Проектные методы организации работы учащихся в условиях ФГОС
№ 193
Гузель МИНСАДЫКОВА
учитель татарского языка и литературы I квалификационной категории технологического лицея «Алгоритм» с. Куюки Пестречинского района
Надо сказать, что в образовательном процессе метод проектов – это одна из эффективных форм, так как благодаря специфике этой деятельности происходит смещение акцентов от субъект-объектной деятельности к субъект-субъектной, что хорошо характеризует современные требования ФГОС. Ученик становится активным и деятельным, учится выражать свое мнение, прислушиваться уважать чужое, договариваться и сотрудничать, развиваются такие качества личности, как самостоятельность, предприимчивость, изобретательность. Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.
Система проектного обучения как альтернатива классно-урочной системе не выдержала испытания временем. И причина этого была та же, что и у далтон-плана: снижение роли учителя и отсутствие детально разработанного учебного плана оборачивалось ухудшением результатов обучения и воспитания. Однако сама идея организации учебно-проектной работы для развития познавательной самостоятельности учеников успешно применяется и по сей день. Она реализуется в технологии проектного обучения, интегрированной в классно-урочную систему (например, на одном уроке происходит разработка проектных заданий, на другом – защита проектов, а промежутке между этими уроками ученики разрабатывают проект). Кроме того, проектное обучение применяется в организации внеурочной работы.
Сейчас метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве.
Вся деятельность учащихся сосредотачивается на следующих этапах:
1-й этап. Погружение в проект.
2-й этап. Разработка плана деятельности.
3-й этап. Осуществление деятельности.
4-й этап. Презентация результатов.
Трудно говорить о возможности успешной организации проектной деятельности учащихся, если не владеешь свободно исследовательскими, проблемными, поисковыми методами.
С учащимися третьего класса работали над проектом «Татарские национальные блюда». При защите этого проекта дети смогли показать национальные блюда, нашли много рецептов.
Также велась работа над проектом «Всё ли мы знаем о Казани?». Работая над проектом, учащимся удалось узнать об истории, показать красивые и интересные места города.
Использование в своей педагогической практике метода проекта считаю очень важным, так как это способствует формированию у школьников ответственности, инициативности, самостоятельности, которые помогут адаптироваться в современных условиях жизни общества.
Список литературы
- Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения // Завуч. – 2003.
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.
- Харламов И.Ф. Формы организации обучения и их развитие в дидактике. – М., 2001.