Проектная деятельность учащихся начальных классов во внеурочное время в рамках внедрения ФГОС

№ 183

Резеда ХАБИБУЛЛИНА, Альбина ГАЙНУЛЛИНА,

учителя начальных классов высшей квалификационной категории средней школы №80 г. Казани

В настоящее время актуальны приемы и методы, которые позволяют детям научиться самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать предположения, делать выводы. Одним из таких методов является проектная работа. Этот метод активно используется нами во внеурочной деятельности.

Проектно-исследовательская работа ведётся учащимися самостоятельно при условии сотрудничества с педагогом, который руководит творческо-познавательным процессом и контролирует его. В результате такой творческой работы получается «проект» – продукт, созданный для решения поставленной задачи, детального исследования проблемы.

На занятиях «Тропинки здоровья» мы работали над проектом «Сон в нашей жизни». Ребята доказывали гипотезу, что младший школьник должен спать не менее 9 часов в сутки. Отклонение от нормы приводит к развитию заболеваний и отрицательно влияет на успеваемость. Ребята провели опыты над собой. Группа детей, которые имели хорошее здоровье и отличную успеваемость решили поставить над собой опыт. Они спали по 6 часов в день и при этом вели дневники о своем самочувствии. Эксперимент длился одну неделю. Участники опытном путем пришли к выводу, что отсутствие полноценного отдыха отрицательно влияет на здоровье: дети стали пассивными, рассеянными. Это конечно же сказалось на успеваемости. Ребята стали получать оценки ниже, чем до начала эксперимента.

На занятиях «Путешествие по этикету» ребята работала над проектом «За столом с дедушкой этикетом». Ребята доказывали гипотезу, что человеку не соблюдающему этикет трудно найти друзей. Этот проект был театрализованный. Ребята сочинили рассказ о том, что школьник Витя нарушал все известные правила этикета. Затем они рассказ переделали в сценарий, подобрали костюмы, изготовили декорации. Заранее по мини-спектаклю составили вопросы для беседы. На классный час ребята пригласили учащихся первых классом и выступили перед ним. Главным вопросом был «А будете ли вы дружить с таким как Витя?». Актеры и первоклассники искали пути исправления ошибок главного героя. Классный час прошел не только весело, но и имел значимую воспитательную цель.

На занятиях «Разговор о правильном питании» ребята работали над проектом «Это удивительное молоко».  Дети собрали информацию об ассортименте молочной продукции, ее составе и пользе для здоровья. Некоторые ребята нашли историю созданий различных сортов сыра. Команды разработали  агитационные плакаты о пользе молока, даже предложили семейные рецепты молочных каш.

Мы перечислили лишь несколько разнообразных проектов: исследовательский проект «Сон в нашей жизни», игровой проект «За столом с дедушкой этикетом», познавательный проект  «Это удивительное молоко».

При работе над проектами важную роль играет вовлечение родителей в работу. Совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из её участников. Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей.

В результате совместной проектной деятельности дети узнают много нового друг о друге, восполняют дефицит общения со взрослыми, их родителями у них формируется значимое отношение к понятию “семья”.

Ежегодно учащиеся нашей школы являются победителми городских и республиканских конференций. В этом году наш проект «Каюм Насыри – человек энциклопедия» занял II место на Всероссийской научно-практической конференции исследовательских, проектных и творческих работ учащихся и преподавателей им. первого президента Республики Татарстан М.Ш.Шаймиева «Многообразие и диалог культурного и языкового наследия как основа социального согласия и глобального партнерства».

Мы продолжим использовать в нашей работе проектно-исследовательский метод обучения и воспитания, так как практика показала высокую эффективность ее внедрения.