Проблема несоответствия между физическим, интеллектуальным и социальным развитием детей дошкольного возраста

 № 180

Жанна НИГМЕТЗЯНОВА,

инструктор по физической культуре высшей квалификационной категории детского сада №407 г. Казани

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребёнок – это ребенок, который отличается высокими незаурядными способностями (или имеет предпосылки для таких достижений) в какой-либо деятельности.

Выявить таких детей – очень проблематично.

Во-первых, в семье родители, как правило, не понимают, что происходит с ребенком, и чаще всего их реакция на такие способности ребенка негативна. Они хотят, чтобы их ребенок был как все.

Во-вторых, творческие способности у детей проявляются вместе с нервно-психической возбудимостью. Ребенок неусидчив, нарушается аппетит, сон, часто возникают головные боли. Таким детям нужна своевременная коррекционная работа с медицинским персоналом и психологом. Иначе это приведет к развитию неврозов и ряда психосоматических заболеваний.

В-третьих, одарённый ребенок, приходя в коллектив сверстников со средними способностями, ощущают недоброжелательное и не доверительное отношение окружающих. Поэтому одарённый ребенок старается не выделяться, чтобы не выглядеть «белой вороной», в следствии этого способности снижаются.

Перечислим проблемы одарённых детей в детском саду:

  • На занятиях ребенку скучно и неинтересно. Ухудшается поведение, так как одаренный ребенок не применяет свои знания и умения.
  • Такие дети любят более сложные игры, им неинтересно играть в игры сверстников. Поэтому он отстраняется от детского коллектива и со временем уходит в себя.
  • Одарённому ребенку нравиться общаться с детьми старше себя, которые более развиты физически и более социально адаптированы в окружающей обстановке, обладают большим запасом знаний и умений. У одаренных же детей моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей. Им тяжело быть наравне со старшими ребятами. Поэтому ребенок не может стать лидером.
  • У незаурядного ребенка есть внутреннее желание быть совершенным. Поэтому он чувствует неудовлетворенность, собственную неадекватность, а в итоге мы получаем низкую самооценку.
  • Ребенок стремится к знаниям, требуют к себе большего внимания педагогов, родителей и других взрослых. Это приводит к конфликтам в отношениях с другими детьми. Они становятся нетерпеливыми к детям, которые ниже их в интеллектуальном развитии, проявляя презрение к ним.

Одаренные дети с самого раннего детства отличаются от своих сверстников: мало спят, рано начинают говорить, у них богатый словарный запас, повышена внимательность, любопытство, отличная память, такие дети уже в трехлетнем возрасте могут следить за несколькими событиями одновременно. В двух-трехлетнем возрасте они могут долго концентрироваться на выполнении интересного для них задания, возвращаться к нему в течение нескольких дней. Подобное поведение не характерно для детей этого возраста. Такие ранние проявления одаренности обычно свидетельствуют о незаурядных интеллектуальных способностях. А вот в умении общаться со сверстниками они испытывают трудности, и в физическом развитии отстают от них.

Поэтому испытывают трудности при посещении детского сада, перечисленные ранее.

Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности.

После того, как выявлена одаренность в той или иной деятельности, необходимо подобрать формы и методы работы с детьми. Предлагаем следующие формы работы:

  • творческие объединения;
  • проектная деятельность;
  • экспериментально-исследовательская деятельность;
  • выставки, конкурсы, соревнования;
  • творческие отчеты, концерты, спортивные состязания, презентации.

Какие же задачи решает дошкольное учреждение, работая с одаренным ребенком?

  1. Создать такую атмосферу, чтобы ребенок смог чувствовать себя признанным и востребованным.
  2. Помогать в налаживании отношений с ровесниками и взрослыми людьми.
  3. На занятиях давать более сложный материал, излагать интересные факты, использовать ИКТ, продумывать индивидуальные задания, давать задания на выбор, использовать интегрированные задания. Всевозможные приемы и методы для развития познавательной активности такого ребенка.
  4. Создавать ситуации успеха, чтобы ребенок чувствовал себя признанным. А это главное условие для развития одаренности.
  5. Стимулировать ребенка, создавая: доску почета, вести его портфолио, организовывать интеллектуальные встречи, брейн-ринги, конкурсы, эстафеты.
  6. Организовать дополнительное образование для ребенка, оно поможет в развитии социальных, коммуникативных и физических навыков.
  7. Провести обследование, чтобы исключить у ребенка наличие нервозов, и только потом начать развивающую и коррекционную работу.
  8. Повышать физическую нагрузку постепенно, приобщать ребенка к здоровому образу жизни.

Способный ребенок чувствителен к факторам социальной среды, особенностям воспитательного процесса. Семья и детский сад должны сообща помогать ребенку преодолевать трудности в несоответствии между физическим, интеллектуальным и социальным развитием.

Рекомендации для семьи, где растет незаурядный ребенок:

1. Качественное общение с ребенком, учитывая его интересы и возможности.

2. Эмоциональное принятие принципа «безусловной» любви (принять ребенка таким, какой он есть).

3. Создать благоприятную психоэмоциональную атмосферу в семье.

4. Организация совместных форм взаимодействия с ребенком.

5. Адекватные требования к деятельности ребенка.

6. Демократический, гармоничный стиль воспитания в семье.

7. Создание обогащенной среды для всестороннего развития ребенка.

Необходимо включать родителей в процесс образовательной, воспитательной деятельности в детском саду. Родители должны помочь ребенку не только развить его таланты, но и помочь адаптироваться в социальной среде, приобщить к ЗОЖ. Для этого родителям необходимо участвовать в этом процессе, пройти этот путь вместе с ребенком: приходить на выставки, соревнования, концерты, праздники, вместе с ребенком готовить костюмы, декорации, выставки, участвовать в совместных творческих проектах, вместе делать утреннюю зарядку, на прогулках играть в подвижные и спортивные игры, посещать родительские собрания. Взрослые должны стать примером для ребенка, их помощниками.

Эффективно организовать работу с родителями поможет ряд целенаправленных мероприятий, организованных педагогами дошкольного учреждения. Темы должны быть интересными для родителей, быть нестандартными, постоянно обновляться. Главное, чтобы они заинтересовали родителей, помогли еще раз пересмотреть точку зрения на воспитание своего ребенка, помогли стать для ребенка помощником и другом. Мероприятия для родителей.

Вечера вопросов и ответов проводятся после проведения диагностики родительских проблем,  возникших в воспитании ребенка и во взаимоотношениях с ним, а также после проведения мониторинга ребенка, который выявит слабые стороны в развитии ребенка, которые требуют коррекции.

Педагогические практикумы, семинары направлены на освоение родителями конкретных приемов и методов семейного воспитания, оказание помощи ребенку в деятельности по самообразованию и самовоспитанию. Темы, которые можно поднять на семинарах и практикумах:

  • «Поощрение и наказание в семье»;
  • «Конфликт в семье: как его преодолеть?»;
  • «Как помочь одаренному ребенку?»;
  • «Как правильно общаться в коллективе сверстников?»;
  • «Физическое и психическое здоровье ребенка – залог успешности ребенка»;
  • «Как развить физические качества (быстроту, ловкость, меткость и т.д.) через подвижные и спортивные игры»;
  • «Как правильно закаливать ребенка в домашних условиях?»;
  • «Какие спортивные кружки, секции подходят вашему ребенку?»;
  • «Свободное время детей. Как его занять?»;
  • «Пальчиковая игра – одна из форм развития тонких движений пальцев рук»;
  • «Кинезиология как направление психокоррекционной работы в ДОУ».

Эффективно применять в работе с родителями нестандартные формы, которые помогают «попрактиковаться в воспитании», проигрывать разные ситуации, исправить педагогические ошибки в воспитании в процессе совместного решения.

Сохранение и развитие одарённости – это проблема прогресса общества, реализации его творческого потенциала и индивидуальных судеб. Живите без страха, смело встречайте все препятствия и докажите, что вы можете их преодолеть.