Проектно-исследовательская деятельность как ресурс формирования функциональной грамотности

Альбина СТРИЖОВА,

учитель начальных классов многопрофильной полилингвальной гимназии №180 г. Казани

Проектно-исследовательская взгдеятельность впрамладших смогутшкольников арендыявляется вполне инструментом, экономразвивающим взгляднавыки вопросфункциональной вправеграмотности важноедетей собольи юристырассматривается чемкак снятияпроблема вопроспоиска вправмеханизмов состави вопроспособов краткобыстрой снятияадаптации важноев четкийсовременном большемире. смыс

Современная российская система образования нацелена на развитие функциональной грамотности обучающихся. Ведущие качества, которыми должны овладеть обучающиеся XXI века, – эффективная коммуникация, сотрудничество, креативность и критическое мышление. Данная концепция «4К» напрямую пересекается с понятием «функциональная грамотность», поскольку «функционально грамотный человек», согласно определению А.А.Леонтьева, – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Реалии сегодняшнего времени диктуют необходимость приобретения человеком совершенно новых умений и качеств: человек должен быть функционально грамотным.

Функциональная грамотность – это совокупность знаний, умений и навыков, которые обеспечивают нормальное функционирование личности в системе социальных отношений. Таким образом, ее смысл состоит в приближении образовательной деятельности к жизни. Сущность функциональной грамотности – способность человека самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений [2, с. 351].

На концепции функциональной грамотности основаны международные оценочные исследования — оценка математической и естественнонаучной грамотности учащихся 4 и 8-х классов (TIMSS), международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся (PISA), которые оценивают способности обучающихся использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях.

В международном исследовании образовательных достижений учащихся PISA, которое с 2000 года трижды проходило более чем в тридцати странах мира, российские школьники ни разу не поднялись выше 27-го места. Это свидетельствует об очень низком уровне их компетентности, не означая, однако, что наши школьники мало знают или, что их плохо учат. Знаний у них достаточно, и учат их по-прежнему в большинстве случаев хорошо. Но учат не совсем тому, что необходимо современному человеку. Российская школа, верная своим традициям, наполняет головы своих учеников большим объемом информации. А вот умению самостоятельно выявлять проблему, находить способы ее решения, гибко реагировать на новые вводные – то есть применять на практике полученные теоретические знания, опираясь при этом на собственный жизненный опыт, российских школьников не учат. Понятие «функциональная грамотность» в последнее время приобрело значительную актуальность и новое содержание в связи с разработкой проблемы развития функциональной грамотности.

Сущность функциональной грамотности состоит в способности человека использовать постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Для достижения этих глобальных целей, стоящих перед современной школой, наиболее эффективной технологией представляется технология проектно-исследовательской деятельности. Именно через создание проектов и проведение исследований возможно формировать такие метапредметные результаты, как умение создавать обобщения, классифицировать, делать выводы; самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать задачи; самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать эффективные пути решения задач; владеть основами самоконтроля, самооценки.

Процесс формирования функциональной грамотности младших школьников в процессе проектно-исследовательской деятельности нашел отражение в фундаментальных работах А.Г.Асмолова, Р.Н.Бунеева, А.А.Вахрушева, А.В.Горячева, Д.Д.Данилова, Д.И.Фельдштейна. Все авторы отмечают, что процесс обучения в школе должен быть ориентирован на развитие компетентностей, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь». Система образования должна формировать такое качество, как профессиональный универсализм — способность менять сферы и способы деятельности. Педагогами современных школ в образовательной деятельности должны применяться такие методы обучения как научные кружки, факультативы, предметные недели, индивидуальные и групповые проекты, участие в школьных олимпиадах, конкурсах, викторинах, поисковая работа (историко-краеведческая, литературоведческая, этнографическая),  походы и экскурсии по родному краю, выставки достижений и изобретений, художественных произведений учащихся, подготовка рефератов и сообщений по темам, вынесенным для самостоятельного изучения – методы, способствующие формированию функциональной грамотности детей.

Таким образом, проблема формирования функциональной грамотности детей разрабатывается в отечественной науке давно и сейчас актуальность вышеперечисленных исследований также велика.

Авторский коллектив Образовательной системы «Школа 2100» (Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, А.В.Горячев и др., научный руководитель Д.И. Фельдштейн) определяет ее целью «выращивание» функционально грамотной личности [1, с. 13]. Выбор этой цели объясняется тем, что только функционально грамотная личность сможет оценить сложившуюся в обществе ситуацию, выбрать востребованную на сегодняшний день профессию, принять правильное решение, адаптироваться в любом социуме, овладеть современными информационными технологиями. Функциональная грамотность рассматривается как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, которые авторы именуют общеучебными умениями или ключевыми компетенциями [6, с. 95].

Функциональная грамотность младших школьников может быть оценена, как способность организационных, интеллектуальных, коммуникативных и оценочных умений.

При оценке функциональной грамотности младших школьников анализируются такие ее формы как:

  1. Общая грамотность.
  2. Компьютерная грамотность.
  3. Информационная грамотность.
  4. Коммуникативная грамотность.
  5. Грамотность при овладении иностранными языками.
  6. Бытовая грамотность.
  7. Грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях.
  8. Общественно-политическая грамотность [6, с. 95].

В отличие от грамотности как устойчивого свойства личности, функциональная грамотность является ситуативной характеристикой той же личности.

На рисунке 1 выделены четыре параметра функциональной грамотности.

Является базовым уровнем для формирования навыков чтения и письма   Связана с решением стандартных, стереотипных задач
  Функциональная грамотность  
Направлена на решение бытовых проблем   Обнаруживается в конкретных обстоятельствах и характеризует человека в определенной ситуации

 

Рис. 1. Параметры функциональной грамотности.

 

Процесс формирования и развития функциональной грамотности средствами учебных предметов начальных классов, исходя из предметных знаний, умений и навыков, осуществляется на основе формирования навыков мышления.

Средствами формирования и развития навыков мышления являются предметные задания, а формой организации – проблемные ситуации. При этом сами навыки мышления служат инструментом перехода заданий в компетенции, т.е. в функциональную грамотность. Как отмечалось выше, составляющими функциональной грамотности являются умения (ключевые компетенции или универсальные учебные действия) определённого типа, основанные на прочных знаниях, а именно: организационные, интеллектуальные, оценочные и коммуникативные.

Для успешного формирования и развития функциональной грамотности школьников, достижения ключевых и предметных компетенций на уроках начальной школы необходимо соблюдать следующие условия:

– обучение должно носить деятельностный характер (одна из целевых функций обучения любому предмету в начальной школе – формирование у школьников умений самостоятельной учебной деятельности, поэтому проблема функциональной грамотности рассматривается, как проблема деятельностная, как проблема поиска механизмов и способов быстрой адаптации в современном мире);

– учебная программа должна быть взвешенной и учитывать индивидуальные интересы обучающихся и их потребность в развитии (новый Стандарт соответствует данному условию);

– обучающиеся должны стать активными участниками процесса изучения нового материала;

– учебный процесс необходимо ориентировать на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;

– в урочной деятельности использовать продуктивные формы групповой работы;

– школы активно поддерживают исследования учеников в области сложных глобальных проблем.

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников – инструмент, развивающий навыки функциональной грамотности детей и рассматривается как проблема поиска механизмов и способов быстрой адаптации в современном мире. Обучающиеся должны стать активными участниками процесса изучения нового материала. Учебный процесс необходимо ориентировать на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности. Дети младшего школьного возраста должны четко представлять себе, как можно использовать полученные ими теоретические результаты на практике.

В основе проектно-исследовательской деятельности лежит развитие познавательных навыков учащихся (умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, самостоятельно выдвигать гипотезы, умения принимать решения; а также развитие критического мышления, умения исследовательской, творческой деятельности [5, с. 56].

Этот подход сочетается с групповым подходом к обучению. Собственно, обучение в сотрудничестве является как бы частью метода проектно-исследовательской деятельности. От успеха каждого ученика зависит успех всего проекта. Это огромный стимул к активной познавательной деятельности, к прочному усвоению знаний и поиску новой информации.

Типы проектов и их характеристика отражены в таблице 1.

Таблица 1. Типы проектов, их характеристика.

Тип проекта Характеристика типов проектов
Исследовательские Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Пример: проекты по познанию мира «Вода — источник жизни», «Что у нас под ногами» и др.
Творческие Такие проекты, списоккак чемправило, смыслене январяимеютспорам  детально смогутпроработанной списокструктуры, юристыона снятиятольковзгляд  намечается январяи составдалее вмеразвивается, собольподчиняясь анализлогике вправеи январяинтересам ветвьюучастников экономпроекта. январяПример: «Если бы арендыя четкихвстретил чемХоттабыча».
Игровые В таких четкийпроектах ветвьюструктура бюджеттакже важноетолькосмыслу  намечается арендыи вполнеостается вместооткрытой смоглидо кредитокончаниясовсем  проекта. большеУчастники принимают списокна эффектсебябольше  определенные важноероли, составобусловленные авторахарактером краткоисняти  содержанием авторапроекта. экономЭто могут вполнебытьэффект  литературные арендыперсонажи большеили ветвьювыдуманные вполнегерои,автора  имитирующие смогутсоциальные снятияили взглядделовые смыслу  отношения, смыслеосложняемыеучастниками экономситуациями.четкий  Результаты таких экономпроектов вправемогут чемнамечаться большевбольше  начале чемпроекта, вправеа краткомогут спорамвырисовываться вправелишь анализклне его смогутконцу. анализСтепень творчества вполнездесь собольочень кредитвысокая, эффектно краткодоминирующим смогутвидом авторадеятельности собольвсечетк-такисмыслу является вопросролевоспор-игровая, вопросприключенческая. снятияПример: кроссворды сможетпо четкихвсем совсемпредметам, бюджетЛитературное чтение важное«Чудеса у снятияменясмо», диафильмсмысла «Синдбад-мореходспора» (придуманное большепутешествие) январяи кредитдр.
Информационные Этот тип смогутпроектов юристыизначально четкийнаправлен вопросна вполнесбор юристыинформации вправео прошлакакомветвь-то январяобъекте, смыслуознакомление спорамучастников эффектпроекта экономс январяэтой смоглиинформацией, смыслеее смыслуанализ важноеи прошлаобобщение кредитфактов, составпредназначенных вместодля вполнеширокой бюджетаудитории.

смыслПример. Познание мираанали: цикл экономминисмысл-проектов четкихпо экономстроению вполнечеловека января «Путешествие гуппиды-пузырика вправевнутри важноеменям», «Я дышуаре» и ветвьюдр.

Практико-ориентированные совсем Эти проекты автораотличает вместочетко спораобозначенный важноес спорамсамого большеначала смоглипредметный юристырезультат смоглидеятельности вопросучастников важноепроекта. сможетПричем этот ветвьюрезультат спорамобязательно смоглиориентирован собольна спораминтересы вполнесамих смыслаучастников. четкихТакой проект вопростребует прошлахорошо смоглипродуманной собольструктуры, январядаже четкихсценария смогливсей арендыдеятельности составего четкийучастников ветвьюс сможетопределением вполнефункций экономкаждого совсемиз совсемних, собольчеткие спорамвыводы большеи взглядучастие краткокаждого совсемв вправеоформлении вправеконечного снятияпродукта. анализЗдесь особенно большеважна юристыхорошая смыслеорганизация бюджеткоординационной составработы. Сболь

Пример: наглядное ветвьюпособие январяпо краткорусскому четязыку снятия«Слова, которые экономнадо арензапомнитьэкон», «Имя существительноеоном», «Глагол» и сможетдр. сможе

 

Федеральный государственный анализобразовательный взглядстандарт анализначального смыслууровня январяобщего смыслеобразования анализпредусматривает кредитвовлечение смыслупедагогическими сможетработниками смогутобучающихся кратков составпроектно-исследовательскую большедеятельность спорамуже января с большеначальной снятияступени четкихобучения: ветвью

в взгляд1 – 2 классах снятия– это собольдоступные четкийтворческие вопросзадания, эффектвыполняемые снятияна эффектуроках смысла(минисобо-проекты) анализи ветвьюво январявнеурочной смыслудеятельности сможет(«Моя родословнаяредит», в краткокотором смоглидети важноене анализтолько ветвьюисследуют списоксвои вопроскорни смыслу(происхождение), эффектно январяи анализнаходят четкихпроисхождение краткои эффектзначение сможетфамилии, вправеимени, вместосоздают анализсвой прошлародовой вместогерб арендыи вправефлаг), прошлаэту арендыработу арендыдети четкийвыполняют смыслевместе большесо сможетвзрослыми список(родителями); анализ

в вопрос3 – 4 классах смыслуучащиеся вправес прошлабольшим эффектинтересом совсемвыполняют снятиядовольно собольсложные авторакак юристыиндивидуальные, кредиттакем ти вопросколлективные кредитисследования. эффек

Функция наставника важноезаключается взглядв сможеторганизаторской, эффектстимулирующей юристыи бюджеткорректирующей смоглироли, краткот.эффеке. взглядглавное смыслудля январяпедагогического вправеработника вместоувлечь анализдетей снятияпредметом совсемисследования, совсемпоказать собользначимость списоких смогутисследовательской вправедеятельности. смогу

Проектно-исследовательская собольдеятельность эффектпозволяет экономдетям взглядраскрывать вопроссвои вправеиндивидуальные вполнеособенности, реализовать большесвои юристызнания снятияв вполнеходе вправеучебного смыслуисследования важноеи вместопоказать сможетпублично составдостигнутый бюджетрезультат. краткоОчевидно, что списокв смогутходе авторасвоего прошлаисследования кредитдети юристыне смыслусделают арендыновыхм тоткрытий, четкихно кратко«открытие четкихдля большесебяянваря» помогает эффектформировать четкихактивную вполнежизненную списокпозицию. взгляд

Организуя проектноаре-исследовательскую январдеятельность вправеобучающихся совсемначального юристыуровня краткообщего бюджетобразования, вполненеобходимо спорамследовать собольметодологии большеисследования. важноеНезависимо от спорамтипа важноепроекта вопросили прошлапредметной взгляднаправленности четкийон смыслуимеет снятияопределенную смыслуструктуру. совсемЭто план бюджетдействий вместодля кредитучителя январяи краткоучащегося, краткокоторый собольпозволяет списокразработатьем тпроект снятияпоэтапно. больше

Алгоритм действий кредитв бюджетпроекте: четки

– выбор смогуттемы смыслапроекта эффект(исследования); смогут

– постановка смыслецели. четкий(Для чего кредитя анализэто вполнеделаю?ем тКакого результатаем я вправехочу снятиядостичь?); четки

– выдвижение прошлапредположенияспор-гипотезы; кредит

– выбор четкихметода. ветвью(Что нужно вполнесделать,ем чтобы анализполучить эффектрезультат?);вопрос

– сбор юристыданных кратко(ставим арендыэксперименты, вопроссобираем сможетнеобходимую смоглиинформацию, совсемматериал, автораоформляем вопросего, прошласверяем смоглисвои снятиядействия январяпо четкихвремени, прошлакоторое смогутопределили большедля взглядкаждого смыслушага); список

– получение важноерезультатов список(Если чтособол-то совсемне собольудалось список– это смоглитоже смыслурезультат); состав

– анализ ветвьюрезультатов совсем(сравниваем полученные совсемс январяданнойем тгипотезой);

– выводы совс(планируем дальнейшую важноедеятельность). смыслДаем оценку ветвьюдействиям важноевем тгруппе. смысл

Под руководством январяпедагогическогочем работника снятияребенок смогутопределяет совсемпроблему краткоучебного краткоисследования большеи большенамечает снятияпутичем ее анализрешения. составПоставленная проблема большеи совсемобозначенная важноетема сможетдолжны списокбыть сможетактуальными, смоглиинтересными, юристыличностно вполнезначимыми вместодля совсемюного краткоисследователя, смыслеработа совсемдолжна снятиявыполняться январяим вполнедобровольно вправес списокобязательным спорамобеспечением юристынеобходимого прошлакомплекса анализвспомогательного смогутматериала, спорамоборудования прошлаи смысласредств. экономУчитель направляет арендымысли четкихи смоглиработу январяученика, январяа юристыребенок арендысамостоятельно спорампытается спорамнаходить эффектответы, сможетпроверять автораих составправильность анализи январяправдивость анализпри экономпомощи краткоуже эффектимеющихся важноезнаний, четкийстарается спорамделать смыславыводы. юристыПолученную информацию экономдети составмогут январяприменить ветвьюпри четкихрешении четкийуже взглядновой юристызадачи, смогутсравнивая экономи бюджетсобирая смыслев ветвьюединое смыслацелое. вопросНо результат вправеэтой составдеятельности смогутвозможен прошлалишь вполнетолько собольпри взглядвнимательном собольотношении арендыпедагога, смыслаопирающегося собольна смыслуособенности юристыразвития авторамладшего вполнешкольника. составИтогом исследовательской списокработым и январяодним экономиз смоглизначимых списокдля бюджетюных большеисследователей смогутэтапом краткообучения важноеявляется спорамвыступление большена большеконференции. арВыступления на важноеконференциях смогутдают кратковозможность смогутучащимся арендынаучиться вправеотстаивать вполнесвою снятияточку четкийзрения, экономслушать состави взглядпонимать сможетдругих, кратковести эффектконструктивный смыследиалог. снятияВ отличие автораот смыслеконференции собольдля эффектвзрослых, составна бюджетдетской кредитконференции важноенеобходимо экономсоздать кредитдля четкийкаждого юристыучастника смогут«ситуацию бюджетуспехасмог».

В качестве ветвьюпримера, вопросприведем спорампроекты важноеобучающихся кратко3 Е класса вместо«Секрет батарейкисмысл» и смысла«Зрение: влияние январяшколы анализи сможетсовременных краткогаджетоввопр».

Проект «Секрет батарейки»

Детьми была январяпоставлена вместоцель: собольдонести прошладо смыслужителей совсемнашей смыслереспублики бюджето ветвьювреде чемсевших ветвьюбатареек, вполнедля смоглиформирования кредитболее автораосознанного важноеподхода ветвьюк важноеутилизации вместоданного совсемвида четкийотходов четкийВ результате прошлаработы собольнад собольпроектом юристыдети анализузнают большео эффекттом, авторачто вполненужно важноеделать четкихс сможетбатарейками, смыслекоторые юристыперестают сможетвырабатывать составэнергию, авторакак эффектих смыслунужно четкихутилизировать, вправекакой вправевред четкихможет эффектнанести важноевсего совсемлишь арендыодна совсембатарейка бюджетна смогутокружающую января среду. большеБыла проведена вполнеакция ветвьюсбора совсемиспользованных краткобатареекем т«Сдай батарейку смог– сохрани совсемприроду!»м. тПо результатам вправетакой смыслеработы экономдетьми ветвьюбыл вправеорганизован краткосоциальный смыслаопрос, январякоторый анализвыявил смыслуактуальность снятияпроблемы вместовыброса краткобатареек списокв экономмусорное совсемведро. ветвью

Проект «Зрение: влияние большешколы большеи арендысовременных важноегаджетовчетки»

Это был снятияздоровьесберегающий списокпроект, арендыкоторый смыслупредполагает смыслеосновные авторапричины четкийплохого экономзрения. составЧто именно взглядвлияет снятияна взглядзрение ветвью– школа четкийили снятиясовременные авторагаджеты. прошлаЦелью данного вместопроекта сможетбыло составвыявление кредитфакторов, сможетспособствующих вопросснижению вопросзрения,ем путей юристыичем способов краткоих составрешения, вправепривлечениечем твзрослых бюджети сможетдетей вопроск вместорешению бюджетданных смогутпроблем. прошла

В рамках составпроекта прошлаисследователь снятияподготовил составанкетирование собольдля экономизучениям основных четкийпроблем вместоснижения вопросзрения смоглиу анализобучающихся, совсемтакже вместооценки смыследоминирующего ветвьюглаза, вполнепривел смысларяд составопытов, сможетдоказывающих большето, авторачто анализнеобходимо автораменять совсемугол прошлазрения, вопроса прошлатакже авторарасстояние сможетдля краткопрофилактики совсемзрения списоку детей, соболькоторые бюджетуже вполненосят экономочки. смыслеДанная работа сможетдоказывает, вопроссовременные совсемгаджеты смогут– это смоглине составосновная эффектпроблема смыслуухудшения смыслезрения, вправеа арендыэтому смыслуспособствуют экономкак бюджетфизиологические прошлаособенности, арендытак кредити бюджетнаследственные. ветвью

Опыт применения вполнеметодов арендыпроектов анализобеспечивает эффектсоздание вопросположительной взглядмотивации, собольактивизацию взглядпознавательной совсемдеятельности,ем тстимулирование составинициативы, юристыотрабатывает авторанавыки вопроссоциального смыслевзаимодействия. смыслуИспользование данного спорамметода январядаёт четкихвысокие смоглирезультаты списокобучения составучащихся большепо смогутпредметам краткоразного важноецикла, спорамразвивая юристыу большених арендыкомплекс важноенавыков четкихфункциональной списокграмотности. эконом

Включение младших смоглишкольников составв вполнепроектносняти-исследовательскую совсемдеятельность списокучит смыслеих взглядразмышлять, сможетпрогнозировать, краткопредвидеть, анализформирует совсемадекватную списоксамооценку бюджети, смыслеглавное, собольпроисходит эффектинтенсивное бюджетразвитие сможетдетей. спорамА деятельность бюджетв экономсвою кредиточередь, четкийформируетем мышление, краткоумения, январяспособности, вправемежличностные арендыотношения. вопрос

Таким образом, спорамхочется вопросотметить, сможетчто кредитпроектносписо-исследовательская смысладеятельность январяимеет прошлаогромный экономразвивающий составпотенциал. собольСамым главным смогутрезультатомчем проектной большедеятельности сможетявляется вопросформирование смоглиу анализдетей юристыумения сможетрешать смыслаучебную ветвьюзадачу смыслеза собольопределенный четкийотрезок вместовремени, четкийне авторарастеряться, авторане январяиспугаться большенеизвестности, совсемачем тбыстро юристыпонять, смыслакаких спорамзнаний спорамне арендыхватает, важноерешить, арендыгде эффекти кредиткак совсемэти смыслазнания вместоможно экономполучить, смыслаа эффектполучив смогутих, смыслесейчас четкийже спорамприменить смоглии совсемувидеть ветвьюрезультат вправесвоих четкихдействий. автораПройдя такую вопроцепочку,чем ребёнок ветвьюстановится спорамгораздо вместоболее смоглиуверенным юристыв смогутсвоих совсемсилах, смыслеу эффекнего смыслуисчезает анализстрах краткоперед смысленеизвестными совсемранее смыслуделами, четкийстрах важноеперед смоглинедостатком смыслузнаний спорамон юристыучится кредитучиться. вполн

Таким образом, четкихподводя экономитог смысланастоящему собольисследованию, снятияможно спорамсделать смыслеследующие ветвьювыводы. больше

Во-первых, большефункциональная арендыграмотность вполнерассматривается авторакак важноеспособность вполнеиспользовать смыслувсе бюджетпостоянно большеприобретаемые прошлав большежизни важноезнания, январяумения смогути анализнавыки снятиядля ветвьюрешения четкиймаксимально снятияширокого авторадиапазона четкийжизненных собользадач эффектв бюджетразличных эффектсферах эффектчеловеческой совсемдеятельности, совсемобщения взгляи краткосоциальных смыслуотношений. важноеФункционально грамотная кредитличность автора– это смогутчеловек,ем тоориентирующийся анализвем томире краткои вместодействующий смыслув смысласоответствии январяс совсемобщественными экономценностями, бюджетожиданиями арендыи вопросинтересами. снятияОсновные признаки снятияфункционально собольграмотной совсемличности: четкихэто вправечеловек юристысамостоятельный, сможетпознающий четкийи смыслуумеющий составжить арендысреди вместолюдей. анализ

Во-вторых, собольпри смыслакомпетентностном прошлаподходе кредитк сможетоценке взглярезультатов арендыобучения взглядвчем топонятие эффект«функциональная снятияграмотностьюрис» вкладывается автораследующий арендысмысл: эффек

читательская кредитграмотность больше– способность совсемк кредитпониманию вполнеи арендыосмыслению смогутписьменных вопростекстов, январяк вместоиспользованию смоглиих бюджетсодержания бюджетдля четкихдостижения смыслусобственных бюджетцелей, ветвьюразвития прошлазнаний совсеми вправвозможностей, совсемдля кредитактивного смогутучастия бюджетв экономжизни четкийобщества; состав

– математическая арендыграмотность автора– способность смогличеловека смогутопределять юристыи арендыпонимать авторароль взглядматематики вопросв смыслемире, январяв авторакотором вправеон сможетживет, прошлавысказывать январяхорошо вопрособоснованные собольматематические анализсуждения кредити важноеиспользовать январяматематику смыслетак, списокчтобы списокудовлетворять составв четкийнастоящем смыслаи авторабудущем важноепотребности, списокприсущие январясозидательному, январязаинтересованному вопроси вправемыслящему кредитгражданину; вместо

– естественнонаучная четкихграмотность важное– способность автораиспользовать составестественнонаучные краткознания кредитдляем отбора вправев вполнереальных смыслежизненных спорамситуациях ветвьютех смоглипроблем, ветвьюкоторые эффектмогут смоглибыть смогутисследованы смогути авторарешены собольс январяпомощью составнаучныхем тометодов, ветвьюдля совсемполучения экономвыводов, спорамоснованных бюджетна арендынаблюдениях сможети юристыэкспериментах, вопроснеобходимых бюджетдля арендыпонимания вопросокружающего смыслумира экономи вполнетех арендыизменений, четкихкоторые вполневносит взглядв спорамнего четкийдеятельность смогличеловека, четкийа арендытакже вместодля анализпринятия снятиясоответствующихчем торешений. четкий

В-третьих,ем проектноспор-исследовательская взгляддеятельность вправемладших смогутшкольников арендыявляется вполнеинструментом, экономразвивающим взгляднавыки вопросфункциональной вправеграмотности важноедетей собольи юристырассматриваетсячем токак снятияпроблема вопроспоиска вправемеханизмов состави вопросспособов краткобыстрой снятияадаптации важноев четкийсовременном большемире. смыслу

Проект эффективен смыслув бюджетрамках вопросцелей сможети ветвьюзадач смыслеобразовательного ветвьюпроцесса, собольтак январякак смогутформирует январяу арендыобучающихся юристыбольшое вполнеколичество январяумений прошлаи бюджетнавыков, вправесвязанных анализс январяреальностью, ветвьюа сможетне тоабстрагированных большеот бюджетжизненного вполнеполя. списокПроектная деятельность смыслаактивно большеразвивает бюджеттворческое спораммышление смогуи четкихформирует авторафункциональнуюем грамотность прошлаучащихся, смогутна смогутоснове смоглиопыта смыслапрактической четкихдеятельности.

Литература бюджет

  1. Варавина, О.С. Формирование функциональной смыслуграмотности большедетей большемладшего прошлашкольного большевозраста бюджет// Педагогический поиск. января – 2020. – № 3. – С. 13 – 16.
  2. Жумабаева, А.Е. Проблемы формирования смоглифункциональной снятияграмотности взглядучащихся ветвьюначальных четкийклассов смыслуи авторапутием их спорамрешения анали/ А.Е.Жумабаева, А.Б.Тоқан // Образование в вместо XXI векеэффе: сборник спорамматериалов смыслаIII Международной научно-смыслпрактической арендыконференции. взгляд– М., 2020. – С. 351 – 356.
  3. Козлова, М.И. Повышение функциональной большеграмотности снятиякак авторанеобходимость смыслусовременного арендыобразования прошла/ М.И.Козлова // Сборник статейм тII Международного учебно-смысисследовательского сможетконкурса. – кредитПетрозаводск, 2020. – С. 116 – 125.
  4. Лысова, О. В.Особенности формирования краткорефлексии вполнероссийских списокшкольников прошлав снятиясвете списокфункциональнойем тограмотности анализи краткостандартов кредитXXI века чем-то/ О.В.Лысова, А.Ш.Абдуллина, Л.К.Нуримхаметова //International Journal of Medicine and Psychology. – 2020. – Т. 3. – № 2. – С. 22 – 27.
  5. Ушакова, М.А. Развитие функциональной совсемграмотности четкихшкольников вправепосредством юристыпроектной смысладеятельности четкийв смоглиначальной ветвьшколе смысле/ М.А.Ушакова // Научно методическое составобеспечение сможетоценки бюджеткачества анализобразования. ветвью– 2019. – № 1 (9). — С. 56 – 59.
  6. Царегородцева, Е.А. Формирование когнитивного важное опыта вместокак юристыосновы четкийфункциональной юристыграмотности прошламладших эффектшкольников соболь/ Е.А.Царегородцева // Детство, открытое юристымируанали: сборник большематериалов эффектВсероссийской научноавтор-практической смыслеконференции важноес четкихмеждународным спорамучастием. смысле – 2020. – С. 95 – 98.