Проектная и исследовательская деятельность учащихся на уроках технологии
Марс БИКУЛОВ,
учитель технологии высшей квалификационной категории Старомокшинской средней школы им. В.Ф.Тарасова Аксубаевского района
Проектная деятельность и содержание предмета «Технология» почти полностью обновляется. Появились направление, которые позволят детям знакомиться с высокотехнологическими системами и новыми разделами. Что же нового у нас в технологии: высокие технологии, методы решения конструктивных и изобретательных задач, моделирование и конструирование с применением компьютерных технологий, робототехника и другие технологии. Но мы сохраним и ту часть, которая требует развития навыков ручного труда.
Проект – одна из форм исследовательской работы. К современным детям поступает огромное количество информации. Обилие этой информации само по себе не приводит к системности знаний. Необходимо научить школьников отбирать нужное: находить связи, ранжировать, структурировать информацию, выделять главное. Наша задача научить их этому.
Мы должны создать условия для:
- формирования у детей информационной компетентности;
- формирования у ребят коммуникативной компетентности.
Надо учить: - не просто запоминать и воспроизводить знания, а применять их на практике;
- формировать вопросы для общения и поиска информации.
Для успешной реализации этих задач необходимо вовлекать учащихся в проектную деятельность. Участие в проектной деятельности – сложный труд для ученика, но интересный и захватывающий. Проект подразумевает самостоятельную деятельность ученика, однако задача взрослых участников – знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, содействовать, направлять, советовать, помогать в решении сложных вопросов.
Эта деятельность не новая, но если раньше подразумевалось общее развитие детей, то сейчас на первый план выходит формирование УУД, обеспечивающих школьникам умение учиться. Я начал с изучения литературы. Изучив литературу, выделил для себя следующие условия:
— стараться подходить ко всему творчески, бороться со стереотипными банальными решениями;
— ориентироваться на процесс исследовательского поиска, а не только на результат;
— стремиться открыть и развить в каждом ребёнке его индивидуальные наклонности и способности;
— в процессе работы не забывать о воспитании школьника;
— стараться меньше заниматься наставлениями, помогать детям действовать независимо, уклоняться от прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься;
— при оценивании нужно помнить – лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что раскритиковать;
— помнить о главном педагогическом результате – не делать за ученика то, что он может сделать самостоятельно;
— учить детей прослеживать связи и выстраивать цепочки;
— учить детей действовать независимо, приучать их к самостоятельным поискам и анализу ситуаций;
— учить способности добывать информацию;
— стараться обучать школьников умению анализировать и классифицировать получаемую ими информацию;
— помогать детям учиться управлять процессом собственного исследования.
Метод учебного проекта – это способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.
Уроки с использованием интегрированных творческих проектов нетрадиционны и вызывают особый интерес у детей, а также развивают творческие способности учащихся и эстетический вкус. Поэтому слабоуспевающие учащиеся (равнодушные, например, к истории, литературе, изобразительному искусству) с большим удовольствием готовятся к ним, проявляя активность и творческую инициативу. В результате у них создается положительная мотивация к самообразованию. Это, пожалуй, самая сильная сторона проекта.
Началом такого сотрудничества является создание информативных данных «Банк интегрированных творческих проектов». Особенность его заключается в следующем: на уроке технологии изготавливают то или иное изделие как проект, в другом – осуществляют его защиту (или следует декоративное украшение на уроке изобразительного искусства, а затем идёт защита).
Возможен другой вариант: на уроках технологии мальчики делают из древесины основу для куклы-сувенира или для персонажей кукольного театра, а девочки на уроках технологии шьют костюмы.
Качество выполнения проекта зависит от того, насколько прочны знания учащегося и приобретенные им навыки и умения в различных учебных дисциплинах.
Типы проектов
а) краткосрочные проекты – 1 – 5 уроков (это могут быть проекты, предусмотренные для проведения на уроке или во внеурочное время для решения небольшой проблемы);
б) среднесрочные проекты – 10 – 15 уроков
б) долгосрочные проекты – от одной четверти до года (проекты, предусматривающие решение достаточно сложной проблемы, требующей длительного наблюдения, постановки экспериментов, опытов, сбор данных, их обработка. Такие проекты могут предусматривать серию подпроектов, которые могут образовывать целую программу.
Типология проектов
а) исследовательские. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Они полностью подчинены логике небольшого исследования и имеют структуру, приближенную к подлинному научному исследованию или полностью совпадающую с ним аргументация актуальности принятой для исследования темы
Пример: проекты для старшеклассников: эссе, исследовательские рефераты.
б) творческие. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта.
Пример: газета, видеофильм, спортивная игра, подготовка выставки, драматизация, ролевая игра, сочинение.
в) игровые. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая.
Пример: сценарий праздника эпохи, фрагмент урока, кроссворды.
г) информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.
Пример: различные сообщения, доклады.
д) практико-ориентированные. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала предметный результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на интересы самих участников. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выводы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы.
Пример: проект закона, справочный материал, программа действий, совместная экспедиция, наглядное пособие.
Организация работы над проектами
- Проект-менеджер (администратор проекта): руководство разработкой проекта и деятельностью группы, связь с научным руководителем.
- Разработчик идей: генерирование, концепция, оригинальные предложения, ноу-хау и т.п.
- Дизайн-менеджер: составление и оформление дизайн-проекта.
- Технолог:оформление описательной части проекта.
- Специалисты по решению конкретных задач: и исполнению заданий (подбор материалов по определенным разделам, компьютерный набор).
Этапы работыы над проектами
- Выбор темы проекта и формулирование проблемы.
Первая часть работы над проектом – выделение проблемы. Здесь важно отделить трудности от проблемы и, если Вы знаете, как решить вопрос – это не проблема, а трудность. Поиск разрешения проблемы – это проектирование.
Уметь проектировать – значит видеть то, чего еще нет. Проблема зарождается индивидуально. Проблемы, требует исследовательского поиска для ее решения. Проблема должна быть интересной, актуальной, недостаточно проработанной.
В проблеме важно определить объект исследования – то, что рассматривается, а предмет – это представление о том, как рассматривается объект. Объект исследования может быть предметом разных исследований.
Обдумывание области знаний, из которой ученик может реализовать свой проект (гуманитарный, лингвистический, естественно-научный, интегративный). На этом этапе выстраивается образ индивидуальной и коллективной организации будущих занятий: намечается разделение задач внутри группы, предварительное закрепление за каждым из них той или иной роли и амплуа, составление схемы их взаимодействия, планирование порядка работ.
- Исследование проблемы.
Следующий шаг – найти как можно больше информации по своей проблеме, ее анализ.
Поход в библиотеку. Просмотр журналов и газет. Фиксация всех интересных идей, приходящих в голову. Делаются эскизы, рисунки, пометки. Оцениваются собственные возможности, знания и умения для реализации идеи. Реально оценивается время для решения поставленной проблемы. Представляется внешний вид проекта.
Начинается самостоятельная работа с художественной литературой и периодической печатью, сбор информации по проекту и переосмысление ее, «пропуск через себя»
- Генерирование идей.
На этом этапе школьники используют различные методы поиска идей решения проблемы. Руководитель проекта обязательно проконсультирует и поддержит ученика в ходе поиска и поможет выбрать оптимальный вариант. Запомни: любая проблема может иметь много различных вариантов решения. (интернет–страница, медиа-шоу и т.д.).
- Отбор идей.
На этом этапе надо выбрать идею, позволяющую наиболее успешно решить проблему
- Разработка технического решения.
- Планирование.
На этом этапе намечается последовательность и сроки реализации проекта. Учитель корректирует макет проекта, вместе с учеником планируют дальнейшую деятельность. После этой работы ученик составляет четкий план работы и приступает к воплощению проекта.
- Реализация проекта.
В ходе реализации проекта ученик должен обговаривать содержание с консультантами и руководителем проекта.
- Предзащита.
Хорошо, чтобы это событие было записано на пленку с помощью видеокамеры. Так учитель и учащиеся получат возможность проанализировать свои выступления. Увидеть себя со стороны и учесть все свои все недостатки.
- Первичное подведение результатов, доработка проекта.
Для определения успешности работы над проектом каждого ученика, учитывается:
-степень самостоятельности;
— степень включенности в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
— степень осмысления использованной информации;
— творческий подход;
- Защита проекта.
Защита проекта подразумевает возможность услышать все достоинства и возможные недостатки, а также планирование дальнейшего использования проекта. Защита проекта – важный заключительный этап проекта. Перед защитой необходимо подготовить все необходимые документы и изготовить своё изделие. Защита проекта показывает технологические знания и умения разработчика, его способность грамотно представить свой проект тем, кто его оценивает.
Заключение
Образование должно идти в ногу со временем. В «Концепции модернизации Российского образования» предусматривается обновление содержания образования, одним из пунктов которого является, изменение методов обучения. Одним из актуальных и эффективных методов является метод проектов. Актуальность методики проектной деятельности подтверждается авторитетным мнением ученых.
Актуальность метода обусловлена следующими концептуальными положениями современного образования:
— смещение акцентов от школы заучивания к школе развития;
— понимание значимости гуманитарного знания – знания востребованного, практико-ориентированного, личностно значимого;
— признание ученика субъектом обучения (субьект-субьектный подход образовании), а значит приоритетными его личность и интересы;
— построение отношений учителя и ученика на основе диалога – событийной формы познания (познания себя и мира через познание другого);
— осмысление демократизации системы обучения как равенства и ответственности сторон за его результаты.
Обучение проектной деятельности может проходить только в самом проекте. Метод проектов должен помочь учащимся освоить технологию проектирования с тем, чтобы суметь самостоятельно реализовать собственный проект (от его замысла до рефлексии). Успешная реализация учащимися индивидуальных проектов возможна при условии методически правильно организованной работы учителей.
Список литературы
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Под ред. Е.С. Полат. –М.: Академия, 2000. –272 с.
- Иванова, М.В. Опыт педагогического сопровождения проектной деятельности школьников // Школа и производство. – 2013. – № 4. – С. 3 – 7.
- Игнатьева, Г.А. Проектные формы учебной деятельности обучающихся общеобразовательной школы // Психология обучения. – 2013. — № 11. – С. 20 –33.
- Каримуллина, О.В. Развитие проектно-исследовательской деятельности учащихся // Управление качеством образования. – 2013. – № 6. – С. 59 – 65.
- Зуев, А.М. Проектная деятельность в образовательном процессе // Основы безопасности жизни. – 2014. – № 1. – С. 36 –41.
- Байбородова, Л.В., Харисова И.Г., Чернявская А.П. Проектная деятельность школьников // Управление современной школой. Завуч. – 2014. – № 2. – С. 94 –117.