Природа – источник жизни
(Внеклассное мероприятие для учащихся 1 – 2 классов)
Эльвира ЗАЙНУТДИНОВА,
учитель музыки инженерно-технологического лицея г. Елабуги
(Звучит песня «Давайте сохраним» (муз. А. Черного, сл. Н.Старшинова.)
Ведущий. Ребята, о чём эта песня? (Ответы детей.)
– Как вы думаете, о чём будет наше мероприятие? (Ответы детей.)
– Мы сегодня поговорим о том, что природа – главный источник жизни. Природа дает нам воздух, воду, ресурсы. Человек неосознанно губит ее, вырубая леса, загрязняя воду и воздух.
Всемирный день окружающей среды был учрежден ООН 15 декабря 1972 года. Тогда же на Стокгольмской конференции в Швеции установили и дату ежегодного празднования – 5 июня. За последние годы этот день превратился в глобальную экологическую информационную платформу для всей мировой общественности. Его отмечают миллионы людей в разных странах. Главная цель праздника – привлечь внимание к проблемам окружающей среды и стимулировать активность по её охране.
У кого из вас есть домашние животные? Поднимите руку. У каждого человека есть любимый питомец, но из всех домашних животных собака считается самым преданным и верным существом для человека. Кто считает себя знатоком пород собак? Решите ребусы и, возможно, вы узнаете породу, которую ещё не знали. (От каждой команды выходят по три желающих.)
Ответы: борзая, бульдог.
Ответы: мопс, овчарка.
Ведущий. Вы замечательно справились с заданием и сейчас послушаем песню Владимира Комарова и Михаила Либина «Человек – собаке друг».
– Ребята, о чём эта песня? Что хотел сказать автор песни? (Ответы детей.)
Ведущий. И животные, и растения — мир живой природы, а мы – часть его. «Охранять природу — значит охранять Родину», — сказал известный писатель М. М. Пришвин. Давайте вместе будем беречь, охранять и сохранять всё живое вокруг нас.
Чтец. (На природе (Ольга Фокина, Усть-Илимск)
У меня есть друг – Тотошка!
Я его не обижаю,
Поиграем с ним немножко,
Нет его – и я скучаю!
Обнимает нас с Тотошкой
Солнышко лучами!
Соберём цветы в лукошко,
Принесём их маме!
Птички песенки поют,
И цветы в траве растут!
Ведь всему живому
Нужно чтоб любили!
Ну и чтобы дома
Мама с папой были!
Гнёзда птиц не трону я,
Чтоб не испугались,
Не покинули гнезда,
С мамой не расстались.
Муравейник и нору
Я не потревожу,
Там ведь жители живут,
Помешать мы можем.
Мы с природой как семья
И беречь всё надо!
Будут радовать тогда
Небо, солнце, травы!
Ведущий. Какие правила поведения на природе вы услышали в этом стихотворении? (Ответы детей.)
– А кто из вас знает пословицы о природе?
Учащиеся.
– Что сегодня сбережёшь, завтра пригодится.
– Не жди от природы милости, сам садочек сади, сам и вырасти.
– Нет плохой земли, есть плохие хозяева.
Ведущий. О чём эти пословицы? Как вы их понимаете?
– Ребята, многие из вас бывают на природе с друзьями или с семьёй и, наверняка слышали голоса птиц.
Следующее задание: угадайте голос какой птицы звучит. (Звучит фонограмма со звучанием голосов птиц.)
Ведущий. Используя природные звуки, ритмы и пропуская знакомые образы через своё видение и восприятие, многие композиторы создали эмоционально насыщенные композиции, которые в своей естественной простоте и искренности вызывают отклик в каждом сердце слушателя. Следующее задание будет немного сложнее: по звучанию музыки угадать какую птицу изобразил композитор в своём произведении.
Звучат произведения
М.Мусоргский. «Балет невылупившихся птенцов»
М.Равель. «Печальные птицы»
П.И.Чайковский «Песня жаворонка»
Ж.Рамо. «Перекликание птиц»
К.Сен-Санс. «Лебедь»
Л.Дакен. «Кукушка»
Алябьев. «Соловей»
М.Глинка. «Жаворонок»
Э.Григ. «Птичка»
О.Мессиан «Каталог птиц» Серый кулик
Чтец.
В природе столько красоты!
В природе столько красоты –
Вглядись, и ты поймешь,
Зачем росистые кусты
Окутывает дрожь.
Куда, журча, ручей бежит,
Прозрачнее стекла,
О чем под вечер, в поле ржи,
Поют перепела…
Пусть станет сердцу твоему
Понятна птичья речь –
И ты научишься тому,
Как это все беречь.
(В.Чижов)
Ведущий. Ребята, что вы запомнили с сегодняшнего мероприятия? Как необходимо вести себя на природе? Что может сделать каждый человек, чтобы сберечь красоту природы?
Домашнее задание. Изготовить памятки по правилам поведения на природе.