Проблемы использования ФГОС на уроках истории
№ 94
Игорь ШОР,
учитель истории и обществознания I квалификационной категории гимназии № 102 г. Казани
Одно из основных требований ФГОС – в основе урока должен быть системно-деятельностный подход, согласно которому главными субъектами на уроке являются ученики, а не учитель. Согласно мнению ряда ученых, учащиеся в результате слухового восприятия усваивают 10, зрительного 30, деятельностного 90 процентов информации полученной на уроке. Рекомендуется использовать групповые и индивидуальные формы работы.
Некоторым ученикам трудно самим усвоить тему на уроках. Например, сучениками 6 класса мы проходили тему “Московское княжество при Дмитрии Донском”. Для того, чтобы понять данную тему надо знать евразийскую и консервативную точки зрения на Куликовскую битву, которые используются автором, но не излагаются в параграфе. Как ученики могут понять автора учебника?!
Современному учителю истории не достаточно владеть учебным материалом, он должен уметь интересно и на доступном языке излагать тему, удивлять учащихся новыми формами урока, знать источники, историографию и помнить про возрастные особенности обучающихся. Урок будет успешнее, интереснее, если учителя истории на уроках будут использовать источники и излагать разные точки зрения на события,а также на личности.
Каковы же пути решения проблемы? Во-первых, учителю необходимо убедить учеников в полезности исторической информации независимо от того, какой профиль обучения они выберут в 9 классе. Во-вторых, полезно использовать проектную технологию, которая вовлекает обучающихся в учебную деятельность, погружая их в тему, вызывая мотивацию на изучение прошлого нашей страны и человечества. Особенно важно совершенствовать умение исследовать индивидуальные, групповые, познавательные интересы, учитывая возрастную психологию учащихся. Например, семиклассников больше интересует культура и быт народов, происхождение славян, поэтому с ними я успешно провел урок-проект на тему “Повседневная жизнь Европы в 16-17 веках”.
Исходя из познавательных интересов своих учеников, я выбираю темы и формы уроков, учитывая при этом рабочую программу. Особый интерес у учащихся вызывает игровая технология. Это связано с их возрастными особенностями. К примеру, в 6 классеуспешно прошёл урок-игра на тему “Чайная церемония в странах Востока”. На вводно-мотивационном этапе урока ученики поставили цель и задачи. Далее на стадии изучения нового материала дети воспроизвели чайный ритуал Японии. Один из них играл роль хозяина чайного домика, а трое были гостями. Хозяин встретил гостей, после омовения гости прошли в кабинет. В углу хозяин вывесил свиток с изречением, а также поместил букет цветов. Ученики выбрали изречение Конфуция «Учение без размышления бесполезно, но и размышление без учения опасно». После приготовления чая, хозяин подаёт чашку гостям, которые отпивают его по старшинству, после чего чаша возвращается к хозяину. Употребление чая из чаши символизирует единение собравшихся.
Следующая стадия церемонии, когда хозяин готовит лёгкий чай в отдельных чашках для каждого гостя. Начинается беседа, в этот момент учитель должен помочь ученикам организовать разговор наводящими вопросами, например: «Почему Конфуций считал, что размышления без учения опасны?»
На этапе закрепления пройденного материала учитель задаёт вопросы по изученной теме, во время рефлексии надо узнать с какими трудностями столкнулись ученики при подготовке к этому уроку, каковы причины трудностей. С помощью наводящих вопросов помогает найти ошибки и их причины. В данном случае пришлось встретиться с проблемой в общении. На заключительном этапе учитель конкретизирует и комментирует домашнее задание. Такие уроки способствуют повышению мотивации к предмету.
Технология развивающего обучения также мотивирует на изучение истории. Желательно,чтобы в начале урока была поставлена проблема, что вызовет интерес к изучаемой теме и будет способствовать использованию исследовательских, эвристических приемов на уроке.
В 6 классе урок истории на тему “Викинги и Европа” является открытием нового знания. Во время этого урока ученики формируют личностные умения: негативное отношение к войне, рабству; метапредметные умения: находить проблему урока, ставить цели, задачи, выдвигать версии по решению проблемы; предметные умения: учатся характеризовать походы викингов, их деятельность во время этих походов. Например, я разделил класс на две группы: одна группа должна была доказать, что викинги сыграли положительную роль в жизни Европы, а другая группа доказала негативное значение. После выступления группы, я спросил мнение класса по заданному вопросу.
На вводно-мотивационном этапе урока объявляется тема урока, а затем можно предложить вспомнить, что собой представляла Европа накануне походов викингов, определяется проблема, обозначается цель и задачи урока, составляется план. Проблема:“Внесли ли викинги серьезный вклад в становлении средневековой Европы?” Цель: “Какую роль сыграли викинги в истории средневековой Европы положительную или отрицательную?”
На этапе изучения нового материала ученики в группах и индивидуально анализируют фрагменты вышеуказанных работ и учебный материал, чтобы ответить на следующие вопросы: “Был ли у скандинавов земельный голод,что привело к высокой смертности?”, “ Какие причины вызвали походы викингов на Европу, прав ли ФергюсонР, говоря о том, что викинги из Дании всего лишь реагировали на угрозу христианизации, исходившую от франкского короля Карла Великого?”, “Какие итоги и последствия имели походы викингов для Европы?”
После изучения информационных источников каждая из групп высказывает свою точку зрения на вышеуказанные вопросы. Например, одна группа доказывает точку зренияФергюсона Р., а другая – Гуревича А.Я., что походы вызвали внутренние причины такие, как земельный голод у скандинавов, а также военная демократия, которая получила у них развитие вконце VIII века.
На этапе закрепления пройденного материала учитель может задать вопросы по изученной теме. Например, “Кто такие викинги?”, “Каковы причины походов викингов?”, “Почему викингам не удалось захватить Европу?”, “Какие города и государства создали викинги?”, “Какую роль сыграли викинги в создании Киевской Руси?”. На этапе рефлексии задаются вопросы, стимулирующие найти ошибки при решении учебной задачи. Например, какие вопросы у вас вызвали трудности? Учитель может предложить ученику, с помощью наводящих вопросов, выдвинуть свою версию, чтобы помочь ему найти ошибку. На последнем этапе задается комментируется домашнее задание.
В-третьих, ученики и родители должны выезжать на исторические экскурсии. Невозможно познать историю только по книгам, надо проникнуться её духом.
В-четвёртых, учитель должен повлиять на позицию родителей в отношении истории.Ему необходимо чаще приходить на родительские собрания для беседы с родителями и убеждать, что история – серьёзная наука. Если политики и вмешиваются в науку, в ряде случаев, как это было в советский период, то это не значит, что вся история переписана. Исторические факты по многим темам не были искажены.
Учитель должен постоянно совершенствоваться в искусстве рассказа с использованием ИКТ. Обучающиеся лучше поймут тему или отдельные вопросы, если они будут сопровождаться визуализацией информации. При новом ФГОСе ученики сами должны усваивать тему, если возникают трудности, тогда учитель должен доступно объяснить непонятные им вопросы. Следующая проблемаc которой приходиться сталкиваться на уроках истории при использовании ФГОС – это низкаяусвояемость учебного материала. Деятельностной подход способствует только поддержанию интереса к предмету. Надо развивать память, историческое мышление, мотивацию читать книги, личностно-ориентированный подход и.т.д.
В своей работе я затронул ряд проблем,с которыми мне пришлось столкнутьсяпри использовании ФГОС. При решении первой проблемы необходимо использовать как деятельностной,так и традиционный подход. При решении второй проблемы надо активно использовать вышеуказанные современные технологии, организовывать экскурсии по историческим местам и т.д., а чтобы решить третью требуется использование личностно-ориентированного подхода и другие меры.
Информационные источники статьи
1.Федеральный государственный образовательной стандарт основного общего образования.-М.: Просвещение, 2011.
2.Якушина Е.В. Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС// Справочник заместителя директора школы,№ 10, 2012.
3.Долгина Т.Г. Современный урок как основная форма реализации требований ФГОС// Молодой ученый.-2015.-№ 13.-с 627-629.
4.Хабарова В.В. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС// sukhodol-sch 1. Uroz.Ru.
5.Учебник. Искровская Л.В. История средних веков. 6 класс.
6.Гуревич А.Я. Походы викингов.-М.: 1966 г.-300 с.
7. www.uchportal.ru./publ/24-1-0-7082.