировой опыт показывает, что часто вера в возможности воспитанника, помноженная на мастерство педагогов и родителей, способны творить чудеса. В жизни часто оказывается важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сумел сделать с тем даром, который у него есть», – говорил А.Г.Старцева, заведующая Центральным филиалом ГЦРО.

Необходимым компонентом профориентации является понимание учеником всей важности осознанного выбора профессии. Только при этом условии можно ожидать действительно хороший результат. Поэтому для проведения квалифицированной профориентационной работы необходимо участие компетентного психолога и наличие достаточного количества времени для обдумывания и принятия решения.

Цель движения WorldSkills – повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования путем гармонизации лучших практик и профессиональных стандартов во всем мире посредством организации и проведения конкурсов профессионального мастерства как в каждой отдельной стране, так и во всем мире в целом.

Профориентационная работа должна быть неотъемлемой частью подготовки юниоров для участия в чемпионате WorldSkills.