Проектная деятельность как средство повышения финансовой грамотности детей дошкольного возраста ПРОЕКТ
Проектная деятельность как средство повышения финансовой грамотности детей дошкольного возраста
ПРОЕКТ
Сирина САЛАХОВА,
старший воспитатель
детского сада № 362
г.Казани
- Паспорт проекта
№ | Наименование пункта | Комментарии |
1 | Название проекта | Проектная деятельность как средство повышения финансовой грамотности детей дошкольного возраста |
2 | Руководитель инновационного проекта | Валиуллова Эльвира Кямиловна, заведующий ДОУ |
3 | Разработчики инновационного проекта (Ф.И.О., должность) | Рабочая группа: Салахова С.И., старший воспитатель; Вахитова А.Р., учитель-логопед; Галимуллина М.М., воспитатель; Набиуллина А.Ф., воспитатель |
4 | Исполнители инновационного проекта (Ф.И.О., должность, наименование организации) | Педагогические работники МАДОУ «Детский сад №362» |
5 | База реализации инновационного проекта | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 362 комбинированного вида» Приволжского района г.Казани |
6 | Нормативно-правовая база | ü «Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023гг.), утв. распоряжением Правительства РФ от 25.09.2017г. № 2039–р
ü Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273–ФЗ; ü «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 ü Приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 №1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»; |
7 | Цель проекта | формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность |
8 | Задачи проекта | – повысить профессиональную компетенцию педагогов;
– развивать финансовую грамотность у дошкольников через создание развивающей предметно- пространственной среды. – развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий. – развивать познавательны интерес к вопросам финансовой грамотности и применение этих знаний на практике; – вовлечь в активное взаимодействие педагогов, воспитанников и родителей; – воспитывать разумный подход к своим желаниям сопоставляя их с возможностями бюджета семьи. |
9 | Сроки реализации | 2022–2025 учебный год |
10 | Этапы реализации проекта | 1 этап – подготовительный (сентябрь 2022 – май 2023)
Цель: Создание условий для реализации проекта, разработка модели реализации проекта. Задачи: – анализ имеющихся условий и ресурсов для реализации проекта на базе ДОУ; – разработка нормативной базы, регламентирующей инновационную деятельность в ДОУ; – подбор диагностик мониторинга; – разработка плана деятельности. 2 этап – этап основной. Реализация проекта (сентябрь 2023 – май 2024) Цель: апробация разработанной модели. Задачи: – организация деятельности рабочей группы, контроль и корректировка ее деятельности; – осуществление деятельности по разработанным планам 3 этап – этап заключительный (сентябрь 2024 –май 2025) Цель: Обобщение опыта работы. Задачи: – обобщение опыта работы участников рабочей группы; – оценка эффективности мероприятий по реализации инновационного проекта; – оформление методического продукта; – диссеминация положительного опыта работы на различных уровнях. |
11 | Целевая аудитория проекта | Проект направлен на работу с воспитанниками дошкольного образовательного учреждения, педагогическими кадрами и родителями (законными представителями). |
12 | Ожидаемые результаты | – Будет разработано методическое пособие Сборник методических разработок «Финансовая грамотность» из опыта работы детского сада по реализации модели экономического воспитания дошкольников по формированию предпосылок финансовой грамотности.
– Будет оснащена развивающая предметно–пространственная среда – Педагоги разрабатывают и реализуют систему работы по формированию основ финансовой грамотности дошкольников. – Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности. – Родители (законные представители) повысят компетентность в вопросах обучения детей финансовой грамотности |
- Введение
Актуальность проблемы.
В современном быстроразвивающемся мире, где происходит усложнение финансовой системы, процессов глобализации, появления широкого спектра новых финансовых продуктов и услуг, перед россиянами ставятся сложные задачи, для решения которых необходимы знания навыков финансовой грамотности.
Проблемы низкой финансовой грамотности в стране диктуют необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экономического сознания, культуры сбережения.
Задача повышения финансовой грамотности населения Российской Федерации в течение последнего времени рассматривается руководством страны как одна из приоритетных. Поэтому разработка и внедрение стратегии финансового образования людей становится важным направлением государственной политики, что нашло отражение в ряде документов, принятых на федеральном уровне: «Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023гг.), утв. распоряжением Правительства РФ от 25.09.2017г. № 2039–р.», «Соглашение о сотрудничестве Банка России с Министерством образования и науки в области повышения финансовой грамотности населения Российской Федерации» от 08.09.2016г.
Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке – веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных житейских ситуациях, творчески действовать, а значит – строить новую жизнь более организованно, разумно, интересно. Среди основных направлений развития воспитания, определенных в документе федерального уровня
Основы экономического образования необходимо начинать именно с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Малыши рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле – продаже и других финансовоэкономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне.
В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. Так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. Отсюда возникла необходимость воспитания 9 личностных качеств у дошкольников, которые определяют дальнейшую его жизнедеятельность в обществе, такие как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность. Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков и это отражено в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Ребёнок дошкольного возраста не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с педагогами и родителями, приобретет необходимые и доступные ему знания, практические навыки основ финансовой грамотности, сформируется внутренняя социальная позиция представлений о том, какое место занимает экономика в окружающей его действительности. Для формирования у детей данных представлений, необходима организованная работа, которая должна включать в себя по формированию финансовой грамотности всех участников образовательных отношений.
В соответствии с ФГОС ДО главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. В дошкольном возрасте закладываются не только основы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Поэтому занятия по программе экономического воспитания необходимы не только школьникам и студентам, но и дошкольникам.
Многие родители не в полном объеме осознают важность приобщения ребенка к основам экономических знаний, ведь это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе. Поэтому работа в детскому саду так же должна быть направлена на повышение уровня знаний об использовании экономических представлений у родителей, а также помочь реализовать полученный с детьми практический опыт в кругу семьи.
Проблема:
С одной стороны, несоизмеримо увеличивается информационный поток, в котором у ребенка стихийно формируется опыт экономических отношений у ребенка, формируется основа для будущего экономического мышления, с другой стороны, очевидно отсутствие целенаправленной работы по воспитанию финансовой грамотности, неподготовленность педагогических кадров к решению новых задач, недостаточная оснащенность процесса формирования элементарных экономических знаний у дошкольников.
Таким образом, обучение основам финансовой грамотности помогает детям развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, приобрести элементарные навыки, необходимые для ориентации и существования в современном рыночном мире, формирует стимулы к приобретению знаний. Оно не только влияет на расширение кругозора и формирование внутренней социальной позиции ребенка, но развивает во всех образовательных областях, в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО.
Инновационный проект «Проектная деятельность как средство повышения финансовой грамотности детей дошкольного возраста» составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
- «Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, включая дошкольный возраст, обогащение детского развития».
В основу воспитания и развития ребенка должен быть заложен принцип «не навреди». Интеллектуальные и физические перегрузки детей дошкольного возраста недопустимы. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки должен соответствовать санитарно–эпидемиологическим правилам и нормативам СП 2.4.3648–20 «Санитарно–эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28 сентября 2020 г. № 28. По достижении возраста 5 лет действия дошкольника постепенно становятся осознанными. Он начинает воспринимать особенности окружающей финансовой сферы, хотя и ориентируется в своих действиях, прежде всего на поведение взрослых. Дошкольник с любопытством наблюдает за актами купли–продажи, начинает чувствовать, как родители относятся к деньгам. Совершая действия, он может ставить себя на место другого, учитывать не только свое, но и чужое мнение. Уровень психологического развития дошкольника позволяет ему осознать понятие выгоды (особенно личной выгоды). Дошкольник способен отличить успех от неудачи, схитрить, выгадать и даже обмануть. Важно приучать детей 5–7 лет осуществлять правильную оценку своих действий, не только с точки зрения выгоды для себя, но и с культурно–нравственной позиции. Взаимосвязь нравственного и финансового воспитания очевидна так же, как и важность формирования основ здорового отношения к деньгам в ранний период взросления дошкольника.
- «Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования».
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно–волевой и эмоциональной сфер личности. Оформляется новое психическое качество – ценностная ориентация. Поэтому это идеальный возраст для воспитания уважения к труду, вложенному в любую приобретаемую вещь, будь то игрушка или предмет одежды. Нельзя забывать о том, что впечатления детства о значимости денег в семье, личное соприкосновение с денежными купюрами и монетами во многом определяют образ мыслей и действий ребенка в будущем. Формирование основ финансовой грамотности не должно происходить в принудительной форме. Следует помнить, что каждый ребенок индивидуален и для овладения какими–либо знаниями и навыками ему требуется время.
- «Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений».
После 5 лет у детей появляется чувство «взрослости», поддерживая которое, можно успешно развивать детскую деловитость, самостоятельность, ответственность – качества, столь необходимые для финансово грамотного человека. Приобщение дошкольника к финансовой грамотности через нравственное отношение к таким категориям, как выгода, ценность труда, вещей, является полностью оправданной. Процесс изучения основ финансовой грамотности должен обеспечить тесную связь этического, трудового и экономического воспитания, способствовать становлению ценностных жизненных ориентиров дошкольников.
- «Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности».
Поддержка инициативы дошкольников в различных видах деятельности означает, что воспитатель на протяжении всего периода обучения должен оказывать воспитанникам поддержку, помогать овладевать элементами самоанализа, стимулировать активную работу над собой, а также поощрять различные виды самоутверждения и самовыражения. Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада осуществляется с помощью: создания условий для свободного выбора детьми деятельности, а также участников совместной деятельности; создания условий для выражения своих чувств и мыслей, принятия детьми решений; поддержки инициативы и самостоятельности детей в разных видах деятельности. Основная задача воспитателя в процессе изучения основ финансовой грамотности – применять различные формы и способы для раскрытия финансовых понятий, а также закреплять полученные знания на протяжении всего периода обучения в дошкольной образовательной организации.
- Принцип «сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьей» означает, что при включении основ экономического воспитания в образовательную деятельность воспитатель должен придерживаться очень важного правила: при изучении темы вопросы не должны касаться условий и качества жизни конкретного ребенка или членов его семьи, например, исключается сравнение доходов семьи, уровня и качества жизни. Ряд вопросов может быть предложен для совместного изучения ребенка и его родителей (законных представителей). Этот принцип предполагает максимальное включение родителей в обсуждение с ребенком тех вопросов и тем, о которых он говорил на занятиях с воспитателем.
- «Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
Методические материалы по изучению детьми основ финансовой грамотности, включенная в образовательную деятельность ДОО, должны учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и воспитателей и, в частности, может быть ориентированы на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность конкретной ДОО. Одной из форм организации приобщения к финансовому миру могут стать экскурсии в финансовые и иные учреждения, на предприятия малого бизнеса и пр.
- При реализации принципа «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности» следует учитывать, что изучение детьми основ финансовой грамотности имеют выраженный прикладной характер. Задача воспитателя в процессе организации образовательной деятельности – активно побуждать детей к дискуссии и высказыванию своей позиции по всем изучаемым на занятии вопросам. Педагог обязательно должен подводить итоги с оценкой правильности и ошибочности высказываний и поведения детей. Образовательную деятельность рекомендуется строить на доступных и увлекательных формах работы с детьми, соответствующих их возрасту. Занятия должны включать специфическую детскую активность, специально организованную воспитателем, подразумевающую деловое взаимодействие и общение детей, накопление интересной информации в сфере личных и семейных финансов, формирование базовых первичных знаний, умений и навыков рационального финансового поведения. Эта деятельность должна быть эмоциональной, вызывать интерес, воспитывать познавательную потребность дошкольников.
- «Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)». Это один из основных принципов организации образовательной деятельности с дошкольниками. Рекомендуется осуществлять выбор тех парциальных образовательных программ или отдельных модулей и тем, а также форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей. Кроме того, следует учитывать возможности педагогического коллектива, сложившиеся традиции ДОО и детской группы. Выбор модулей и программ и степени погружения в образовательную деятельность зависит от вида ДОО.
- Учет этнокультурной ситуации развития детей. Введение региональной составляющей дает возможность организовать в ДОО работу по ознакомлению дошкольников с основами финансовой грамотности с использованием фольклора, детской литературы и обычаев своего народа, приобщением к народному искусству. Включение в педагогический процесс системы работы по формированию экономических представлений поможет родителям (законным представителям) осознать, что взаимное влияние семьи и детского сада необходимое условие для полной реализации возможности ребенка
Программа инновационной деятельности.
Сроки реализации проекта: 2022 –2025 учебный год.
Тип проекта: информационно–практико–ориентированный.
Участники проекта: педагоги, воспитанники старшего дошкольного возраста, родители (законные представители), социальные партнеры.
Цель проекта: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из цели проекта, были поставлены следующие задачи реализации проекта:
– повысить профессиональную компетенцию педагогов;
– развивать финансовую грамотность у дошкольников через создание развивающей предметно – пространственной среды;
– развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.
– развивать познавательны интерес к вопросам финансовой грамотности и применение этих знаний на практике;
– вовлечь в активное взаимодействие педагогов, воспитанников и родителей;
– воспитывать разумный подход к своим желаниям сопоставляя их с возможностями бюджета семьи.
Новизна проекта заключается в разработке образовательного контента по обучению детей дошкольного возраста основам финансовой грамотности, который даёт знания о мире финансов и экономике, в которых ребёнок может быть главным действующим лицом. Финансовое просвещение необходимо включать с детского сада, чтобы обеспечить формирование и развитие уникальной личности воспитанника. В процессе формирования первоначальных основ финансовой грамотности мы развиваем у ребёнка социальные компетенции, необходимые для адаптации и интеграции в систему общественных отношений и развитие его личностных ресурсов в будущем.
Включение основ финансовой грамотности в воспитательно–образовательный процесс как одного из направлений совместной деятельности педагога с детьми. Содействие формированию первичных социальных компетенций дошкольников в сфере личных и семейных финансов.
Создание развивающей предметно–пространственной среды в ДОО для развития социального и финансового развития дошкольников в системном подходе к формированию финансовой грамотности подрастающего поколения, как форма обеспечения финансовой безопасности семьи.
Формирование основ финансовой грамотности в интеграции образовательных областей в разнообразных видах детской деятельности.
Создание оптимальной модели в решении задач формирования финансовой грамотности и психологической готовности к получению финансово–экономического образования.
Организующими являются формы совместной деятельности взрослого и детей (продуктивная, игровая, познавательно–исследовательская, чтение художественной литературы), а также тематическое наполнение, которое использует педагог, инициируя совместную партнерскую деятельность с детьми. Существенной особенностью совместной партнерской деятельности взрослого и детей является ее открытость в сторону свободной самостоятельной деятельности. В процессе формирования первоначальных основ финансовой грамотности мы развиваем у ребёнка социальные компетенции, необходимые для адаптации и интеграции в систему общественных отношений и развитие его личностных ресурсов в будущем.
Работу в рамках проекта поделили на три этапа.
1 этап – «Подготовительный»
(сентябрь 2022 –май 2023гг.)
Цель: Создание условий для реализации проекта, разработка модели реализации проекта.
Задачи:
– анализ имеющихся условий и ресурсов для реализации проекта на базе ДОУ;
– разработка нормативной базы, регламентирующей инновационную деятельность в ДОУ;
– подбор диагностик мониторинга;
– разработка плана деятельности.
2 этап – этап основной. Реализация проекта
(сентябрь 2023 – май 2024гг.)
Цель: апробация разработанной модели.
Задачи:
– организация деятельности рабочей группы, контроль и корректировка ее деятельности;
– осуществление деятельности по разработанным планам
3 этап – этап заключительный
(сентябрь 2024–май 2025гг.)
Цель: Обобщение опыта работы.
Задачи:
– обобщение опыта работы участников рабочей группы;
– оценка эффективности мероприятий по реализации инновационного проекта;
– оформление методического продукта;
– диссеминация положительного опыта работы на различных уровнях.
Этапы проекта:
Условия | Этапы проекта | Срок | Ответственные |
Организационные | 1. Создание рабочей группы, организация ее работы. | Октябрь
2022г. |
Заведующий ДОУ, старший воспитатель |
Информационные | 1.Ознакомление коллектива педагогов с проектом.
2. Ознакомление родительского сообщества с проектом. |
Ноябрь 2022г. | Заведующий ДОУ,
старший воспитатель |
Кадровые | 1. Разработка тематики проекта.
2. Защита проектов, конкурсы, мероприятия. |
2022г., 2023г.,
2024г., 2025г. |
Рабочая группа, старший воспитатель,
воспитатели групп |
Мотивационные | 1. Учитывать при проведении аттестации педагогов внутри учреждения, участие в работе проекта.
2. Лучших педагогов представить к грамотам ДОУ по итогам года. |
Ноябрь 2022–
май 2025г.г. |
Заведующий ДОУ,
старший воспитатель
|
Научно – методические | 1. Разработка:
– Анкеты для родителей; – Диагностика для воспитанников; – Методические рекомендации. |
ноябрь 2022–
май 2025г.г.
|
Заведующий ДОУ, старший воспитатель,
рабочая группа группа |
Материально – технические | 1. Приобрести оборудование, направленное на реализацию цикла проектов, для обогащения развивающей предметно– пространственной среды групп и ДОУ. | ноябрь 2022–
май 2025г.г.
|
Заведующий ДОУ, старший воспитатель,
рабочая группа
|
Нормативно–правовые | 1. Разработать положения:
*об инновационной деятельности; *о рабочей группе; 2. Приказы по созданию этих структур; 3. Утверждение на педсовете; 4. Утверждение положений о конкурсах; 5. Приказы о подготовке к мероприятиям. |
Ноябрь 2022–
май 2025г.г.
|
Заведующий ДОУ, старший воспитатель,
рабочая группа
|
План реализации проекта
Формы работы | Цель | Участники | Сроки проведения | Ответствен
ный |
Практический результат |
Заседания рабочей группы | Цель: систематизация знаний педагогов, пед.сопровождение проекта | Члены рабочей группы | В соответствии с годовым планом | Старший воспитатель | Протокол
|
Индивидуальные и групповые консультации по использованию эффективных форм работы с детьми, по проекту | Цель: углубление знаний о современных подходах к решению проблемы | По запросам педагогов | В течение года | Старший воспитатель | Методические рекомендации |
Открытые просмотры занятий, работы вне занятий, мероприятий. | Цель: формирование системных знаний о ходе проекта | Воспитатели, специалисты | В соответствии с годовым планом | Заведующая,
старший воспитатель |
Конспекты занятий, других форм работы |
Описание продуктов инновационной деятельности.
В ходе реализации проекта будут получены следующие продукты:
- Насыщенную развивающую предметно–пространственную среду в группах и в ДОУ.
- Методические рекомендации родителям и педагогам.
- Нормативно-правовая база по внедрению курса финансовой грамотности в ДОО;
- Методическое пособие по финансовой грамотности для детей дошкольного возраста «ЭвриНомика».
- Дидактическая игра «Праденежки».
- Макет настенной декоративно–развивающей панели «Путешествие монеток».
- Копилка «Рублеша»
Материалы и оборудование:
Методический и демонстрационный материал по теме «Основы финансовой культуры», компьютер, проектор, теле/видео аппаратура, презентации, обучающие мультсериалы («Уроки тетушки Совы. Азбука денег», «Азбука финансовой грамотности со Смешариками»), книги (Н.Носов «Незнайка на Луне», Джанни Родари «Приключения Чиполлино», А.Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино», Г.Х.Андерсон «Новое платье короля»), банкомат.
Ожидаемые результаты, социальные эффекты, критерии оценки
Реализация проекта по повышению финансовой грамотности дошкольников позволит:
Педагогам ДОО:
- Вовлекать в образовательный процесс родителей (законных представителей).
- Повысить уровень собственной финансовой безопасности и финансовой безопасности обучающихся и их родителей (законных представителей).
- Создание оптимальной модели образовательной деятельности в решении задач.
Воспитанникам:
- Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).
- Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.
- Получить представления о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд. ― Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.
- Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей
- Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.
- Осознание детьми на доступном уровне взаимосвязи понятий: «труд – продукт –деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества», признание авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, расчетливость, экономность, трудолюбие – и вместе с тем щедрость, честность, отзывчивость, доброта.
- Развитая эмоциональная сфера детей, умение понимать свое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку, способность распознавать чувства других людей.
Родителям:
- Обеспечение информационно-просветительской поддержки родителей в вопросах финансовой грамотности.
- Повышение компетенций взрослых в сфере личных и семейных финансов.
- Вовлечение родителей в образовательный процесс в ознакомлении с миром профессий, приобретении финансовых и социальных знаний и понятий.
- Создание плодотворного партнерского взаимодействия с семьей.
Основные риски проекта
№ п/п | Наименование риска | Меры реагирования на риск |
1 | Недостаточная мотивация у части воспитанников к обучению основам финансовой грамотности. | Использование современных интерактивных технологий. |
2 | Недостаточная мотивация педагогов к инновационной деятельности финансовой направленности. | Использование различных способов стимулирования педагогов, популяризация достигнутых позитивных результатов в проектно-инновационной деятельности. |
3 | Нехватка высококвалифицированных педагогов в области экономического воспитания детей. | Своевременная подготовка и переподготовка педагогов в финансово–педагогической области. Адресное повышение квалификации педагогических кадров и др |
4 | Недостаточное понимание родительской общественностью значимости основ финансового образования в современных мире. | «Методическое пособие по финансовой грамотности для детей дошкольного возраста «ЭвриНомика».
|
5 | Недостаточность материально–технических средств для реализации инновационного проекта. | Привлечение бюджетных и внебюджетных средств финансирования |